В статье представлен краткий обзор анализа правоприменительной практики субъектов Российской Федерации по реализации законодательства об образовании в части дошкольного образования. Приведены параметры и результаты анализа правоприменительной практики субъектов Российской Федерации по реализации положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части дошкольного образования и требований ФГОС дошкольного образования.
19.12.2018Ключевые слова: дошкольное образование, федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, правоприменительная практика субъектов Российской Федерации.
Актуальность. С момента принятия в 2012 году Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [1] и введения в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования) [2], утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155, субъектами Российской Федерации был накоплен определенный опыт по реализации положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части дошкольного образования и требований ФГОС дошкольного образования.
Региональный опыт правового регулирования в области дошкольного образования по своему содержанию и формам неоднороден, что вызвало необходимость проведения в 2018 году по заказу Министерства просвещения Российской Федерации анализа правоприменительной практики регионов в сфере дошкольного образования с целью выработки единых концептуальных подходов к развитию сферы дошкольного образования.
Цель статьи – обеспечить информирование научно-педагогической и экспертной общественности и предоставить краткий обзор анализа правоприменительной практики субъектов Российской Федерации по реализации положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части дошкольного образования и требований ФГОС дошкольного образования.
Основная часть
Отметим, что с 2011 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федераци» [3] и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации» [4] на федеральном и региональном уровнях проводится мониторинг правоприменения отдельных сфер правоотношений. На федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению реализации мониторинга правоприменения в соответствии с ежегодно утверждаемым планом мониторинга правоприменения в Российской Федерации.
В соответствии с планом мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2015 год [5], утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. № 1658-р, в 2015 году проводился мониторинг правоприменения в сфере дошкольного образования. Состояние обобщенных данных о состоянии правоприменения, в том числе в дошкольном образовании, оценивалось в соответствии с методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации» (далее – методика), по установленным в указанной методике параметров.
Методология анализа правоприменительной практики субъектов Российской Федерации по реализации положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части дошкольного образования и требований ФГОС дошкольного образования по заказу Министерства просвещения Российской Федерации разработана с учетом установленных указанной методикой параметров.
Кроме того, в целях проведения исследования были предложены дополнительные параметры анализа, и таким образом, сбор и анализ информации по правоприменительной практике регионов в сфере дошкольного образования проводился по следующим параметрам:
Рассмотрим основные результаты, полученные в ходе анализа правоприменительной практики субъектов Российской Федерации в сфере реализации законодательства об образовании в части дошкольного образования
Анализ правоприменительной практики регионов по параметру «неполнота правового регулирования вопросов дошкольного образования в нормативных правовых актах федерального, регионального и муниципального уровней» свидетельствует о том, что органы исполнительной власти регионов, уполномоченные в сфере образования, сталкиваются с проблемой отсутствия нормативных положений, устанавливающих требования Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования.
К примеру, в некоторых регионах по результатам анализа было выявлено отсутствие нормативных положений, устанавливающих требования к правилам создания безопасных условий обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (подпункт 3.5.1 пункта 3.5. раздела III ФГОС дошкольного образования), а именно правового регулирования организации пропускного режима в дошкольных и общеобразовательных образовательных организациях. С целью устранения пробела в регламентировании указанных отношений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в сфере образования, целесообразно разработать нормативный акт, регламентирующий требования по созданию безопасных условий обучения в образовательных организациях, в том числе организацию пропускного режима в дошкольных и общеобразовательных образовательных организациях.
При осуществлении анализа по параметру наличие коррупциогенных факторов в нормативных актах в сфере дошкольного образования, в большей части регионов коррупциогенные факторы в нормативных актах, регулирующих указанные правоотношения, не выявлены.
В тоже время в ходе анализа правоприменительной практики выделены проблемные зоны, связанные с реализацией субъектами Российской Федерации положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части дошкольного образования и требований ФГОС дошкольного образования: (1) реализация конституционного принципа общедоступности дошкольного образования; (2) наличие коллизий норм права в нормативных правовых актах федерального, регионального и муниципального уровней; (3) наличие противоречий норм, содержащихся в нормативных правовых актах, принятых в разные периоды времени.
Анализ практики правоприменения субъектов Российской Федерации по ряду параметров, в том числе, по принятию решений органами, осуществляющими управление в сфере образования, при регулировании тех или иных вопросов дошкольного образования в рамках своей компетенции, обоснованности решений органов, осуществляющих управление в сфере образования, при регулировании тех или иных вопросов дошкольного образования в рамках своей компетенции, доступности нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований в открытых источниках, доступных для ознакомления любым заинтересованным лицам, показывает, что в целом правовое регулирование сферы дошкольного образования является необходимым и достаточным, соответствует Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» в части дошкольного образования и требованиям ФГОС дошкольного образования.
Выводы
Разработанная методология анализа правоприменительной практики субъектов Российской Федерации по реализации положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части дошкольного образования и требований ФГОС дошкольного образования учитывает требования федерального законодательства и методику проведения мониторинга правоприменения.
По результатам анализа выявлены ряд проблем субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части дошкольного образования и требований ФГОС дошкольного образования.
Результаты проведенного анализа правоприменительной практики субъектов Российской Федерации в последующем будут обсуждаться на межрегиональных семинарах с целью выработки предложений по совершенствованию практики применения положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части дошкольного образования и требований ФГОС дошкольного образования, а также будут учтены при разработке рекомендаций субъектам Российской Федерации по совершенствованию правоприменительной практики в сфере дошкольного образования.
Литература: