Статьи и обзоры

Об использовании экспертного опроса в качестве инструментария проведения исследования для определения направлений и перспектив совершенствования кадрового потенциала педагогических работников, преподающих Родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования

Статья посвящена описанию и популяризации инструментария, который позволяет на высоком уровне обеспечить проведение исследования направлений совершенствования кадрового потенциала педагогов системы общего и среднего профессионального образования.

03.12.2019

Рубана Ивана Анатольевича

Генеральный директор, общество с ограниченной ответственностью

«Верконт Сервис», г. Москва,


Аннотация

Статья посвящена описанию и популяризации инструментария, который позволяет на высоком уровне обеспечить проведение исследования направлений совершенствования кадрового потенциала педагогов системы общего и среднего профессионального образования.

В статье подробно рассматриваются блоки вопросов, которые заложены в инструментарий и обеспечивают объективность, всесторонний и комплексный характер проведения исследования.

В основу проведения исследования были положены методы: анализа и синтеза, дедукции (индукции), взаимной оценки, изложения материала (проблемный, контекстный) и другие.

Новизна статьи заключается в возможности структурно-алгоритмически представить последовательность, характер и специфику проведения исследования с помощью специально разработанных форм в рамках проекта, реализованного ООО «Верконт Сервис».

Ключевые слова. кадровый потенциал, педагогические работники общего и среднего профессионального образования, языки народов России, инструментарий проведения исследования, опросные формы

Keywords. Нuman resources, teaching staff of general and secondary vocational education, languages of the peoples of Russia, research tools, questionnaires

Постановка проблемы. Ведомственная целевая программа «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации», реализуемая в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее – ГПРО) (Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации №Р-60 от 16.05.2019 года) предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на решение актуальных вопросов преподавания как русского языка, так и языков народов Российской Федерации в системе общего образования.

В соответствии со ст.14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (далее ФЗ «Об образовании в РФ») в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации [1]. Преподавание должно осуществляться в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами и этому вопросу должно уделяться должное внимание в рамках проведения мероприятий по повышению кадрового потенциала управленцев, педагогических работников и специалистов системы общего образования.

В связи с вышеизложенным целью статьи является рассмотрение инструментария, который был разработан в рамках выполнения работ по государственному контракту от 14.10.2019 года №03.D34.11.0023 для получения информации о направлениях и перспективах совершенствования кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования.

Изложение основного материала. Для извлечения достоверной комплексной информации об актуальных направлениях и перспективах совершенствования кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования было проведено исследование, в основу которого было заложено получение обратной связи от представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, организаций дополнительного профессионального образования педагогических работников, руководителей и педагогических работников образовательных организаций (общее образование, среднее профессиональное образование).

Сбор сведений был организован и проведен в формате анкетирования, для проведения которого был разработан комплект форм.

Всего разработано 4 формы, направленные на опрос следующих целевых аудиторий:

Такой выбор целевой аудитории связан с тем, что вышеперечисленные исполнители имеют объективное представление о процессе совершенствования кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки на уровне общего и среднего образования как со стороны координации и контроля, так и непосредственно в роли «участника». Такой комплексный подход к выбору аудитории позволил получить максимально объективную и целевую обратную связь по выбранным направлениям исследования.

Форма опроса представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования построена на 4-х направлениях исследования.

Прежде всего исследователей интересовали данные о правовом регулировании мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования в региональных нормативно-правовых актах (далее – НПА).

Как известно при планировании алгоритма действий по обеспечению исполнения государственных гарантий реализации прав на изучение родных языков, включая русский язык, из числа языков народов Российской Федерации, каждая образовательная организация может ориентироваться на нормативные правовые акты федерального уровня [1-6]:

  1. Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации».
  2. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г.
  3. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года».
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  5. Письмо Минобрнауки России от 06.12.2017 № 08-2595 «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации».
  6. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 N ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».
  7. Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 N 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях» и другие.

Для регулирования вопросов образовательной политики в субъектах Российской Федерации в том числе и по вопросам совершенствования кадрового потенциала преподавателей необходима разработка и утверждение НПА регионального уровня.

Респондентам было предложено определить обеспечивают ли федеральные НПА достаточность оснований для регулирования таких мероприятий на уровне субъектов Российской Федерации.

Для изучения проблематики регионального законодательства в области образования запрашивалась информация о проработанности регионального законодательства. Исследователей интересовал вопрос обеспечивают ли региональные НПА возможность эффективного управления и координации мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования.

  Одним из основных источников поддержки и финансового обеспечения мероприятий по повышению кадрового потенциала преподавательского состава общеобразовательных организаций является государственная поддержка. На протяжении последних лет мероприятия по предоставлению субъектам Российской Федерации грантовой поддержки, субсидий приобрели массовый характер. Изучению направления государственной поддержки мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования в форме опроса посвящен отдельный блок вопросов.

Были сформированы как общие вопросы по определению актуальности обсуждения вопросов развития системы государственной и региональной поддержки мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России, так и более конкретные, направленные на сбор сведений по участию региона в 2019 году в мероприятиях по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России, в рамках программ государственной поддержки (субсидии, гранты и др.).

Изучению области научно-исследовательского и методического обеспечения мероприятий   по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования было также обращено внимание исследователей. Разработанный инструментарий позволил определить проводились ли на региональном уровне:

Вопросы, относящиеся к области реализации системы дополнительного профессионального образования (реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки) педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования, были выделены в отдельный блок разработанной формы.

Система вопросов определяла интересы разработчиков в исследовании на региональном уровне профессиональных дефицитов педагогов родных языков народов России, проведении диагностики профессиональных компетенций педагогических работников родных языков народов России.

Интересовала степень удовлетворенности запросам педагогов разработанными дополнительными профессиональными программами повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников родных языков, а также планировалось собрать сведения о разработанных дополнительных профессиональных программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников региона, преподающих родные языки народов России.

Особый интерес вызывали данные о функционировании в субъекте Российской Федерации системы сопровождения профессионального роста педагогов, включающей формирование индивидуального образовательного маршрута педагогических работников, преподающих родные языки народов России.

Опросная форма для представителей организаций дополнительного профессионального образования кроме вопросов основных 3-х направлений исследования: правовое регулирование мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования в региональных нормативно-правовых актах; государственная поддержка мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования; научно-исследовательское и методическое обеспечение мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования содержала вопросы, позволяющие конкретизировать сведения по реализации системы дополнительного профессионального образования (реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки) педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования.

Разработанные вопросы данного блока инструментария позволили получить данные по наличию опыта образовательной организации дополнительного профессионального образования в разработке дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, преподающих родные языки народов России, функционированию в регионе стажировочных площадок,  осуществляющих мероприятия по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки.

Особый интерес вызывает вопрос измерения результативности деятельности педагогических работников, так как именно он лежит в основе разработки всей системы повышения квалификации. В опроснике этому направлению также уделяется внимание. Сделан запрос на предоставление как общих сведений по проведению у обучающихся диагностики планируемых результатов обучения родным языкам на региональном уровне, так и уточнение исследуемого вопроса: «Учитываются ли в программах дополнительного профессионального образования повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, преподающих родные языки народов России, результаты диагностики у обучающихся планируемых результатов обучения родным языкам?».

В части сбора данных по функционированию региональной системы профессионального роста важно было получить понимание организовано ли в определенной образовательной организации сопровождение профессионального роста педагогов, включая формирование индивидуального образовательного маршрута педагогических работников, преподающих родные языки народов России.

Опрос руководителей образовательных организаций (общее образование, среднее профессиональное образование) затрагивает, прежде всего, сферу их профессиональных интересов. Поэтому, вопросы общего блока инструментария объединены в направление «Обеспечение образовательного процесса».

Респондентам предлагалось предоставить следующие сведения:

По направлению «Научно-исследовательское и методическое обеспечение мероприятий   по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования» значимой для исследования являлась информация об участии педагогических работников, преподающих родные языки народов России в региональных исследованиях вопросов преподавания родных языков народов России в период 2018 – 2019 гг., а также региональных научных мероприятиях (конференции, семинары, форумы и т.д.) по вопросам преподавания родных языков народов России в данный период.

Отдельный запрос был сформулирован по вхождению педагогических работников, преподающие родные языки народов России в профессиональные сообщества (ассоциации, объединения) педагогов родных языков народов России.

В рамках направления «Реализация системы дополнительного профессионального образования (реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки) педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования» предполагалась получить данные, которые можно было бы соотнести с полученными сведениями от представителей образовательных организаций дополнительного профессионального образования в следующих вопросах:

В форме сбора данных для педагогических работников образовательных организаций, преподающих родные языки народов России (общее образование, среднее профессиональное образование) были выделены следующие направления:

Выводы. Таким образом, подводя итог вышеизложенному стоит отметить, что разработанный инструментарий обеспечит массовый сбор объективных данных и позволит реализовать задачи исследования в полном объеме.

Список используемой литературы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации». - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15524/

3. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г.

№ 1666 «О Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года». - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70284810/

4. Письмо Минобрнауки России от 06.12.2017 № 08-2595 «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации». - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.obrnadzor39.ru/content/news/3/1499/

5. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 N ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке». - Электронный ресурс.- Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-09.10.2017-N-TS-945_08/

6. Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 N 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях». - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Rosobrnadzora-ot-20.06.2018-N-05-192/