Статьи и обзоры

Модернизации дошкольного образования мешают недоработки со стороны властей: Счетная палата

Модернизации дошкольного образования мешает отсутствие должного контроля и координации со стороны федеральных и региональных органов исполнительной власти. К такому выводу пришли участники заседания Коллегия Счетной палаты РФ, проанализировав стоимость ввода в 2013 году одного места в дошкольных образовательных организациях, а также причины превышения указанной стоимости.

10.09.2014

Модернизации дошкольного образования мешает отсутствие должного контроля и координации со стороны федеральных и региональных органов исполнительной власти. К такому выводу пришли участники заседания Коллегия Счетной палаты РФ, проанализировав стоимость ввода в 2013 году одного места в дошкольных образовательных организациях, а также причины превышения указанной стоимости.

Как сообщили в Счетной палате РФ, с докладом выступил аудитор Александр Филипенко. По его словам, в 2013-2014 годах на модернизацию дошкольного образования в стране выделено 100 млрд рублей. Несмотря на значительные средства, реализация Программы по модернизации региональных систем дошкольного образования столкнулась с рядом проблем, рассказал он. Так, отсутствуют нормативные документы, определяющие стоимость одного места в дошкольных образовательных организациях. Кроме этого, «электронная очередь», которая должна была стать одним из инструментов определения потребности в средствах на реализацию программы, не функционирует.

По итогам 2013 года дополнительно создано 401 677 мест для реализации программ дошкольного образования. Регионы России в 2013 году определяли стоимость ввода одного места исходя из объемов ассигнований федерального и регионального бюджетов и количества планируемых к созданию мест в текущем году, установленного в соглашениях.

В 23 регионах стоимость создания одного места превышает стоимость, установленную в соглашениях. Так, например, в Московской области согласно отчету об осуществлении расходов фактическая стоимость создания одного места — 957,9 тыс. рублей, при плановом значении, установленном в соглашении — 124,1 тыс. рублей, в Республике Ингушетия — 815,6 тыс. рублей при плановом значении — 56,9 тыс. рублей, в Ярославской области — 682,3 тыс. рублей против 314,4 тыс. рублей, что свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны Минобрнауки России.

Стоимость создания одного места в дошкольной образовательной организации на 2014 год, в сравнении с 2013 годом, по ряду регионов выросла, а по некоторым снизилась.

Так, в 24 регионах страны произошло удорожание более чем на 10%, в том числе, Новгородской, Саратовской и Ульяновской областях, республиках Мордовия и Ингушетия. В 11 регионах отмечается 10%-ное снижение стоимости одного места в дошкольной образовательной организации.

По словам Филипенко, при заключении соглашений в 2013 году Минобрнауки предусматривалось увеличение средней стоимости места за счет строительства от показателей Госстроя России на 10%, несмотря на то, что приведенная стоимость строительства является предельной. Между тем превышение стоимости строительства в сравнении со стоимостью определенной Госстроем отмечается в 8 регионах. Так, превышение стоимости строительства в Ленинградской области составило 45,5%. В ряде регионов создание одного места за счет реконструкции, капитального ремонта, пристроя и приобретения значительно более затратное, чем новое строительство.

При этом стоимость одного места за счет одной и той же формы создания в различных регионах может также различаться в 5 и более раз. Например, создание одного места за счет приобретения зданий варьируется от 121 тыс. рублей в Калужской области до 1,1 млн рублей в Архангельской; за счет строительства — от 411 тыс. рублей во Владимирской области до 2,7 млн рублей в Магаданской области.

Как напомнил аудитор, согласно поручению президента, правительству РФ было необходимо до 1 января 2014 года завершить внедрение электронной очереди. До настоящего времени этого не произошло. Численность детей, поставленных на учет на 1 июня 2014 года составляет 572 684 ребенка, а по данным регионов, на учете состоят 647 548 детей.

«Отсутствие показателей федерального статнаблюдения, позволяющих вести учет детей в возрасте от 3 до 7 лет, нуждающихся в дошкольном образовании, а также разнородность данных в различных системах учета не позволяет объективно оценить потребность в объеме бюджетных ассигнованиях необходимых для достижения 100% доступности дошкольного образования», — отмечает аудитор.

Александр Филипенко обратил особое внимание, что в ряде регионов доступность дошкольного образования составляет менее 80%, а охват детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет составляет 43,47%.

Участники Коллегии решили обратить внимание Госдумы на тот факт, что в условиях формирования федбюджета на 2015-2016 годы определение источников финансирования мероприятий модернизации дошкольного образования является крайне актуальным.

Аудитор выделил два аспекта, создающих риски нарушения регионами принципа эффективности использования бюджетных средств при модернизации дошкольного образования. Первый — отсутствие нормативно-правового регулирования, объективно определяющего стоимость ввода одного места в дошкольных организациях в зависимости от способа решения проблемы дефицита мест. Второй — отсутствие должного контроля и координации со стороны федеральных органов исполнительной власти (Минобрнауки РФ, Минстроя, Госстроя и др.), а также региональных и муниципальных властей. Коллегия Счетной палаты приняла решение направить доклад президенту РФ, информационное письмо — заместителю председателя правительства РФ. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен также в Министерство образования и науки РФ, Совет Федерации и Государственную Думу.

Источник