В наше время малокомплектная школа выступает стабилизирующим фактором сельского поселения, поэтому требуются новые подходы к сохранению, эффективному использованию, развитию материальной базы сельских школ.
14.03.2014В наше время малокомплектная школа выступает стабилизирующим фактором сельского поселения, поэтому требуются новые подходы к сохранению, эффективному использованию, развитию материальной базы сельских школ. Я работаю в сельской малокомплектной школе. В последнее время благодаря национальному проекту «Образование» наша школа закупила компьютеры, ноутбуки, наглядные пособия, появился выход в Интернет. В кабинете информатики четыре современных компьютера. Конечно, малокомплектная школа имеет свои минусы: малочисленность, удаленность от культурно-просветительных благ, некоторые семьи имеют достаток ниже прожиточного уровня. Из двадцати пяти учащихся у восьми есть компьютеры. Поэтому перед учителями стоит трудная задача: компенсировать эти недостатки, чтобы наши ученики, окончив школу, не чувствовали себя ущербными только потому, что учились в сельской малокомплектной школе.
Жизнь показала, что Интернет - технологии стимулируют развитие наших интеллектуальных способностей, дают нам возможности получать дополнительную информацию быстро и удобно. Но, я считаю, что нужно помнить, что Интернет – лишь средство, а какие методы и формы использования применять, зависит от педагога. Обязательно нужно учитывать, что «всемирная паутина» засорена различной информацией, которая может не только ввести учащихся в заблуждение, но и нанести вред психике. Поэтому на моих уроках школьники используют Интернет только под моим контролем и пользуются теми ресурсами, которые необходимы для учебы.
Сегодня внедрение новых информационных технологий меняет традиционный взгляд на образование. Информационные технологии направлены на интенсификацию образования, реализацию идей развивающего обучения. Основной целью использования информационных технологий является повышение эффективности урока, поэтому на своих уроках я использую компьютер как:
• средство для предоставления учебного материала обучающимся с целью передачи знаний;
• средство информационной поддержки учебного процесса;
• дополнительный источник информации;
• средство для определения уровня знаний и контроля над усвоением учебного материала;
• универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний.
Изучив познавательные интересы обучающихся своей школе, я пришла к выводу, что русский язык и литература не имеют высокой рейтинговой оценки. Причина заключается в высокой сложности изучения: исключения из правил в русском языке, большой объем произведений по литературе. Исходя из этого, я стараюсь повышать мотивацию на своих уроках за счет создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, а также активного внедрения информационных технологий, способствующих развитию интереса и индивидуализации обучения. Конечно, подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой отнимает у учителя много времени, но за то такие уроки приносят больше пользы и удовлетворения. Я использую в своей работе информационные технологии уже несколько лет. Сейчас мною апробировано и дает положительный результат:
Презентация в автоматическом режиме – сопровождение школьной лекции на уроке погружения в новую тему, сообщения учителя или ученика при введении нового материала;
Презентации – проекты учащихся, созданные ими самостоятельно к уроку или на уроке.
Я пришла к выводу, что на уроке с использованием современных технологий: Интернет, презентация, учебное электронное пособие,- устраняются многие негативные моменты: минимум бумаг, четкость и наглядность хода урока. Использование компьютерных технологий позволяет мне вовлечь детей в активную работу и подвигнуть их к стремлению овладеть необходимыми знаниями. Кроме того различные формы изложения электронного учебного материала позволяют учитывать индивидуально – психологические характеристики личности, что, в свою очередь, способствует лучшему восприятию, повышению качественного уровня знаний. Поурочное планирование в каждом классе, я составляю с учетом использования ИКТ: стараюсь готовить к уроку презентации, подбираю мультимедиа приложения для самостоятельной работы с теорией, готовлю тесты обучающего и контролирующего характера, которые позволяют оперативно определить уровень восприятия и понимания изучаемого материала с использованием ПК. Учащимся самим становится интересно проверить, что они смогли усвоить на уроке, а где остались у них «пробелы». Соответственно, домашнее задание учащиеся получают индивидуальное.
Начиная с пятого класса, активно использую учебное электронное пособие (компьютерные программы «Фраза», «Репетитор» ) , так как опыт моей работы убедил меня в целесообразности использования этого вида работы.
На данный момент в моей методической копилке есть презентации к урокам и внеклассным мероприятиям по литературе, построенные с использованием компьютерной техники, созданные в программе Microsoft Power Point. Для эффективного использования данного электронного пособия достаточно наличие в кабинете ПК и мультимедийного проектора. Также в нашей школе есть возможность проведения урока в компьютерном классе, подключенном к Сети, и я использую ресурсы Интернета, как на уроке, так и во внеурочное время. Здесь может быть множество вариантов работы. В старших классах на уроках литературы мною апробировано обзорная лекция с использованием Интернет – ресурсов. Во внеурочной деятельности я использую такой вид работы, как виртуальная экскурсия (в частности, знакомство с музеями). Обучающиеся нашей школы редко бывают на экскурсиях, в музеях решить эту проблему, хотя бы частично помогают виртуальные экскурсии. И еще одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности, что очень важно на уроках литературы. Напомню известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Как говорилось выше, современные технологии позволяют использовать успешно на уроке презентации, выходы в Интернет. Привнесение информационных технологий в среду урока обогащает его трофику (звуковую, визуальную, эмоциональную, интеллектуальную, духовную), создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, воспроизводства знаний, а также стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнеров. В результате чего и возникает ситуация успеха. Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что предназначена она для учащихся. Но не надо забывать основной признак педагогических технологий двусторонний характер процесса познания. Конечно, начинает создание ситуации успеха учитель, но обязательно наступит момент, когда учащиеся будут стараться создать ситуацию успеха для своего учителя. И это, я считаю, самое главное в нашей работе.
Доступность обращения, широкие возможности компьютера, качественный подбор программного обеспечения по предмету позволяет использовать персональный компьютер на уроках, активизируя учебный процесс, помогая обучающимся реализовать в той или иной мере свой скрытый интеллект и творческий потенциал. Систематическое использование компьютерных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства обучения, развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу и предмету в целом. Грамотное, обоснованное использование ИКТ способствует повышению эффективности качества обучения и сформированности ключевых и предметных компетенций обучающихся.
Но на сегодняшний день есть и проблемы, затрудняющие эффективное использование ИКТ в школьном образовании. С одной стороны у наших учителей наблюдается недостаток знаний и опыта работы с современными технологиями, с другой стороны отсутствуют методические рекомендации по использованию данных технологий в преподавании предметов.
Использование современных информационных технологий, конечно, является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Все более важным становится умение творчески, эффективно применять огромные возможности Интернета в учебном процессе. И здесь учитель выступает главным координатором процесса внедрения Интернет-технологий в школе. Это довольно сложный механизм, для управления которым нужны знания и навыки пользования компьютерной техникой, умение продуктивно работать с информацией и постоянно совершенствовать свою квалификацию. Но все-таки, несмотря на увлеченность всеобщей школьной компьютеризацией, информационно-коммуникационные технологии не должны стать самоцелью. Информационно-коммуникационные технологии - всего лишь дополнительное средство, с помощью которого возможно реализовать новые формы сотрудничества учителя и ученика в целях их совместного творчества и личностного развития. Автор: Польшакова Е.Н., МООУ ООШ д. Чемоданово