Статьи и обзоры

Итоговая аттестация по русскому языку как один из показателей качества образования

Введение Единого государственного экзамена по русскому языку в форме централизованного тестирования заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс в старших классах. Усиленную работу необходимо начинать в 8-9 классе, так как большая часть материала реализуется уже при государственной итоговой аттестации во время экзамена в 9 классе.

13.07.2015

Введение Единого государственного экзамена по русскому языку в форме централизованного тестирования заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс в старших классах. Усиленную работу необходимо начинать в 8-9 классе, так как большая часть материала реализуется уже при государственной итоговой аттестации во время экзамена в 9 классе. В 10-11 классах необходимо не только подготовить к выпускному и вступительному тестированию, но и подготовить старшеклассников с психологической точки зрения.

При разработке системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку необходимо охватить все разделы языкознания: "Фонетику", "Орфоэпию", "Лексику", "Фразеологию", "Морфемику", "Морфологию", "Пунктуацию", "Орфографию", "Культуру речи", "Развитие речи" (подготовка к сочинению). Кроме этого учитель русского языка должен ежегодно анализировать результаты тестирования прошлогоднего экзамена. Это помогает выявить трудности и проблемы выпускников по конкретным темам и заданиям и целенаправленно отработать эти недостатки в работающем классе.

За время проведения ЕГЭ педагогической общественностью отмечено положительное влияние эксперимента по введению ЕГЭ по русскому языку  на процесс преподавания предмета:

• в практике преподавания русского языка конкретизируется содержание обучения русскому языку, отрабатывается обязательный перечень содержательных элементов государственного образовательного стандарта;

• становится актуальным компетентностный подход в обучении;

• в школу внедряется переход от знаниецентричной парадигмы обучения к культуросообразной.

Такой переход строится на понимании того, что будущее зависит не столько от количества знаний учащихся, сколько от сформированности универсальных способов познания, мышления, практической деятельности:

• усиливается коммуникативная направленность преподавания школьного курса;

 в связи с проведением Единого государственного экзамена на уроках русского языка больше внимания уделяется анализу текстов различных стилей и типов речи;

• целенаправленно развивается монологическая речь учащихся;

• формируется умение рассуждать на предложенную тему, приводя тезис, аргументы и делая вывод;

• отрабатываются навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируются на этой основе общеучебные умения работы с книгой, идет целенаправленный процесс обучения комментированию текстов, созданию собственных текстов.

Результаты выполнения экзаменационной работы по русскому языку дают возможность выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует большего внимания в процессе обучения в старших классах.

Благодаря проведению единого государственного экзамена актуальным становится сознательно – коммуникативный принцип обучения русскому языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений; изучение языка во взаимосвязи и взаимозависимости единиц различных языковых уровней.

Результаты единого государственного экзамена по русскому языку убеждают в необходимости выработки единых подходов проверки языковых уровней.

Таким образом, необходима система подготовки к данному виду итоговой аттестации, так как известно, что поступление ни на одну из специальностей вуза или техникума не обходится без сдачи экзамена по русскому языку.

1. Информационный этап подготовки к ЕГЭ

Подготовку как к Единому государственному экзамену, так и к Государственной итоговой аттестации  лучше всего начать с информационного этапа, который включает в себя ряд компонентов. Во-первых, оформляется информационный стенд сменного состава, в котором есть такие разделы:

- Памятка для выпускника - в ней содержатся различные психологические советы при подготовке к экзаменам. Эти советы-рекомендации можно взять из книги Д. Карнеги.

- Памятка для родителей - в ней должны быть советы по подбору дополнительной литературы по подготовке к выпускному экзамену. Кроме этого в этом разделе постоянно должны меняться рекомендации, на какие разделы или темы школьники должны обратить внимание при выполнении домашних заданий.

- Контрольно-измерительные материалы - сборники тестовых заданий.

- Образцы заполнения бланков ответов.

- Памятки, схемы, таблицы, алгоритмы по темам русского языка. Этот демонстрационный материал служит необходимым помощником для старшеклассников, особенно для выполнения практической части. В памятках обязательно должны все виды разборов: фонетический, лексический, морфемный, морфологический, синтаксический, пунктуационный. Кроме этого здесь должен быть постоянно материал для самопроверки и взаимопроверки.

2. Модель учебной деятельности

При подготовке к Единому государственному экзамену предусматриваются разные виды деятельности старшеклассников: это аудиторная деятельность, работа по индивидуальной траектории или индивидуальному прогнозированию, факультативные занятия, индивидуальные консультации, интеллектуальные игры, викторины, творческие конкурсы, кружковые занятия. Это разнообразие образовательной деятельности выпускников носит активно-деятельностный, проектный характер. Учащиеся осмысленно выполняют стандартные задания, осваивая и приобретая следующие навыки:

- осваивают модели учебной деятельности;

- приобретают конкретные лингвистические навыки;

- получают технические навыки при использовании информационно-коммуникативных технологий;

- развивают коммуникативные и межкультурные навыки.

Главным видом учебной деятельности является урок, который имеет свои особенности, свою пошаговую систему.

Шаг 1. Повторение теоретического материала.

Для успешного выполнения тестовых заданий по ЕГЭ и ГИА необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса русского языка, то есть все полученные знания за курс 5-9 класса. Систематизация теоретического материала осуществляется двумя способами:

1.Методом индивидуальной подборки информационного материала;

2. Методом групповой работы.

В любом случае учитель словесности или группа лидеров класса подбирает дополнительную литературу или материал из средств Интернета по конкретной теме.

 Этот материал оформляется в опорные конспекты, таблицы, схемы. Большой эффективностью пользуются у старшеклассников таблицы-сравнения, благодаря которым учащиеся могут сравнивать. Это могут быть морфологические признаки или грамматические категории двух частей речи: имени существительного и имени существительного, имени прилагательного и причастия, глагола и причастия, глагола и деепричастия, деепричастия и наречия. Категориальный обзор подобных творческих работ способствует укреплению теоретической базы - фундамента знания для выполнения тестовых заданий.

При подготовке к итоговой аттестации учащиеся опираются на  таблицы – алгоритмы, создаваемые с 5 класса, старшеклассники самостоятельно работают с теоретическим материалом (желательно иметь раздаточный материал): вначале они просматривают материал и делают пометки в тексте, затем заполняют таблицу. Следующим этапом является работа с материалом, который вызывает большие трудности. В третьей части формулируются вопросы по слабо усвоенному или непонятому материалу для работы в группах или в парах сменного состава.

Шаг 2. "Продвинутая" лекция.

Наиболее объемные или сложные темы обобщаются учителем при помощи "продвинутой" лекции с использованием мультимедиа (это могут быть слайды, таблицы).

Шаг 3. Работа в группах по отработке тестовых заданий.

В совместной деятельности старшеклассники отрабатывают тестовый материал заданий частей А и В, это помогает им сэкономить время на выполнении заданий. На этом этапе происходит осмысление языкового материала, так как при выборе ответов школьники анализируют, размышляют, применяя правило, выявляют закономерности тестовых заданий. Самое главное - взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка влияет на межличностные отношения в классном коллективе.

Шаг 4. Самостоятельный выбор задания.

Отработанный на уроке материал закрепляется во время подготовки домашнего задания: учащиеся самостоятельно выбирают типичные задания и отрабатывают тестовые задания. Для этого можно использовать дополнительный материал по подготовке к тестовому контролю.

3. Система подготовки к Единому государственному экзамену школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла.

В разработке системы подготовки к данному виду итоговой аттестации методического объединения учителей гуманитарного цикла нашей школы можно условно выделить несколько этапов:

1 этап – до начала сдачи первого экзамена;

2 этап - анализ результатов первого экзамена;

3 этап - анализ школьных программ с целью разработки методических приемов подготовки к экзамену;

4 этап - комплексный анализ учебного процесса с целью создания единых требований при подготовке к ЕГЭ.

Анализ первых результатов показал, что задания ЕГЭ синтезируют в себе весь учебный материал по русскому языку с 5 по 9 классы (основное изучение русского языка заканчивается в 9 классе), а в 10-11-м классах стало традиционным повторение изученного материала.

Таким образом, необходимой стала задача организации наиболее эффективного повторения на последнем этапе обучения, а на предшествующем – создание единых требований к рабочим программам учителей и оценке умений, навыков учащихся.

Анализ также показал, что наибольшую трудность вызывает у учащихся выполнение задания части С, ориентированное на интерпретацию научно-популярного, публицистического или художественного текста и написание сочинения-рассуждения  на него, поэтому было принято решение об изучении методических разработок по подготовке части С.

Создание методическим объединением контрольно-измерительных материалов, с опорой на банк заданий ЕГЭ и ГИА,  по проверке освоения обучающимися образовательного стандарта, итоговых контрольных работ в форме тестов, начиная с 5-го класса с последующим подробным анализом результатов с целью принятия дальнейшей стратегии обучения.

Создание методических рекомендаций по интегрированной подготовке к ЕГЭ, т.е. с использованием возможностей в области преподавания литературы, создание КИМов в форме тестов и заданий для зачетов с целью подготовки к части С.

Анализ результатов показывает, что необходима также и разработка систему подготовки слабых обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА.

4. Сформированность орфографических навыков - путь к прочным знаниям.

Экзаменационные тесты по русскому языку и сочинение предполагают прочные знания в области орфографии - знание основных правил русского языка помогает в решении тестовых заданий и грамотного оформления творческой работы. Систематизировать орфограммы лучше всего в ходе повторения теоретического материала каждой части речи. Для этого все орфограммы русского языка распределяются по частям речи и оформляются в виде Сетки орфограмм: например, Сетка орфограмма по теме "Имя существительное", Сетка орфограмм по теме "Глагол". Сетка орфограмм представляет собой набор всех орфограмм по теме: точное название орфограммы, правило-опора, примеры с графическим оформлением. Оформленная сетка орфограмм учителем копируется и размножается на компьютере для каждого ученика. Это делается для того, чтобы школьники могли в любое удобное время посмотреть нужную орфограмму, а не искать её в учебниках или памятках. На каждом уроке русского языка предусмотрены упражнения, отрабатывающие практические навыки по орфограммам: это словарно-орфографическая работа, диктант-дубль, диктант "Найди ошибку", "Четвертое лишнее", распределительный диктант, работа с таблицами, орфографический диктант "Проверь себя".

5. Лексическая работа с текстом и словом

Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста указываются средства художественной изобразительности: синонимы, антонимы, омонимы, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы и тому подобное. Кроме этого текст анализируется с точки зрения стилистических возможностей слов и выражений - диалектные слова, профессионализмы, заимствованные слова, неологизмы. Лексическая работа с текстом предполагает работу с отдельными словами, поэтому необходимо научить старшеклассников на более высоком уровне производить лексический разбор отдельного слова. С этой целью заостряется внимание на Памятке "Лексический разбор слова".

6. Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста помогает старшеклассникам исследовать текст с разных сторон и построить свой ответ в форме связного высказывания. Примерная программа комплексной работы с текстом приведена в книге Т.М. Пахновой "Готовимся к экзаменам по русскому языку, 9-11 классы", в методическом пособии для учителей словесников С.Л. Каганович "Обучение анализу поэтического текста". Задания, предложенные в дидактических и методических пособиях можно менять, усложняя задания или уменьшая. Необходимо учитывать индивидуальный интеллектуальный уровень выпускников: уровень знаний, психические особенности характера: темперамент, темп работы, возможности.

6. Принципы русской пунктуации

Отрабатывать пунктуационные навыки лучше всего по отдельным темам раздела "Пунктуация", это такие темы: "Тире между подлежащим и сказуемым", "Тире в неполном предложении", "Тире в бессоюзном сложном предложении", "Знаки препинания при однородных членах предложения", "Обособленные члены предложения", "Уточняющие члены предложения", "Вводные слова и вводные предложения", "Способы цитирования. Прямая и косвенная речь", "Запятая и тире в сложносочиненном предложении", "Запятая в составе сложноподчиненных предложений".

7. Подготовка к сочинению-рассуждению

Во всех тестовых заданиях в качестве творческой работы предлагается написать небольшое сочинение, опираясь на предложенный в варианте ЕГС текст. Это задание обозначено в части С1: "Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленные автором текста".

Для анализа текста необходимо предлагать разные варианты текстов, как по содержанию, так и по форме. Вначале с учащимися прорабатываются различные виды памяток: "Рекомендации к тексту-рассуждению", "Рекомендации к тексту-описанию", "Советы по построению сочинения". Все рекомендации учитель составляет с учетом уровня подготовленности класса, с учетом сформированных ранее навыков письменной связной речи.

При подготовке к написанию сочинения  учащиеся чаще пользуются  учебно-методическим пособием  Е.А. Сениной, А.Г. Нарушевича «Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки».

Таким образом, были изложены основные составляющие системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, работа в этом направлении продолжается, появляются новые приемы и методы, которые апробируются на практике и будут проанализированы.

Для того чтобы эта система работала эффективно, нужна методическая база для каждого урока. Это очень сложный, трудоёмкий процесс, но он позволяет обеспечить каждого школьника индивидуальными контрольно- измерительными материалами для подготовки к ЕГЭ.

Результаты подготовки к ЕГЭ по русскому языку убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся, применения единого критериального подхода к оценке творческих работ учащихся. Одним из главных требований в организации учебной деятельности по усвоению языка должно быть постоянное внимание к языковым значениям. И ещё одно не менее важное дополнение – необходимо использовать не только уроки русского языка, но и литературы, где можно осуществлять тщательную подготовку к выполнению задания к части С. Пока же недостаточно реализуются межпредметные связи, поэтому опыт изучения других предметов не используется при написании сочинения по прочитанному тексту. При этом следует подчеркнуть, что работа по обогащению словарного запаса выпускников должна вестись координировано и целенаправленно преподавателями разных предметов, так что усиление межпредметных связей при обучении русскому языку приобретает важнейшее значение. Следует более последовательно реализовать в школе сознательно- коммуникативный принцип обучения родному языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений.

В условиях классно-урочной системы текст должен стать стимулом для обсуждения различных проблем и должен предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.

Необходимо обратить внимание на формирование навыков рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; необходимо обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации текстов различных стилей. И не нужно забывать аксиому: больше знаешь – меньше боишься, меньше боишься – больше веришь в победу, веришь в победу – значит победишь. Заставить поверить в это детей – задача нас, педагогов.

Список использованной литературы

1. http://fipi.ru

2. Программа по русскому языку под редакцией Л.М.Рыбченковой. М. «Дрофа», 2002 г.

3.Варианты и ответы Единого Государственного Экзамена. Русский язык. М. «Просвещение», 2010-2013 г.

4.Е.Н.Панова. А.А.Позднякова «Русский язык». Учебно-справочное пособие. «Астрель». М. 2004.

5.Г.Т.Егораева. Русский язык. Выполнение части С. М.»Экзамен», 2006.

6.Д.Э.Розенталь. «Справочник по орфографии и пунктуации». М. «Столетие». 2000.

7.Ткаченко «300 диктантов». М. 2003

8. Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста. М.: Русское слово, 2006. - 112с.

9. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ. - М.: Русское слово, 2006. - 432с.

10. Разные виды словарей.

11. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку, 9-11 классы. - М.: ВЕРБУМ-М, АО Московские учебники, 2003. - 288с. 12. Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. Русский язык: Тренировочные задания. - М.: Эксмо, ЕГЭ 2008, 2009, 2010, 2011, 2012.

Источник