В январе 2014 года Минобрнауки России представило на общественное обсуждение проект Концепции поддержки развития педагогического образования.
26.03.2014В январе 2014 года Минобрнауки России представило на общественное обсуждение проект Концепции поддержки развития педагогического образования. Как отметил на заседании Комитета по образованию Госдумы директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев, документ посвящён вопросам повышения качества образования в области педагогики и эффективности работы образовательных организаций, реализующих соответствующие программы.
В Послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 года Президент РФ Владимир Путин сказал: «Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя. Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями по здоровью. Прошу подготовить комплексную программу обновления кадров для школ. Знаю, что Министерство образования этим уже занимается, включая развитие системы непрерывной подготовки и повышения квалификации учителей. Нужно завершать эту работу по подготовке этой программы».
Для разработки комплексной программы в Минобрнауки России создана рабочая группа под руководством первого заместителя министра Натальи Третьяк. Она состоит из четырёх комиссий, каждая из которых отвечает за свой участок работы – апробация и внедрение профессионального стандарта педагога, обеспечение перехода к системе эффективного контракта педагога, повышение социального статуса и престижа профессии педагога, модернизация педагогического образования.
Таким образом, проект Концепции поддержки развития педагогического образования – это один из шагов в создании интегрированной, комплексной программы, которая будет представлена в Правительство Российской Федерации до 1 июня 2014 года.
Идея создания концепции возникла 1,5 года назад, когда были подведены итоги первого мониторинга эффективности государственных вузов. Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов поручил создание рабочей группы, чтобы разобраться в ситуации и принять необходимые решения. Звучали предложения оценивать работу педагогических вузов по особым критериям, но, с точки зрения рабочей группы, это лишь консервировало бы ситуацию. Точно так же далеко не для всех педагогических вузов и их филиалов был бы оптимальным путь присоединения к федеральным или классическим университетам. И задача была поставлена иначе: провести модернизацию образовательных программ и на основе этого повысить эффективность работы образовательных организаций. Именно этой логикой руководствовалась рабочая группа, создавая проект концепции.
По мнению одного из разработчиков проекта, академика РАО Виктора Болотова, среди идей, заложенных в документе, наиболее важны следующие:
Во-первых, акцент на педагогическую практику, причём не в прежнем смысле, когда студенты какое¬то время проводили в школе и получали зачёт. Педагогическая практика – это когда школа становится экспериментальной площадкой для будущих учителей. Они не просто приходят туда на семестр, отрываясь от учёбы, Они так или иначе там присутствуют в ходе учебного процесса и на практике осваивают то, что в вузе им дают в теории. Чтобы эту идею реализовать, у вузов, где готовят педагогов, должны быть свои базовые школы.
Во-вторых, это возможность для одних студентов уйти с педагогических программ, а для других – наоборот, перейти на эти программы. Хорошо известно, что многие выпускники педвузов не хотят работать в школах, но, поняв это ещё во время обучения, изменить свою образовательную траекторию не могут. В то же время студенты иных направлений и специальностей иногда приходят к выводу, что педагогика – дело куда более интересное, нежели то, чем они занимаются сейчас. Нужно дать возможность и тем и другим работать по призванию.
В-третьих, поддержка молодых учителей. Речь в проекте концепции идёт не столько о материальной, сколько о профессиональной поддержке. Сейчас они часто уходят из школы, потому что старшие коллеги не могут оказать им профессиональную помощь. Нужно создавать профессиональные сообщества молодых учителей – и реальные, и виртуальные; хорошо известны такие сообщества в разных регионах – например, в Красноярском крае. Если удастся в первые два-три года помочь молодому учителю удержаться в школе, он наверняка останется там работать и станет хорошим специалистом. Разработчики концепции считают, что эти и другие шаги помогут поднять педагогическое образование на новый уровень.