Статьи и обзоры

Проведение мониторинга эффективности внедрения и реализации программы повышения квалификации среди педагогических работников в субъектах Российской Федерации

На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем в дошкольном образовании является не только повышение квалификации педагогических работников в дошкольной образовательной организации, а также эффективность внедряемых и реализуемых программ повышения квалификации среди педагогических работников в субъектах Российской Федерации.

26.08.2020

На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем в дошкольном образовании является не только повышение квалификации педагогических работников в дошкольной образовательной организации, а также эффективность внедряемых и реализуемых программ повышения квалификации среди педагогических работников в субъектах Российской Федерации.

По заказу Министерства просвещения Российской Федерации, в рамках выполнения работ по проекту Организационно-методическое сопровождение формирования общероссийского кадрового ресурса по вопросу реализации образовательных программ дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке как родном»  был проведен мониторинг эффективности внедрения и реализации программы повышения квалификации среди педагогических работников в субъектах Российской Федерации (далее – мониторинг). Организатор проведения мониторинга – Общество с ограниченной ответственностью Совместное предприятие «Содружество».

Мониторинг проходил с 15.06.2020 по 03.07.2020 года, площадка проведения: https://до.языкинародов.рф/monitoring

В мониторинге приняло участие 1064 дошкольных образовательных организаций из 42 субъектов Российской Федерации.

Целевая аудитория мониторинга:

Результаты опроса представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования

В результате анализа потребности в реализации программы повышения квалификации «Актуальные вопросы реализации образовательных программ дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке» можно сделать вывод о том, что дошкольные образовательные организации нуждаются в подготовке педагогических кадров, работающих с детьми дошкольного возраста на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и потребность эта довольно высокая (от 60 % и выше в каждом федерально округе).

Результат опроса показал, что во всех округах Российской Федерации программа повышения квалификации по вопросам реализации образовательных программ дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке, является востребованной (рисунок 1), особенно в Южном, Сибирском, Северо-Кавказском и Северо-Западном округах.

alt

Рисунок 1 – Результаты ответа на вопрос «Востребована ли в Вашем субъекте Российской Федерации программа повышения квалификации по вопросам реализации образовательных программ дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке?»

По данным опроса, наибольшее количество педагогических работников, которые прошли повышение квалификации по программе «Актуальные вопросы реализации образовательных программ дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке» – в Алтайском крае (184 чел.), Свердловской области (119 чел.), Ставропольском крае (112 чел.). В разрезе федеральных округов по данному критерию лидируют Приволжский (249 чел.) и Сибирский (221 чел.) федеральные округи, немного меньшее число педагогических работников Дальневосточного федерального округа (163 чел.), Уральского федерального округа (128 чел.) и Центрального федерального округа (126 чел.).

Наибольшее количество заявок на прохождение курсов повышения квалификации по программе «Актуальные вопросы реализации образовательных программ дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке» поступило от дошкольных образовательных организаций Приволжского федерального округа (168 чел.), Дальневосточного федерального округа (144 чел.), Центрального федерального округа (109 чел.).

По мнению большинства респондентов, в программе повышения квалификации «Актуальные вопросы реализации образовательных программ дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке» присутствует инновационная составляющая, очень хорошо представлен дополнительный методический материал.

Респонденты Сибирского и Приволжского федеральных округов высоко оценили эффективность внедрения и реализации программы повышения квалификации «Актуальные вопросы реализации образовательных программ дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке» среди педагогических работников.

Наиболее актуальным способом для профессионального развития педагогических работников в послекурсовой период большая часть респондентов отметила участие в методических сетевых объединениях (19,5 %). Также актуальными способами считают стажировку (16,9 %), вебинары (16,1 %), самообразование (15,3 %) и научно-методическое сопровождение (13,6 %).

Результаты опроса представителей дошкольных образовательных организаций

В соответствии с результатами мониторинга подавляющее большинство опрошенных представителей дошкольных образовательных организаций считают, что есть потребность в реализации программы повышения квалификации для педагогических работников, реализующих программы дошкольного образования (рисунок 2).

alt

Рисунок 2 – Результаты ответа на вопрос «Существует ли в Вашей образовательной организации потребность в реализации программы повышения квалификации для педагогических работников, реализующих программы дошкольного образования?»

Согласно полученным данным, 78,6 % из общего количества педагогических работников, прошедших повышение квалификации по программе «Актуальные вопросы реализации образовательных программ дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском» – воспитатели, 8,8 % – руководители дошкольных образовательных организаций.

В целом можно сказать, что повышение квалификации проходят все педагогические работники независимо от стажа (рисунок 3).

alt

Рисунок 3 – Результаты ответа на вопрос «Укажите количество педагогических работников в Вашей образовательной организации, прошедших повышение квалификации по программе «Актуальные вопросы реализации образовательных программ дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке» в зависимости от стажа педагогической деятельности»

Большинство респондентов отметили, что изученные в результате освоения программы повышения квалификации «Актуальные вопросы реализации образовательных программ дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке» образовательные технологии внедряются в их образовательных организациях.

Более 60 % опрошенных оценили эффективность внедрения и реализации программы повышения квалификации «Актуальные вопросы реализации образовательных программ дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке» как высокую.

Анализируя результаты проведенного мониторинга, можно сделать следующие выводы:

В целом представленные результаты позволяют говорить о достаточно высокой статистически подтвержденной эффективности внедрения и реализации программы повышения квалификации «Актуальные вопросы реализации образовательных программ дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке».