Статьи и обзоры

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ

Развитие ребенка в дошкольный период — это сложный и многогранный процесс. Каждый день ребенок открывает перед собой новые границы окружающего мира.

16.10.2015

Развитие ребенка в дошкольный период — это сложный и многогранный процесс. Каждый день ребенок открывает перед собой новые границы окружающего мира. Огромная жажда познания заставляет ребенка всем интересоваться и во всем принимать активное участие, пропуская через себя — давать свою оценку понятого, изобретать, творить, а главное развиваться дальше, поднимаясь каждый день на новую ступень развития.

Мониторинг — производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направленно на реализацию таких функций как наблюдение, контроль и предупреждение.

Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития. Мониторинг включает сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме.

Основной целью мониторинга является изучение процесса достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у обучающихся интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 7 годам.

Академик А. Г. Асмолов пишет: «Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов), направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями. Таким образом, предпосылки гуманистического подхода должны быть заложены изначально — через обобщенный образ личности ребенка, задаваемый адекватной системой норм развития. Деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине».

В законе «Об образовании» (от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.)) была внесена норма, запрещающая любые формы аттестации дошкольников. Но с помощью мониторинговых и иных исследований на разных этапах можно фиксировать уровень развития ребенка, чтоб педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ними работать дальше.

В Стандарте дошкольного образования («Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155) речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов, освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.

Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ осуществляется, как правило, два раза в год (август — май). Он обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, характеризуется сбалансированностью методов, которые предупреждают переутомление обучающихся и не нарушать ход образовательного процесса.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок.

По итогам мониторинга на каждого обучающегося составляется карта индивидуального образовательного маршрута, где определяются цели и задачи образовательной работы по формированию тех интегративных качеств личности, а также умений и навыков по тем разделам основной образовательной программы ДОУ, по которым были выявлены наиболее низкие показатели. Например, в соответствии с низкими показателями по интегративному качеству «Овладевший способами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», а также в зависимости от поведения ребенка указывается следующее: «Затрудняется изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации, реагирует агрессивно при возникающих конфликтах, не умеет договариваться со сверстниками, отрицательно относится к замечаниям взрослого» и т. п.

Способы осуществления мониторинга разнообразны:

• Наблюдение

• Обследование детей

• Анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом

• Сбор информации в Банк данных о педагогах детского сада

• Анкетирование родителей

Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.

Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.

Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности — учреждении, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.

В течение учебного года важно проводить индивидуальную работу с детьми, пополнять учебно-методическую базу ДОУ, пополнять предметно — развивающую среду в группе, проводить закаливающие мероприятия, а так же активно работать с родителями.

Благодаря всему этому повышается уровень освоения программы детьми к концу года.

Для повышения уровня освоения программы детьми по ознакомлению с окружающим миром необходимо использовать беседы, наглядные пособия, дидактические игры, например такие как: «Собери растения», «Времена года», «Профессии», «Дикие — домашние животные», «Грибы, ягоды» и др. Настольно — печатные игры, например такие как «Профессии» (лото), «Животный мир» (лото), «Транспорт» (лото) и пр.

В художественном творчестве нужно широко применять наглядные пособия, игрушки, раскраски.

По социально-личностному развитию в течение года необходимо использовать в работе с детьми беседы, например такие как: «Один дома», «Улица полна неожиданностей», «Осторожно, дорога», «Кто твой друг», «Старость надо уважать» и др. Широко применять в работе подвижные игры, такие как: «Трамвай», «Найди свой цвет», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Подбери знак», «Говорящие знаки», и т. д.

После проведения мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результаты обсуждаются на педагогическом совете. Педагогический совет формирует список детей, показавших низкий результат усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории.

Воспитателями совместно с узкими специалистами разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент), затем в календарном плане фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса).

Педагогами дошкольного образовательного учреждения разрабатывается бланк индивидуального образовательного маршрута.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута: создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально — личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Образовательный маршрут включает основные направления:

• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);

• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);

• формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно — практической, игровой, продуктивных видов — лепки, аппликации, рисования);

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

• механизма, речевых функций;

• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Современный специалист, практически в любой сфере деятельности должен уметь проектировать и создавать хотя бы не сложные базы данных. Это поможет автоматизировать и ускорить процесс решения многих рутинных задач. Обязательным требованием к построению системы мониторинга в ДОУ является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению обучающихся и не нарушать ход образовательного процесса. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Литература:

1. Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 2012. — 320 с.

2. Малофеев Н. Н. Из истории интегрированного обучения: как все начиналось // Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: материалы междунар. науч.-практ. конф.,сент.2011 г./отв. ред. Е. И. Михайлова, д.п.н..: редкол.: А. А. Григорьева, д. п. н., и др.]. — Якутск: Офсет, 2011. — 276 с. — с. 31.

3. Пильдес, М. Б. Система работы образовательного учреждения в условиях модернизации образования: образовательная программа школы / М. Б. Пильдес, Е. Д. Тенютина. — Волгоград: Учитель, 2010. — 211 с.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

5. Соколков, Е. А. Проблемно-модульное обучение: учебное пособие / Е. А. Соколков. — Москва: Вузовский учеб., 2012. — 390 с.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). 7. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А. В. Хуторской. — 2-е изд., стер. — Москва: Академия, 2010. — 252 с.

Источник