Формирование современной инновационной модели образования для Российской Федерации, направленной на обеспечение перехода к новому типу социального развития, может осуществляться в рамках социокультурной модернизации как комплексного структурного изменения, направленного на формирование гражданской, этнокультурной, личностной идентичности при использовании механизма сетевого взаимодействия.
17.02.2015Формирование современной инновационной модели образования для Российской Федерации, направленной на обеспечение перехода к новому типу социального развития, может осуществляться в рамках социокультурной модернизации как комплексного структурного изменения, направленного на формирование гражданской, этнокультурной, личностной идентичности при использовании механизма сетевого взаимодействия. Механизмом реализации задач социокультурной модернизации образования является сетевое взаимодействие сельских ОУ.
Разработанная нами Концепция управления сетевым взаимодействием сельских ОУ спроектирована в рамках системного (системно-функционального) и структурного (структурно-сетевого) подходов, благодаря которым для нас представлена как аутопоэтическая распределенная система, которая обладает рядом признаков, таких как: открытость динамической системы при организационной закрытости, целостность, когнитивность, непрерывность и антиципация (У. Матурана и Ф. Варела).
Миссия концепции управления сетевым взаимодействием сельских ОУ заключается в том, что сетевое взаимодействие является современным механизмом иной модели модернизации – социокультурной, которая будет способствовать формированию новой сетевой модели управления образованием на сете, созданию условий для многоуровневого, многофункционального, полицентрического целостного процесса коммуникации сельских ОУ различного типа, вида и направленности, нацеленного на реализацию сетевых образовательных программ, проектов и развитие ресурсного обеспечения (в том числе кадрового), обеспечивающего вариативность, доступность высокое качество и эффективность образовательных услуг, а также формирование высокой степени адаптивности, социальной компетентности, личностного и интеллектуального развития субъектов взаимодействия.
Сфера деятельности концепции – управление сетевым взаимодействием сельских образовательных организаций.
Стратегическое видение концепции управления сетевым взаимодействием сельских ОУ включает ключевые показатели, к достижению которых оно стремится:
Идея повышения доступности образовательных услуг представлена как механизм соблюдения принципа социальной справедливости – равного права обучающихся на реализацию вариативных образовательных программ всех уровней, типов и видов, определялась через понятие географической, содержательной доступности всех уровней образования, в том числе и социально уязвимыми группами населения, с позиции материально-технического оснащения, педагогического, интеллектуального и других ресурсов образовательного учреждения.
Повышение качества образования как совокупность свойств и характеристик ресурсно-обеспеченного (согласно ФГОС) образовательного процесса определяется как способность удовлетворения потребностей в предметных результатах, УУД, обеспеченных соответствующими условиями их реализации.
Эффективность образования может быть сформулирована как система оптимального использования ресурсов для получения наиболее высокого качества реализации вариативных (основных, дополнительных) образовательных программ и внеурочной деятельности.
Конкурентные преимущества сетевого взаимодействия учреждений общего образования, которые будут обеспечивать решение актуальных задач социокультурной модернизации образования:
1. Обеспечение пространственной доступности услуг, предоставляемых сетью: сохранение сельских начальных школ, в том числе МКШ, в каждом селе; сохранение отдаленных, малокомплектных, малочисленных ОУ.
2. Реализация возможности выбора образовательной программы из пакета сетевых, в том числе профильных.
3. Обеспечение необходимой концентрации и направленного распределения ресурсов (человеческих, информационных, материальных, финансовых), что предполагает целевое использование ресурсов одного типа; изменение сегодняшней структуры сети общего образования, характеризующейся низкой специализацией элементов и подэлементов сети.
Ведущим требованием общества (и, следовательно, государства) к образованию является формирование человеческого потенциала (О.И. Генисаретский, Н.А. Носов, Б.Г. Юдин (1996); В.Ж. Келле (1997); Н.Н. Авдеева, И.И. Ашмарин, Г.Б. Степанова (1997), А.А. Попов (2009), развивающейся инновационной экономики как интегральной антропологической характеристикой, описывающей способность человека выстраивать рефлексивное отношение к собственным наличным качествам и ресурсам и формировать проект своего настоящего и будущего [1].
Для отдельных страт наиболее актуальной является решение проблемы подготовки человека к жизни в условиях сетевой структуры современного российского социума,. Для личности в системе образования сетевой организации преимущество остается за формированием навыков обеспечения «качества жизни» как комплексной характеристики готовности человека обеспечить высокое качество образования, культуры, среды обитания (экологии), социальной, экономической и политической организации общества при высоком уровне сохранения самого «я».
Глобальная цель сетевого взаимодействия ОУ на селе в условиях развития образования –создание действенного механизма внедрения ведущих идей о современном образовании информационного общества, соответствующего запросам инновационной экономики.
В условиях социокультурной модернизации образования это целеполагание должно наполняться вариативным содержанием, обусловленным использованием национально-региональной специфики, что предполагает «политика регионализации, которая предусматривает создание условий для достаточно автономного функционирования и развития региональных образовательных систем в соответствии с социально-экономическими, культурными и образовательными потребностями регионов» .
Указанные процессы развиваются в рамках определенных тенденций организации сетевого взаимодействия ОУ: универсальных (об управляемости и стихийности роста различного типа и вида сетевых объединений; о преимущественных способах коммуникации внутри сетей ОУ; о содержании целеполагания сетевого взаимодействия и др.); характерных для сельских ОУ (о зависимости потребности в сетевом образовании от уровня социально-культурного развития села, ведущих социокультурных механизмах развития села, непрерывности процесса реформирования сельских образовательных организаций) [2].
В процессе экспериментальной работы были сформулированы закономерности управления сетевым взаимодействием: «О способах решения противоречий между организационными и сетевыми ценностями в условиях взаимодействия ОУ», «Об оптимальности сочетания стихийного и организационного в развитии сети», «О целостности управления сетевым взаимодействием.
Соответственно, в рамках указанных выше тенденций и закономерностей определены и принципы управления сетевыми организациями в сельской местности в конце ХХ – начале ХХI в.. как аутопоэтическими системами: опережающего развития образования, комплексности и интеграции, связанности, кооперации и сотрудничества, опережающего развития образовательных сетей, непрерывности образования, инновационности, открытости, многообразия образовательных сетей.
Стратегическая цель управления сетевым взаимодействием сельских ОУ – создание условий для формирования общественно-государственной системы управления образованием в условиях сельского социума.
Реальная цель управления сетевым взаимодействием сельских ОУ- проектирование и организация процесса коммуникации организаций и учреждений различного типа, вида и направленности, нацеленного на реализацию сетевых образовательных программ, проектов и развитие ресурсного обеспечения (в том числе кадрового), обеспечивающего вариативность, доступность высокое качество и эффективность образовательных услуг, а также формирование высокой степени адаптивности, социальной компетентности, личностного и интеллектуального развития субъектов взаимодействия.
Стратегические направления управления сетевым взаимодействием сельских ОУ включают: создание условий для формирования современной школы как полисетевого центра образования на селе; диверсификация системы управления образованием на селе (формирование сетей ОУ общественно-государственным структурам, делегирование государством ряда управленческих полномочий, создание партисипативных органов управления сетевым взаимодействием, организация коммуникационного взаимодействия при реализации сетевого образовательного процесса).
Тактические задачи управления сетевым взаимодействием ОУ в условиях социокультурной модернизации направлены на: создание условий для становления современных моделей сельских образовательных организаций; формирование современных органов управления сетевым взаимодействием образовательных учреждений в сельском социуме; организация сетевого взаимодействия ОУ в рамках коммуникативного менеджмента.
Реализация стратегии управления сетевым взаимодействием сельских ОУ как процесс решения тактических задач включает фактически параллельно, текущие процессы: 1) формирование сетей образовательных учреждений (реальных и виртуальных); 2) создание систем управления сетевым взаимодействием; 3) коммуникация школ, в ходе которой реализуется образовательный процесс, проекты и др. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Указанные механизмы являются частью друг друга, тесно переплетаясь между собой. Так, в рамках формирования сетей ОУ (первого механизма) наиболее значимым является создание управленческих структур (второй механизм); все это сопровождается коммуникативной деятельностью (третий механизм), в ходе которой реализуются указанные первые, кадровым обеспечением которых является формирование новых профессиональных стереотипов педагогов и управленцев-участников сетевого взаимодействия.
Организационная единица сетевого взаимодействия -модель сетевого взаимодействия ОУ -упрощенное представление о: реальном процессе формирования совокупности учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими; совместной деятельности образовательных учреждений, в результате которой формируются группы обучающихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений.
Организация системы управления сетевым взаимодействием как способ социальной коммуникации для организационного оформления управленческих структур сети учреждений и организаций можно представить в виде следующего алгоритма: выявление модели сетевого взаимодействия и диагностика уровня готовности ОУ, входящих в сети, к соответствующей модели управления; определение проблем, стоящих перед сетями и постановка задачи разработки модели управления; моделирование органов управления сети; создание управленческо-педагогических команд ОУ (сети, узлов и др.), правовое оформление органов управления; определение функционала школьных или сетевых управленческо-педагогических команд (УПК); создание системы мотивации для их участников и субъектов сетевого взаимодействия; выявление результатов командообразования и результативности деятельности сетевого взаимодействия. Каждой модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений соответствуют направления, формы сетевого взаимодействия, преимущественный его уровень формирования, модели управления, соответствующие управленческо-педагогические команды [3].
Механизм организации процесса коммуникации ОУ при реализации образовательного процесса (очного или дистанционного) как способ организации социальных коммуникаций реализации сетевых образовательных услуг определяется определенными этапами и следующими положениями:
1. Содержание коммуникации есть коммуникационная деятельность участников сетевого взаимодействия, т.е. завершенная операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации, осуществляемое в трех формах: подражание, управление, диалог. Коммуникационная деятельность складывается из коммуникационных действий. Преобладающая форма коммуникационных действий (подражание, управление, диалог) становится формой соответствующей коммуникационной деятельности.
2. Субъектами коммуникационной деятельности в рамках сетевого взаимодействия являются: индивидуальная личность (школьники, педагоги, специалисты по реализации образовательных услуг), социальная группа (коллективы ОУ, других организаций, участвующих в реализации сетевых образовательных услуг), массовая совокупность (сельский социум).
3. Ведущие виды коммуникационной деятельности в рамках сетевого взаимодействия – микрокоммуникация, мидикоммуникация, где в качестве активного, целенаправленного субъекта выступают индивидуальная личность, чаще социальная группа.
4. В качестве объекта воздействия (если формируются не субъект-субъектные, а субъект-объектные связи) выступает личность или отдельный коллектив, что определяет уровень коммуникации: межличностный или групповой. При этом такая форма коммуникационного действия как диалог возможен только между субъектами одного уровня, а управление и подражание – между субъектами всех уровней.
5. Коммуникационная деятельность определяется не как цепочка последовательных коммуникационных действий (операций), а единство коммуникационных и некоммуникационных актов; при этом любая некоммуникационная деятельность (познание, труд) включает в свою структуру коммуникационные действия. Поэтому коммуникация школ является сопровождающей сам процесс формирования сетевого взаимодействия.
6. Коммуникационная деятельность включает множество участников сети ОУ, в связи с чем, она формирует общественные отношения, полюсами которых являются сотрудничество и конфликт, соответственно, сам механизм коммуникации ОУ направлен на формирование условий для совместной деятельности по реализации сетевых образовательных услуг.
Мониторинг эффективности управления сетевым взаимодействием ОУ включает показатели, которые демонстрируют результаты управленческих действий [4].Соответственно он состоит из групп, которые связаны с: 1) созданием условий для повышения качества образования сельских школьников, соответствующих потребностям инновационной экономики:
качество обучения – индикаторы: качество обучения, в том числе ЗУНов, результатов ЕГЭ, сформированности элементов универсальных учебных действий, качество воспитания, качество образовательных программ; 2) обеспечением доступности
качественного образования для всех участников образовательного процесса на селе без учета фактора местожительства по показателям: «Количество сформированных сетей», уровни развития материально-технической базы в соответствии с требованиями СанПИНов, учебно-методического обеспечения на основа нии требований к кабинетам ОУ в виде среднего балла по сети; 3) созданием условий для организации педагогического процесса – показатель «Эффективность образовательных услуг», который включает индикаторы: «Эффективность использования финансовых средств», «Уровень соответствия качества образования и степени финансирования».
В рамках концептуального обоснования управления сетевым взаимодействием ОУ в сельской местности необходимо использовать системный и структурный подходы, позволяющие выявить и охарактеризовать ведущие идеи формирования сетевого взаимодействия, а также закономерности управления и реализации.
Концепция управления сетевым взаимодействием сельских ОУ как способа развития образования в условиях становления инновационной экономики:
1) направлена на: в стратегическом плане –на создание условий для формирования общественно-государственной системы управления образованием в условиях сельского социума; в тактическом плане- на проектирование и организацию процесса коммуникации организаций и учреждений различного типа, вида и направленности, нацеленного на реализацию сетевых образовательных программ, проектов и развитие ресурсного обеспечения (в том числе кадрового), обеспечивающего вариативность, доступность высокое качество и эффективность образовательных услуг, а также формирование высокой степени адаптивности, социальной компетентности, личностного и интеллектуального развития субъектов взаимодействия;
2) обеспечивается следующими методологическими принципами: опережающего развития образования; комплексности и интеграции; связанности, кооперации и сотрудничества, опережающего развития образовательных сетей, непрерывности, инновационности, открытости, многообразия образования.
Конкурентные преимущества сетевого взаимодействия учреждений общего образования, которые будут обеспечивать решение актуальных задач социокультурной модернизации образования: обеспечение пространственной доступности услуг, предоставляемых сетью: сохранение сельских начальных школ, в том числе МКШ, в каждом селе; сохранение отдаленных, малокомплектных, малочисленных ОУ; реализация возможности выбора образовательной программы из пакета сетевых, в том числе профильных; обеспечение необходимой концентрации и целевого распределения ресурсов (человеческих, информационных, материальных, финансовых), что предполагает целевую концентрацию ресурсов одного типа; изменение сегодняшней структуры сети общего образования, характеризующейся низкой специализацией элементов и подэлементов сети.
Стратегические направления управления сетевым взаимодействием сельских ОУ: создание условий для формирования современной школы как полисетевого центра образования на селе; диверсификация системы управления образованием на селе (формирование сетей ОУ, делегирование государством ряда управленческих полномочий, создание партисипативных органов управления сетевым взаимодействием, организация коммуникационного взаимодействия при реализации сетевого образовательного процесса).
Тактические задачи управления сетевым взаимодействием ОУ в условиях социокультурной модернизации: создание условий для становления современных моделей сельских образовательных организаций (учреждений); формирование современных органов управления сетевым взаимодействием образовательных учреждений в сельском социуме; организация сетевого взаимодействия ОУ в рамках коммуникативного менеджмента.
Организация управления процессом реализации стратегии управления сетевым взаимодействием; механизмы реализации стратегии как тактические задачи управления сетевым взаимодействием сельских ОУ включает фактически параллельно, текущие процессы: 1) процесс формирования сетей образовательных учреждений (реальных и виртуальных); 2) создание систем управления сетевым взаимодействием; 3) механизм коммуникации школ, в ходе которой реализуется образовательный процесс, проекты и др. Эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Понятие «модель сетевого взаимодействия ОУ» можно представить как упрощенное представление о: реальном процессе формирования совокупности учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими; совместной деятельности образовательных учреждений, в результате которой формируются группы обучающихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений.
Систематика моделей сетевого взаимодействия сельских ОУ может быть представлена как с внутренней, так и внешней структуры в рамках организационной (основания: степень сетевого взаимодействия, гео-экономическая характеристика территории, организационное оформление сетевого взаимодействия ОУ), управленческой (адаптивная, использования внешних ресурсов; ситуационная, партнерских взаимоотношений; сетевого взаимодействия), педагогической систематики (группы сетевого взаимодействия (СВ) ОУ: с целью создания условий для социализации сельских школьников, решающих
задачи развития одаренных детей, реализации сетевых образовательных программ общего образования, сетевые объединения специалистов профессионального образования) и др.
Библиографический список
1. Попов, А. А. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения [Текст] / А. А. Попов, И. Д. Проскуровская // Вопросы образования. – 2007. – № 3. – С. 186–198.
2. Сартакова, Е. Е. Концепция формирования сетевого взаимодействия сельских школ для решения задач модернизации образования [Текст] / Е. Е. Сартакова // Вестник Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). – 2010. – Вып. 11 (101). – С. 24–31.
3. Сартакова, Е. Е. Формирование УПК как механизма модернизации сельской школы [Текст] / Е. Е. Сартакова // Директор сельской школы. – 2012. – № 3. – С. 5–18.
4. Сартакова, Е. Е. Диагностика эффективности модернизации сельских муниципальных образовательных систем и педагогических условий ее реализации [Текст] / Е. Е. Сартакова // Вестник Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). – 2009. – Вып. 11 (89). – С. 78–84.