Развитие системы образования – один из ключевых ориентиров государственной политики Российской Федерации. Поиск и выявление педагогов, достойных звания лучших, подтверждающих достижениями учеников значимость своих разработок, становится целью достаточного количества конкурсных мероприятий, проводимых на различных уровнях системы образования Российской Федерации.
28.11.2018Развитие системы образования – один из ключевых ориентиров государственной политики Российской Федерации. Поиск и выявление педагогов, достойных звания лучших, подтверждающих достижениями учеников значимость своих разработок, становится целью достаточного количества конкурсных мероприятий, проводимых на различных уровнях системы образования Российской Федерации.
В число таких конкурсов входит и конкурс на получение денежного поощрения «Лучшие учителя», который ежегодно проводится в субъектах Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.01.2010 № 117 «О денежном поощрении лучших учителей».
2018 год не стал исключением. Конкурсной комиссии пришлось довольно непросто определить победителей, ведь каждый представленный на конкурс комплект документов – дело всей жизни претендента. За каждой страницей – кропотливый труд, нелегкий путь от теории педагогики до блеска горящих интересом глаз, от детского «Не хочу, не могу, не буду!» до слов благодарности выпускников и признания коллег.
Кто же они, эти герои у школьной доски?
Мы предлагаем познакомиться с ними поближе, открывая цикл статей о победителях конкурса на получение денежного поощрения «Лучшие учителя» в 2018 году в субъектах Российской Федерации.
Часть 2. Критическое мышление, театр, ИЗО
Шестакова Наталья Васильевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №7 г.о. Лыткарино
Учитель начальных классов
Технологии развития критического мышления
Шестаковой Натальей Васильевной разработаны и представлены профессиональному сообществу мастер-классы по развитию критического мышления «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах». Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету: актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом, пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету, помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним: помочь активно воспринимать изучаемый материал, соотнести старые знания с новыми.
Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов – помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал, самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. Наталья Васильевна отбирает те, которые можно успешно применять на уроках в начальной школе, начиная уже с младшего школьного возраста.
«Составление кластера». Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления.
Программа индивидуального развития «Одарённый ребёнок»
Совместно с педагогом-психологом Натальей Васильевной разработана программа индивидуального развития «Одарённый ребёнок». Цель программы - создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей. Задачи программы: реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким и средним уровнем обучаемости, организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления, выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей, интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся, создание банка данных одаренных детей.
Результативность опыта
Применение технологии развития критического мышления дало возможность при 100% успеваемости учеников Натальи Васильевны поднять качество образования до 85% - 100%. С предлагаемыми контрольными работами дети справляются без затруднений в более короткие сроки, чем дети других классов. Постоянно растет количество детей, повышающих итоговую отметку. Результаты комплексной министерской работы подтверждают высокий уровень образовательных результатов учеников Натальи Васильевны.
Ученики Натальи Васильевны активно участвуют в предметных олимпиадах, в том числе и дистанционных. Каждый год они становятся победителями и призерами на школьном, муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях.
Ученики Натальи Васильевны – активные участники научно-практических конференций, они индивидуально и коллективно работают над различными проектами и делают первые шаги на муниципальных конференциях.
Архарова Наталья Петровна
МАОУ Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов
Учитель русского языка и литературы
Урок как спектакль или Спектакль как урок
Авторская методическая разработка Натальи Петровны «Урок как спектакль или Спектакль как урок» соединяет в себе основное и дополнительное образование, образовательную деятельность, классно-урочную систему обучения разновозрастной многочисленной группы учащихся русскому языку и литературе. А также внеурочную деятельность в форме исследовательской, познавательной и социально значимой деятельности учащихся по созданию авторских и коллективных проектов. Это: поэтические спектакли, обучающие видеофильмы, тематические научно-популярные альманахи «Живое слово». Наталья Петровна организует проведение ежегодной школьной научно-практической конференции, фестивалей малых театральных коллективов (на базе одного класса, малой группы).
Школьный поэтический театр «Элегия»
Ядром авторской методической системы является созданный в 2005 году школьный поэтический театр «Элегия», состоящий из нескольких непостоянных по персональному составу разновозрастных групп (авторы, актеры, техническая и информационная службы, критики, журналисты, операторы, фотографы, операторы монтажа). Тематика спектаклей определяется изучаемыми на уроках русского языка и литературы темами, календарем знаменательных дат, темой года (Год Семьи, Год российского кинематографа, Год литературы, Год экологической безопасности и т. д).
Творческие педагогические мастерские
Основной инновационной образовательной технологией, используемой Натальей Петровной, является технология «Творческих педагогических мастерских». Учителем разработана система уроков (мастерские творческого коллективного дела, мастерские творческого письма, мастерские ценностных ориентаций).
Технология СОМ
С 2016 года учитель активно внедряет в практику своей работы технологию СОМ (сетевого образовательного модуля), разработанную МДЦ «Международный центр» Артек». В рамках СОМ партнерами учителя являются педагог дополнительного образования, библиотекарь, работник культуры, а площадками становятся музей, библиотека, театр. Сетевые образовательные модули помогают Наталье Петровне решать задачи формирования целостного образовательного пространства, в котором воспитание потребности в познании не ограничивается школьными стенами, а выносятся за их пределы - сначала в жизнь школьного коллектива, а затем в «большую» жизнь.
Результативность опыта
Результатами работы Натальи Петровны можно считать разнообразные предметные, личностные и регулятивные умения и навыки, освоенные учащимися: высокое качество знаний по русскому языку и литературе; рост интереса к изучению русского языка и литературы; рост популярности русской классической поэзии среди школьников; реализация социально значимых проектов; повышение числа учащихся, охваченных проектной научно-исследовательской деятельностью; высокая социальная активность учащихся.
Беспалова Валерия Эдуардовна
Муниципальное образовательное учреждение Гжельская средняя общеобразовательная школа с изучением предметов художественно-эстетического цикла
Учитель изобразительного искусства высшей категории
Методические разработки Валерии Эдуардовны «Основы гжельской росписи» и «Разработка и апробация системы тестового контроля на уроках искусства» успешно прошли апробацию не только в Гжельской школе, но и в школах Раменского муниципального района.
Творческий, креативный подход Валерии Эдуардовны к образовательному процессу отражается на результативности учебных достижений ее учеников, которые показывают стабильно высокие результаты, в частности, два учащихся под руководством Валерии Эдуардовны стали именными стипендиатами, получив стипендию Губернатора Московской области, которая присуждается детям и подросткам, проявившим выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта
При 100% успеваемости качество знаний учеников достигает 96%.
Более 100 учащихся Валерии Эдуардовны стали победителями и призерами международных и всероссийских конкурсов детского рисунка: «На пороге осени», «В гостях у Деда Мороза», «Радужные фантазии», «Холодный восторг», «Чудеса природы», «Синяя птица Гжели», «Светлое Христово Воскресенье», «Крылья, ноги и хвосты», «Мой край родной», «Первый снег», «Петух-символ года», «Мы дети космоса», «Юный художник Росси-17», «Рождественский дизайн».
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса достигается эффективным использованием инновационных современных образовательных технологий, таких как: технология проектного обучения; информационно-коммуникационные технологии; игровые технологии, личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества.
В рамках внеурочной деятельности Валерия Эдуардовна руководит кружками: «С кисточкой в ладошке», «Глинушка» и «Юный художник» (младшая и старшая группы), при этом охват учащихся составляет 159 человек.
Основы гжельской росписи
В школе также предусмотрены программы внеурочной деятельности, связанные с освоением и сохранением традиционного промысла Гжели. Развитие основных навыков и умений творческой деятельности в области искусства по направлению «Гжельские узоры» оказывает влияние на выбор детьми обучения в Гжельском Художественно-Промышленном колледже, а затем в Гжельском Государственном Художественно-Промышленном институте, на выбор их будущей профессиональной деятельности.
Разработка и апробация системы тестового контроля на уроках искусства
Целью является выявление уровня сформированности УУД у учащихся 2-7 классов посредством тестового контроля.
По предмету ИЗО нет разработанной системы диагностики, которая удовлетворяла бы содержанию и задачам предмета. Валерия Эдуардовна сочла необходимым все ключевые понятия выписывать на отдельных листах как плакаты-пособия. При подготовке к тесту используется метод «ключевых понятий». Работа по совершенствованию качества тестов, систематическая работа на уроке по отработке теоретического материала, приводят к планируемым результатам на конец учебного года.
Валерия Эдуардовна не только прекрасный учитель, но и ученик, который постоянно развивается, расширяя свой кругозор, так как она постоянно повышает свою квалификацию, участвуя в курсах повышения квалификации, обучающих вебинарах и профессиональных конкурсах.Валерия Эдуардовна награждена Дипломом 2 степени Международной Ассамблеи ремесел при участии Правительства г. Москвы, имеет звание лучшего учителя-предметника Раменского муниципального района.