Система аккредитации в России сегодня набирает обороты. Активно происходят процессы интеграции российской системы аккредитации а европейскую систему.
14.08.2015Система аккредитации в России сегодня набирает обороты. Активно происходят процессы интеграции российской системы аккредитации а европейскую систему. Отрабатываются система критериев и показателей государственной и общественно-профессиональной аккредитации программ профессионального образования. Это уже большие достижения.
Современные условия выдвигают новые требования к экспертизе и эксперту. Позвольте высказать несколько соображений по данному поводу.
Какими качествами должен обладать эксперт? Каков должен быть механизм отбора экспертов? Что нужно в первую очередь изменить в системе оценивания? Вот главные вопросы данного разговора.
Вопросы эти и простые и сложные одновременно. Достаточно просто назвать основные качества, которыми должен обладать эксперт. Во-первых, это высокий профессионализм и опыт работы в экспертных комиссиях, а во-вторых, - высокие морально-нравственные качества. Сложность заключается в том, как сформировать эти качества у кандидатов в эксперты.
Зарубежная и отечественная практика в других профессиональных областях, где требуется проведение профессиональной экспертизы, подсказывает нам следующий ответ - необходимо специальное обучение и проведение сертификационных экзаменов. На данный момент Гильдия экспертов в сфере профессионального образования начала системную работу в данном направлении. Обучающие семинары отличаются высокой информационной насыщенностью, глубиной и компактностью представления материалов, хорошим методическим сопровождением и открытостью дискуссий о проблемных зонах экспертной работы.
Более сложная задача - отобрать экспертов, обладающих высокими морально-нравственными качествами, поскольку мнение эксперта при проведении экспертизы не должно зависеть от возможного давления со стороны проверяемой организации с одной стороны, с другой должен быть непререкаемый авторитет аргументированного мнения эксперта. Специальными курсами эти качества выстроить не возможно, они определяется ценностями конкретного человека, уровнем морали и нравственности.
О механизме отбора экспертов.
По нашему мнению, прежде всего, должен учитываться тот опыт работы, который данный эксперт имеет, количество проведенных ранее экспертиз, профессионализм и морально-нравственные качества, продемонстрированные экспертом на этих экспертизах. Обязательно должна приниматься во внимание коммуникабельность, доброжелательность эксперта, умение бесконфликтно и принципиально решать сложные вопросы, а также владение одним из языков международного общения и умение грамотно оформлять документы.
Можно рекомендовать проведение социально-психологических тренингов, деловых игр и круглых столов, повышающих уровень коммуникабельности и психологической устойчивости экспертов. Также возможно использовать стажировочный формат участия кандидата в экспертной работе в одной или двух комиссиям в качестве тренерской деятельности под руководством опытных экспертов.
Что нужно в первую очередь изменить в системе оценивания сегодня? Имея опыт международной аккредитации образовательных программ, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова считает, что существующая практика европейских аккредитационных агентств весьма привлекательна для России и надо активно учиться у них и обмениваться опытом. В европейских агентствах считается правилом коллегиальное решение всех вопросов, четкая регламентация работы комиссии и отсутствие возможности лоббирования результатов работы комиссии. Считаем возможным использование этого опыта в работе отечественных экспертных комиссий. Сегодня необходимо привлечение к процедурам аккредитации представителей бизнес-организаций через систему квалификационных профессинальных экзаменов и неформальное участие в работе ГАКов.