С января оплата труда классных наставников всецело перешла в ведение муниципалитетов. До этого одну тысячу рублей педагоги получали из федерального бюджета. Теперь власти на местах должны сами решать, кому, за что и сколько платить.
13.03.2014С января оплата труда классных наставников всецело перешла в ведение муниципалитетов. До этого одну тысячу рублей педагоги получали из федерального бюджета. Теперь власти на местах должны сами решать, кому, за что и сколько платить. В некоторых регионах посчитали, что местный бюджет и так уже подорван доведением зарплаты учителей до средней по экономике. Поэтому отдал оплату классного руководства на откуп самим учебным заведениям. Школа сама из собственного бюджета – из его стимулирующей части – должна выкроить сумму на оплату труда классных наставников. А чтобы не было уравниловки и появился стимул к работе, администрации и коллективу рекомендовано выработать критерии успешности и продуктивности воспитательной деятельности. Распределение стимулирующего фонда подобным образом вначале всех обрадовало, поскольку обещало прозрачность и справедливость, на деле же обернулось скандалами и обидами внутри коллектива (кстати, по этой причине ряд школ от нее отказались, предоставив самому директору поощрять тех, кто этого заслуживает). Дело еще и в том, что бюджеты школ далеко не одинаковы, и суммы, начисляемые классным руководителям, вышли настолько разными, что их трудно сравнивать. Так, например, в одной школе за классное руководство получают порядка 2000, а в соседней – 450 рублей. Такая разница многих возмущает. Ведь трудозатраты не просто сопоставимы, но одинаковы.
Сегодня в обязанности классного руководителя помимо собственно воспитательной работы с детьми входит много рутинного труда, требующего далеких от педагогики, бухгалтерских умений и навыков. Школа все больше удаляется от воспитания, уклоняясь в сторону статистики. Классные руководители обвешаны кучей обязанностей, не связанных с воспитанием: отчеты, сводки, планирование, анализ, доведение до сведения. Добросовестный, порядочный человек, неравнодушный и душой болеющий за детей, разрывается между должностными обязанностями и профессиональным долгом (а эти понятия расходятся все дальше), страдает от того, что в сутках 24 часа всего и что на саму воспитательную работу остается из них очень мало.
«Бухгалтерско-статистический» подход на руку педагогам прагматичным (таких немного) – они делают ровно столько, сколько с них требуют, не переживая об остальном, руководствуясь несокрушимым доводом: «У детей есть родители, вот пусть они и воспитывают». Хотя все: и романтики, и прагматики – отмечают, что дети стали сложными, а родители невыносимыми, с ними порой невозможно договориться…
Всем очевидно – работа классного наставника становится все труднее и ответственнее, а оплата, напротив, все более символичной. Она совершенно неадекватна затратам.
Опрос, проведенный в разных регионах, показал, что почти повсеместно суммы, начисляемые классным руководителям, изменились в сторону понижения.
Пока мы можем порадоваться лишь за педагогов Кировской области. Они ни рубля не потеряли по сравнению с прошлым годом. Бюджет на 11 предстоящих месяцев 2014 года был рассчитан так, чтобы все статьи доходной части оставались на прежнем уровне. А оплата классным руководителям складывалась в Кировской области из трех составляющих: базовая тысяча рублей + 15 процентов от тарификационной суммы + стимулирующая часть.
В Нижегородской области весь прошлый год учителя получали за руководство классом, в котором учится 25 и более учащихся, на руки около 2450 рублей (муниципальные + тысяча из Федерации). За январь нынешнего года они получили чуть менее 1500 рублей чистыми – в квиточках 1600 рублей. Те, кто работает в классах меньшей наполняемости, соответственно меньше. Многие из классных руководителей жалуются, что нагрузка существенно возросла с введением обязательных электронных журналов и дневников, а оплата снизилась.
Незначительно, но все же повысилась оплата самарских классных руководителей. В постановлении правительства Самарской области №25 от 22.01.2014 говорится об увеличении оплаты за выполнение функций классного руководителя. Теперь это 1600 рублей плюс доплата из городского бюджета 300 рублей.
Оренбургские учителя как получали тысячу, так и будут ее получать. Но в Оренбургской области, так же как и в Нижегородской, неоднократно бывали случаи задержки оплаты классного руководства на целый квартал. Но пусть раз в три месяца, деньги будут в конце концов выплачены.
Пока тяжелая ситуация сложилась в некоторых муниципалитетах Ростовской области. С января оплата классного руководства в регионе производится за счет выплат стимулирующего характера. В начале декабря, когда стало известно, что 1 тысячи не будет, в педколлективах разработали критерии и показатели эффективности работы классных руководителей, но применить их пока не разрешили. Ревизоры решили, что люди еще "не наработали" за период с сентября по декабрь, поэтому пришлось учитывать работу классного руководителя за счет показателей учителей-предметников, которыми они, к счастью, все являются. В больших школах, где стимулирующий фонд значителен, всем классным руководителям компенсировали эту тысячу, а некоторые получили даже больше. В школах с небольшим фондом от оплаты классного руководства отказались совсем, поделив скудные доплаты между предметниками. Теперь многие из них хотят отказаться от наставничества, поскольку оно приносит одни хлопоты, а в материальном плане никак не вознаграждается.
В Амурской области педагоги одной из школ отреагировали на прекращение выплат письменным отказом от исполнения обязанностей классного руководителя. Еще в декабре 2013 года Законодательное собрание Амурской области приняло местный закон, в котором отказ от выплаты президентской тысячи обосновывался «нецелесообразностью» – амурские законодатели посчитали достаточной для педагогов лишь региональную доплату в размере… 25 рублей за каждого ученика в месяц. Однако и этого педагоги в некоторых районах области оказались лишены. Как пишет учитель из одного поселка в Амурской области, с сентября 2013 года эта выплата была прекращена в связи со… слишком большими зарплатами в школах. В итоге отработавшие январь классные руководители не получили ничего. «10 января после выхода с каникул директор собрала коллектив и предложила оплату классного руководства производить со стимулирующего фонда. Поддержку борьбе амурских педагогов выражают их коллеги из разных регионов. Правовой отдел профсоюза УЧИТЕЛЬ уже разработал бланки заявлений, которые любой педагог может подать своему начальству, чтобы отказаться от неоплачиваемого труда и от классного руководства на следующий год. Также специалисты профсоюза готовы консультировать педагогов в индивидуальном режиме.