Статьи и обзоры

Лучшие региональные практики проведения конкурса на получение денежного поощрения «Лучшие учителя» в 2018 году

В России с 2010 года введена система денежного поощрения лучших учителей образовательных организаций. Ежегодно каждый регион России проводит конкурсный отбор и представляет в Минобрнауки России списки лучших учителей для получения ими соответствующей премии.

23.11.2018

В 2018 году все субъекты Российской Федерации осуществляли процедуру оценивания конкурсных документов учителей в соответствии с Правилами проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7 июня 2017 г. № 500 (далее – Конкурс), а также в соответствии с нормативно-правовой документацией, изданной на региональном уровне.

Всеми субъектами Российской Федерации были соблюдены основные принципы проведения Конкурса – это: гласность, открытость, прозрачность процедур и обеспечение равных возможностей для участия в Конкурсе учителей образовательных организаций.

При этом лучшие региональные практики оценивания конкурсных документов учителей для получения денежного поощрения продемонстрировали следующие субъекты российской Федерации: Алтайский край, Воронежская область, Кабардино-Балкарская республика, Республика Крым, Краснодарский край, Курганская область, Республика Тыва, Ростовская области, Удмуртская Республика, Владимирская область, Рязанская область, город Москва, Хабаровский край.

Выбор лучших практик оценивания конкурсных документов учителей для получения денежного поощрения осуществлялся с учетом следующих основных аспектов (цели внедрения единой Модели Конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций):

Следует отметить, что конкурсные работы учителей, во всех перечисленных регионах, проходили проверку на плагиат по уровню оригинальности текста. В процессе оценивания конкурсных документов учителей применялись программные средства для автоматизированной обработки информации. В каждой региональной системе оценивания по данному субъекту Российской Федерации присутствуют все критерии из Приказа Минобрнауки России № 500 от 07.06.2017.

Открытость процедуры оценивания конкурсных документов учителей была обеспечена путем публикации информации о ходе и результатах оценивания в сети Интернет.

Также важным организационным моментом в системе оценивания конкурсных документов учителей в каждом субъектах Российской Федерации являлся двухэтапный процесс организации и проведения Конкурса, т. е. первоначально рассматривались материалы о преподавателе, полученные в электронном виде, затем – очный этап.

С целью подготовки членов конкурсной комиссии в регионах проводились разовые очные мероприятия, заочные мероприятия, курсы повышения квалификации, видео-семинары, была организована рассылка методических материалов для членов конкурсных комиссий.

Система оценивания конкурсных документов учителей в данных субъектах Российской Федерации предусматривала муниципальный и региональный уровни управления. Также, в системе оценивания конкурсных документов учителей было предусмотрено проведение публичных защит проектов учителей, презентации их личных достижений (портфолио), открытых уроков и различных мастер-классов. Трансляции публичных выступлений учителей, а также презентации их учебных занятий представлены на сайтах в режиме «онлайн».

Рассмотрим некоторые региональные особенности процедуры оценивания конкурсных документов учителей для получения денежного поощрения.

Так, в Алтайском крае процедура оценивания проведения конкурса проходила с привлечением родителей обучающихся и общественных организаций. Было обеспечено организационно-техническое сопровождение процедуры оценивания, а также разработана технология критериального оценивания; обеспечена возможность оформления материалов по оценке работ на бумажном и электронном носителях.

Были предусмотрены требования к конкурсным документам учителя (а именно, к справке, содержащей информацию о профессиональных достижениях учителя): учебные результаты учащихся, результаты внеурочной деятельности, а также рекомендации (инструкции) по подготовке данной справки для учителей.

В Воронежской области процедура оценивания проведения Конкурса проходила с привлечением подготовленных экспертов из большинства муниципальных районов региона.

Ключевыми особенностями процедуры оценивания проведения конкурса являлись:

В Краснодарском крае процедура оценивания проведения Конкурса проходила с привлечением педагогической и родительской общественности, организаций профессионального образования, профсоюза и других общественных организаций. Материалы каждого педагога на заочном этапе оценивали 3 эксперта.

Ключевыми особенностями процедуры оценивания проведения Конкурса в данном регионе являлись:

Также в данном регионе были предусмотрены следующие требования к справке, содержащей информацию о профессиональных достижениях учителя:

В Курганской области процедура оценивания проведения конкурса проходила с привлечением работников различных областей, а также представителей родительской общественности.

Ключевыми особенностями процедуры оценивания проведения Конкурса в данном регионе являлись:

В Рязанской области процедура оценивания проведения конкурса проходила с участием экспертной комиссии. В экспертную комиссию входили представители разнообразных организаций, которые работают в удобном режиме. Региональные методические рекомендации позволяли сделать процесс оценки более объективным.

Основные особенности процедуры оценивания проведения конкурса в Рязанской области:

В городе Москва процедура оценивания проведения конкурса проходила в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации, все методы и методики оценивания использовались в соответствии с нормативно-правовым обеспечением конкурса.

Основные особенности процедуры оценивания проведения конкурса в городе Москва:

В данном регионе были предусмотрены требования к конкурсным документам учителя (а именно, к справке, содержащей информацию о профессиональных достижениях учителя), наличие собственной методической разработки, создание учителем условий для приобретения позитивного социального опыта и т. д.

Основными особенностями процедуры оценивания проведения Конкурса в Хабаровском крае являлись:

В данном регионе не предусмотрены требования к конкурсным документам учителя (к справке, содержащей информацию о профессиональных достижениях учителя), но разработаны рекомендации (инструкции) для учителей по подготовке конкурсных материалов. Обязательно нужно было указывать персональные данные, достижения учителя, качество знаний по предмету, результаты достижений учащихся.

Детально рассмотрим Содержательные (методические) особенности системы оценивания конкурсных документов в Хабаровском крае.

alt

alt

alt

alt

alt

Таким образом, представленные лучшие практики оценивания конкурсных документов учителей для получения денежного поощрения демонстрируют высокий уровень организации и проведения Конкурса. Полученный опыт может быть использован в системе образования для повышения качества реализации подобных проектов на уровне субъектов Российской Федерации.