Статьи и обзоры

Цикл статей о победителях конкурса на получение денежного поощрения «Лучшие учителя» в 2018 году в субъектах Российской Федерации. Часть 3

Развитие системы образования – один из ключевых ориентиров государственной политики Российской Федерации. Поиск и выявление педагогов, достойных звания лучших, подтверждающих достижениями учеников значимость своих разработок, становится целью достаточного количества конкурсных мероприятий, проводимых на различных уровнях системы образования Российской Федерации.

28.11.2018

Развитие системы образования – один из ключевых ориентиров государственной политики Российской Федерации. Поиск и выявление педагогов, достойных звания лучших, подтверждающих достижениями учеников значимость своих разработок, становится целью достаточного количества конкурсных мероприятий, проводимых на различных уровнях системы образования Российской Федерации.

В число таких конкурсов входит и конкурс на получение денежного поощрения «Лучшие учителя», который ежегодно проводится в субъектах Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.01.2010 № 117 «О денежном поощрении лучших учителей».

2018 год не стал исключением. Конкурсной комиссии пришлось довольно непросто определить победителей, ведь каждый представленный на конкурс комплект документов – дело всей жизни претендента. За каждой страницей – кропотливый труд, нелегкий путь от теории педагогики до блеска горящих интересом глаз, от детского «Не хочу, не могу, не буду!» до слов благодарности выпускников и признания коллег.

Кто же они, эти герои у школьной доски?

Мы предлагаем познакомиться с ними поближе, открывая цикл статей о победителях конкурса на получение денежного поощрения «Лучшие учителя» в 2018 году в субъектах Российской Федерации.


Часть 3. Физика и технологии: классика и инновации

Головин Петр Петрович

Учитель физики МОУ Ишеевский многопрофильный лицей им. Н.К. Джорджадзе

alt

Кандидат педагогических наук, доцент методики преподавания физики, профессор Академии естествознания, руководитель Всероссийской авторской научно-методической школы МОУ Ишеевский многопрофильный лицей им. Н.К. Джорджадзе.

Учитель-методист (1980 г.); Кавалер ордена «Знак Почёта» (1981 г.); Заслуженный учитель РСФСР (1986 г.); Народный учитель СССР (1988 г.); серебряные и золотые медали ВДНХ СССР – 7 шт.; Кандидат педагогических наук (1992 г.); Патент на изобретение (1992 г.); Соросовский учитель в области точных наук (1996 г.); Профессор Академии естествознания (2000 г.); Диплом доцента методики преподавания физики (2007 г.); Медаль А.С. Макаренко (2008); Почетный профессор Ульяновского государственного педагогического университета (2018 г.).

Научно-методическая система

Научно-методическая система Головина Петра Петровича «Формирование системы знаний, практических умений и способов деятельности в области электродинамики и радиоэлектроники» является результатом многолетних исследований проблемы развития интересов, склонностей и способностей школьников к физико-техническому творчеству и оптимально соответствует требованиям ФГОС.

Созданная авторская методическая система направлена на:

Автором разработаны 28 учебных и учебно-методических пособий обучения по курсу электродинамики и радиоэлектронике. Для формирования практических и экспериментальных умений автором разработано 15 учебно-методических комплектов.

Результативность опыта

Авторские учебные пособия и учебно-методические комплекты позволяют организовать учебный процесс на системно-деятельностной основе. Каждый ученик работает на оптимальном уровне его учебных возможностей и способностей: изучает теорию, отвечает на вопросы; выполняет наблюдения, опыты, экспериментальные исследования, конструирует.

Проектные, конструкторские и исследовательские умения, приобретенные учащимися на уроках, развиваются во внеурочной деятельности на кружковых занятиях.

Все это позволяет учащимся овладеть не только системой знаний по курсу электродинамики, радиоэлектронике, но и приобрести умения организовать свою самостоятельную деятельность (поставить цель, спланировать деятельность, провести в соответствии с планом наблюдение, опыт, эксперимент, исследование; при необходимости найти и устранить причины возникших трудностей).

Наряду с экспериментальными, исследовательскими умениями, в процессе обучения обучающиеся приобретают навыки, необходимые для самостоятельного поиска информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников: учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета, ее обработку и презентацию.

alt

Рисунок  – Фрагмент уроков по физике на авторском видеоканале «Физика от Головиных»

Эффективность работы педагога подтверждается высокими результатами учащихся в учебе и научно-исследовательских работах, в информационно­коммуникативной деятельности: обмене опытом с учащимися других школ по сети Интернет, участии в Интернет-чемпионатах, Интернет-конференциях, тематических вебинарах.


Граков Алексей Сергеевич

Всеволожский р-н, Ленинградская область

Заведующий МДОБУ «Кудровский ДСКВ №1»

МБОУ «Лицей № 8» г. Сосновый Бор

Учитель физики

alt

Педагогика удивления

Алексей Сергеевич активно использует и развивает такое направление педагогики, как педагогика удивления. Педагогика удивления - особое направление педагогики, описывающее систему методов и приемов обучения и воспитания, основанных на когнитивной эмоции удивления, и опирающееся на принципы природосообразности, активности, проблемности, свободы и творчества. При этом учитель считает, что необходимо удивлять фактом, методом, обучающей средой, собственными силами. Учитель, способный удивлять, актуализирует мыслительную деятельность ребят и поддерживает внимание к теме урока. Позволяя тем самым запоминать интересные факты, а не просто включать особенности кратковременной памяти при работе с такими фактами. Ученики не только слушают его с увлечением, но и вступают в полемику, задают каверзные вопросы, сами создают ситуации, когда им выдаются научные задания и рефераты.

Дебаты

Для формирования личностных и метапредметных универсальных учебных действий, Алексей Сергеевич вовлекает обучающихся в игровую деятельность - дебаты. Формат дебатов позволяет создать условия для формирования метапредметных универсальных учебных действий. Готовя учеников к дальнейшей жизни, Алексей Сергеевич формирует умение слушать и слышать собеседника, уважительно относиться к другому мнению, умение работать в команде, развивает ораторское мастерство, умение планировать выступление, выделать главные тезисы и аргументировано их доказывать.

Результативность опыта

Позитивная динамика уровня обученности учащихся по физике подтверждается 100% успеваемостью на конец учебного года и ежегодным успешным участием учащихся в олимпиадном движении. Одним из показателей роста мотивации является высокий процент участия учащихся в выполнении творческих работ, которые оцениваются специалистами высокими баллами. Многие исследования награждены благодарственными письмами, почетными грамотами и дипломами.


Сарпов Сергей Анатольевич

МБОУ Маслянинская СОШ №1

Учитель технологии

alt

Технология как предмет будущего

Сергей Анатольевич считает, что технология как учебный предмет, способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

На протяжении нескольких лет Сергей Анатольевич работает над темой «Использование эффективных образовательных технологий, способствующих развитию познавательного интереса и творческих способностей обучающихся», что нашло отражение в методике преподавания предмета.

Сергей Анатольевич разработал проект «Интеграция основного  и дополнительного образования предметной области «Технология» как эффективный ресурс организации работы с одаренными детьми» в форме методического пособия общепедагогического уровня.

Основа применяемых методик Сергея Анатольевича, обеспечивающая их успешность:

Совместные региональные проекты

Совместно с коллегами МБОУ Маслянинской СОШ № 1 участвует в реализации региональных проектов: «Специализированные классы для одарённых детей по инженерно-технологическому направлению» (инженерно-технологический и агро-технологический классы), «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (физическими и психическими) в инклюзивном образовательном пространстве НСО».

Результативность опыта

Одним из показателей результативности педагогической деятельности является позитивная динамика достижений учащихся в изучении технологии. На протяжении трёх последних лет обучающиеся демонстрируют высокие образовательные результаты по предмету  «Технология»: 100% показатель успеваемости, наблюдается увеличение доли обучающихся, имеющих положительную динамику учебных достижений. За все годы работы отсутствуют обучающиеся, имеющие неудовлетворительные оценки.

Рост мотивации к изучению учебного предмета технология подтверждается активным участием  обучающихся  в олимпиадах различного уровня.