Статьи и обзоры

Концепция электронных учебных материалов (видеоуроков) в условиях развития цифровой образовательной среды

Ускоренное внедрение цифровых технологий в социальную сферу, в том числе в образование, является одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года.

28.01.2020

Владимир Иванович Шулов, эксперт Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций»

Ускоренное внедрение цифровых технологий в социальную сферу, в том числе в образование, является одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года.

Неотъемлемым элементом цифровой образовательной среды являются электронные обучающие материалы (видеоуроки), создание которых – один из ожидаемых результатов реализации мероприятий государственной программы «Развитие образования».

Изучив и проанализировав все аспекты современной образовательной среды, была разработана концепция учебных материалов (видеоуроков) для общеобразовательных предметов в образовательных организациях общего образования.

Основной целью создания концепции являлась выработка единых требований к содержательному наполнению и технической реализации учебных материалов (видеоуроков) по общеобразовательным предметам.

Концепция содержит: требования к содержательному наполнению учебных материалов, продолжительности занятий; структуру, форматы, алгоритм разработки; требования к техническим средствам; технологические решения.

Концепция включает комплекс подходов к созданию учебных материалов (видеоуроков), состоящий из таких подходов, как системный, компетентностный, герменевтический, технологический, личностно ориентированный, интерактивный

В концепции представлен алгоритм разработки видеоурока, который состоит из 7 основных этапов: определение темы, составление сценария, определение методических приемов, подбор учебных материалов, подбор элементов визуализации учебных материалов, хронометраж видеоурока, запись.

Для создания учебных материалов (видеоуроков) были выделены следующие технологические решения с применением личностно ориентированного, интерактивного и технологического подходов: использование мультимедийных технологий, технологии видеоскрайбинга, отечественного конструктора интерактивных уроков Сore, программного средства Camtasia Studio.

Использование представленной концепции электронных учебных материалов (видеоуроков) для общеобразовательных предметов в условиях развития современной цифровой образовательной среды будет способствовать повышению уровня создания видеоуроков за счет соответствия единым требованиям к содержанию и обеспечения соответствия этих уроков требованиям ФГОС, Примерным программам общего образования, предметным концепциям, а также особенностям физического, психического и психологического развития ребенка.

Полный текст статьи представлен по ссылке