Статьи и обзоры

Подходы к детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Физическая культура»: нормативные основания и методика реализации

Описание нормативно-правовых и организационных аспектов проведения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Физическая культура».

06.03.2018

В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС ОО) организационная и содержательная части образовательного процесса требуют изменений, соответствующих современным достижениям науки, техники, культуры, экономики и потребностям рынка труда [4].

Обеспечение высокого качества образования достигается поддержанием единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, в том числе через преемственность содержания и образовательных результатов освоения образовательных программ и постоянным обновлением содержания образования с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях [3].

На сегодняшний день несовершенство требований к результатам освоения основной образовательной программы создает проблемы как для процедуры итоговой аттестации обучающихся, так и для образовательной деятельности в целом.

Это связано с тем, что предметные результаты обучения по предметным областям (учебным предметам), определенные ФГОС, носят обобщенный характер и не стандартизируют конкретное тематическое содержание образования. Помимо этого, в предметных результатах, отраженных во ФГОС, отчасти дублируются метапредметные и личностные результаты освоения основных образовательных программ.

Требования к предметным результатам обучения зафиксированы на этапе окончания уровня общего образования, причем, в максимально обобщенном виде. Предметное содержание образовательных стандартов нуждается в актуализации и развитии в контексте современных требований к качеству образования.

Конкретизация и стандартизация содержательной части образовательных дисциплин, детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) позволит устранить разночтения при реализации основных общеобразовательных программ, решить проблему соответствия содержательной части образовательных программ современным достижениям науки и техники, потребностям рынка труда и социальным аспектам.

Целью статьи является содержательное описание нормативно-правовых и организационных аспектов проведения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Физическая культура».

Основная часть

Основной целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения через разработку базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Физическая культура» является:

Изучение учебного предмета «Физическая культура» играет ведущую роль в процессах воспитания личности, ориентирующих учебный процесс на укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки.

Физическая культура в образовании реализует следующие основные задачи:

Детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обеспечит поддержание содержательной части предметных областей в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума, позволит максимально полно реализовать поставленные задачи учебного предмета «Физическая культура».

Нормативно-правовыми основаниями детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ являются [5]:

Приведенные документы регламентируют проведение работ по детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Физическая культура».

Необходимость детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Физическая культура» обусловлена тем, что примерные основные общеобразовательные программы носят рекомендательный характер, выполняя роль методических рекомендаций к составлению основных общеобразовательных программ образовательных организаций, без детализации предметных результатов в разделе «Физическая культура», без опоры на сенситивные периоды развития личности ребенка. Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. С одной стороны, они предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым учащимся, оканчивающим определенную образовательную ступень. Основными принципами процесса детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Физическая культура» являются:

1) предметный принцип.

Предметный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого объекта или явления с точки зрения входящих в его состав компонентов. При применении данного принципа в формулировках детализирующих элементов меняется только объект.

В соответствии с предметным принципом предметная область «Физическая культура» разбивается на составляющие элементы – темы, которые, в свою очередь, разбиваются на элементы той же природы, только более дробные – подтемы. Например, тема «Здоровый физически активный образ жизни» разбивается на более дробные подтемы: «Понятия гиподинамии, гипокинезии, гипердинамии, достаточной двигательной активности», «Вклад российских олимпийцев в пропаганду идеалов олимпизма и здорового физически активного образа жизни детей, подростков и молодежи».

В свою очередь, представленные подтемы могут содержать собственные подтемы и так далее. Степень детализации определяется специалистами в соответствии с методикой детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ.

Иначе говоря, при применении предметного принципа детализации на разных уровнях предметной области представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные с разной степенью детализации.

2) функциональный принцип детализации. Используется для определения направления детализации с учетом целей детализации.

Функциональный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого элемента с точки зрения определения направления действий по достижению целей данного элемента. Например, для достижения предметного результата «понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый физически активный образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья», необходимо детализировать темы «Здоровый физически активный образ жизни», «Правила здорового физически активного образа жизни. Режим дня учащегося в различные времена года», «Двигательная активность в режиме учебы и отдыха школьника»,  «Занятия физическими упражнениями и спортом, закаливание, рациональное питание, гигиена тела и жилища, отказ от вредных привычек – компоненты здорового физически активного образа жизни», «Влияние здорового физически активного образа жизни на устойчивость к умственному перенапряжению, психическому стрессу».

3) системный принцип детализации – предусматривает общую систематизацию элементов предметной области, учитывающую их взаимосвязь и иерархичность. В соответствии с системным принципом предметная область «Физическая культура» представляется структурированной совокупностью тем, расположенных в логической и методической последовательности, обеспечивающей преемственность и иерархичность учебного материала. Так, например, тема «Обеспечение безопасности занятий» должна предшествовать теме «Средства физического воспитания и их воздействие на учащихся», а темы «Что понимается под физическими упражнениями и их отличие от бытовых движений и передвижений», «Как возникли физические упражнения, и какие игры называются «подвижными»» предшествовать теме «Организация и проведение подвижных игр ориентированных на развитие физических качеств и освоение технических приемов из базовых спортивных игр».

Основными задачами процесса детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Физическая культура» являются [6-9]:

Реализация  детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Физическая культура» предусматривает привлечение специалистов указанной области, которыми будет проведен аналитический анализ, структуризация и стандартизация содержательной части предметной области. 

На основе требований модельной методики детализации с целью обеспечения высокого  научно-исследовательского и методического уровня выполнения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Физическая культура» из привлеченных специалистов целесообразно формирование рабочей группы численностью не менее 10 экспертов, имеющих ученую степень в области педагогических или психологических наук, и многолетний опыт работы в сфере образования.

С целью интенсификации и повышения эффективности работы участников рабочей группы следует обеспечить инструктивными материалами, описывающими методику детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения через разработку базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Физическая культура», содержащими, в том числе, механизм организации и проведения работ по детализации и программу ее  проведения.

При проведении детализации требований чрезвычайно важным является обеспечение тесной взаимосвязи, возможности координации и согласованность действий всех участников процесса детализации, что предполагает постоянный обмен информацией между ними. Это возможно реализовать  дистанционно в информационном пространстве посредством функционирования специализированных форумов и чатов, онлайн-обсуждений, на базе краудсорсинговой площадки, а также для полноценной организации консультационной и методической поддержки – с применением электронной почты, телефонов «горячей линии» и онлайн чатов.

Результатом деятельности рабочей группы должен стать проект детализированных требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Физическая культура». Учитывая значимость разработанного проекта для повышения качества и развития российского образования к процессу его обсуждения целесообразно привлечение профессиональ­ного сообщества в лице членов региональных предметных ассоциаций педагогов, представителей ведущих педагогических вузов и научных организаций Российской Федерации для повышения качества и развития российского образования, преподавателей общеобразовательных организаций, разработчиков основных образова­тель­ных программ [10] с возможностью последующей доработки по результатам обсуждения

При проведении работ по детализации требований  ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Физическая культура» реализован системно-деятельностный подход, ориентированный на развитие личности учащегося, на формирование гражданской идентичности. В рамках системно-деятельностного подхода детализация требований по учебному предмету «Физическая культура» имеет ряд особенностей.

Несмотря на то, что непрерывно расширяется комплекс мер, включающий подготовку педагогических кадров в профильных образовательных организациях высшего образования, внедряются современные дополнительные профессиональные программы повышения компетенций учителей физической культуры и других специалистов физкультурно-спортивного профиля, совершенствуются условия общеобразовательных организаций по оснащению современным спортивным оборудованием и инвентарем, существует целый ряд нерешенных проблем мотивационного, содержательного и методического характера.

Детализация требований  ФГОС ОО к предметным результатам по учебному предмету «Физическая культура» призвана раскрыть содержание обучения, конкретизировать результаты, которые должны быть достигнуты учащимся, при этом необходимо также учитывать следующие особенности:

При детализации требований  ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Физическая культура» необходимо учитывать специфику учебного предмета. В частности, в общем понимании физическая культура предполагает обучение движениям и управление развитием физических качеств человека, и, будучи включенным в систему образования и воспитания, оно характеризует основу физической подготовленности учащегося – приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей.

Однако специфика учебного предмета «Физическая культура» значительно отличает его от других учебных дисциплин. Если учебно-воспитательный процесс по предметам языкового цикла, эстетического цикла отличается определенной общностью для использования дидактических принципов, методов, форм организации учебной деятельности, то особенности функций физической культуры в содержании общего образования отражены в многоаспектности следующих задач предмета [6-9]:

Сложность детализации требований по учебному предмету «Физическая культура» также обусловлена тем, что выпускники образовательных организаций не владеют в достаточной мере способами по самостоятельной организации и проведению оздоровительных форм занятий физической культурой, приемами контроля и регулирования физических нагрузок, гигиенических процедур, технологиями современных оздоровительных систем, упражнениями адаптивной физической культуры, видами спорта, имеющими прикладное значение, основами безопасного образа жизни. Теоретические знания учащихся во многих случаях оказываются изолированным от практической деятельности [6-9].

Именно поэтому планируемые результаты освоения учебного предмета (предметной области) «Физическая культура» на уровне начального общего образования должны отражать:

1) формирование первоначальных представлений о физической культуре и здоровом образе жизни, понимание учащимися значимости здорового, физически активного образа жизни как фактора разностороннего гармоничного развития личности, успешной учебной деятельности и социализации;

2) формирование умения использовать ценности физической культуры для укрепления здоровья, повышения физической и умственной работоспособности, оптимизации физического развития и двигательной подготовленности в процессе самостоятельно организованной физкультурно-оздоровительной деятельности;

3) обогащение двигательного опыта и формирование умения взаимодействовать в команде в процессе овладения жизненно важным фондом двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний, приёмов базовых видов спорта, подвижных игр и элементов спортивных игр, направленного воспитания физических качеств и сопряжённых с ними двигательных способностей;

4) формирование навыка оценки эффективности физкультурной деятельности, освоение правил безопасности при выполнении физических упражнений и различных форм двигательной активности;

5) формирование позитивного отношения к физической культуре и здоровому физически активному образу жизни, в том числе в процессе физического самовоспитания.

В свою очередь планируемые результаты освоения учебного предмета (предметной области) «Физическая культура» на уровне основного общего образования должны отражать:

1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый физически активный образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью с учетом индивидуальных возможностей и особенностей учащихся, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физическими упражнениями с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при травмах, включая  извлечение и перемещение пострадавших, проведение иммобилизации с помощью подручных средств,  выполнение осмотра  пострадавшего на наличие наружных кровотечений и мероприятий по их остановке; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физическими упражнениями, избранными видами спорта и формами активного отдыха и досуга;

4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей; оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие занятий физическими упражнениями посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;

5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий и приемами из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет физических упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств и двигательных способностей, повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);

6) для слепых и слабовидящих учащихся:

7) для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

Детализированные требования ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Физическая культура» определят те итоговые результаты, которые должны демонстрировать учащиеся по завершении обучения каждого этапа обучения с учетом сенситивных периодов развития личности, что устранит указанные выше недостатки рассматриваемого учебного предмета.

Выводы

Физическая культура играет значительную роль в подготовке молодого поколения к применению на практике полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий физической культурой и спортом, и, являясь частью общей культуры человека и общества, напрямую связана с социальным запросом государства, а значит, уровень ее развития определяет уровень жизнеспособ­ности людей.

Технологизация в сфере физической культуры представляет собой процесс внедрения физкультурно-оздоровительных технологий в деятельность человека и проявляется в особой мыслительной деятельности, при этом особенно важным является, чтобы технологизация процесса формирования здорового образа жизни сделала сам процесс устойчивым и целостным. Учебный предмет «Физическая культура» обладает широкими возможностями в использовании форм, средств и методов, направленных на социализацию и личностное развитие детей и молодежи средствами физической культуры и спорта, на успешную реализацию программы освоения обучающимися учебных действий в областях познавательной, физической, нравственной, эстетической, коммуникативной, трудовой культуры и тесно связан с комплексным воздействием на их морфофункциональную, психофизиологическую сферу и состояние здоровья.

Реализация системно-деятельностного подхода при детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Физическая культура» [11-13]:

Подход к учебному предмету с позиций современной научной обоснованности, предполагающей изменения его методологических оснований, позволяет заложить результат на получение учащимися базовых знаний, умений и навыков в области физического воспитания, а следовательно, и эффект по реализации социального заказа государства в части состояния здоровья и физической подготовленности подрастающего поколения, потребностей экономики и обороны страны [12, 13].

Поскольку разработка проекта детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету (предметной области) «Физическая культура» входит в состав инициатив, представленных в рамках Федеральной целевой программы развития образования и ориентированных на закрепление предыдущих результатов развития системы образования и формирования перечня новых целей и ориентиров, то, как следствие, детализация требований позволит более полно раскрыть как педагогам, так и учащимся содержание обучения и конкретизировать результаты, которые должны быть достигнуты учащимися.

Список литературы и источников

  1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
  2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
  3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под общ. ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  4. Днепров, Э.Д. Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования [Текст] / Э. Д. Днепров. – М., 2004. – 104 с.
  5. Майоров, А. Н. Нормативные основы отбора содержания образования в школах России [Электронный ресурс] / А. Н. Майоров. – Режим доступа: http://273-фз.рф/publikatsii/normativnye-osnovy-otbora-soderzhaniya-obrazovaniya-v-shkolah-rossii
  6. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура.
  7. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 64 с.
  8. Матвеев А.П. Физическая культура. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2014.
  9. Матвеев А.П. Физическая культура. 6-7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2014.
  10. Матвеев А.П. Физическая культура. 8-9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2014.
  11. Общественные консультации по проекту детализированных требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.crowdexpert.ru/fgosnoo_p12
  12. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2012. — 307 с.
  13. Богданов В. М. Использование современных информационных технологий в теоретической и методико-практической подготовке студентов по физическому воспитанию [Текст] / В. М. Богданов, В. С. Пономарев, А. В. Соловов // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий». СПб.: Питер, 2000. – Ч. 2 – . С. 23-24. 13. Тануркова Е. И. Новое качество образования как результат технологизации образовательного процесса [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. – С. 195-197.