Статьи и обзоры

Подходы к детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Иностранный язык/Второй иностранный язык»: нормативные основания и методика реализации

Целью детализации требований ФГОС ОО (начального общего образования, основного общего образования) к предметным результатам обучения по учебному предмету «Иностранный язык»/«Второй иностранный язык» является усовершенствование и конкретизация установленных требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по направлению «Иностранный язык»/«Второй иностранный язык» с учетом современных тенденций развития грамматического, пунктуационного, фонетического, морфологического, синтаксического и лексического аспектов данного учебного предмета.

02.02.2018

В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС ОО) организационная и содержательная части образовательного процесса требуют изменений, соответствующих современным достижениям науки, техники, культуры, экономики и потребностям рынка труда [4].

Обеспечение высокого качества образования достигается поддержанием единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, в том числе через преемственность содержания и образовательных результатов освоения образовательных программ и постоянным обновлением содержания образования с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях [3].

На сегодняшний день несовершенство требований к результатам освоения основной образовательной программы создает проблемы как для процедуры итоговой аттестации обучающихся, так и для образовательной деятельности в целом.

Это связано с тем, что предметные результаты обучения по предметным областям (учебным предметам), определенные ФГОС, носят обобщенный характер и не стандартизируют конкретное тематическое содержание образования. Помимо этого, в предметных результатах, отраженных во ФГОС, отчасти дублируются метапредметные и личностные результаты освоения основных образовательных программ.

Требования к предметным результатам обучения зафиксированы на этапе окончания уровня общего образования, причем, в максимально обобщенном виде. Предметное содержание образовательных стандартов нуждается в актуализации и развитии в контексте современных требований к качеству образования.

Конкретизация и стандартизация содержательной части образовательных дисциплин, детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) позволит устранить разночтения при реализации основных общеобразовательных программ, решить проблему соответствия содержательной части образовательных программ современным достижениям науки и техники, потребностям рынка труда и социальным аспектам.

Целью статьи является содержательное описание нормативно-правовых и организационных аспектов проведения детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Иностранный язык»/«Второй иностранный язык».

Основная часть.

Основной целью детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения через разработку базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) является  унификация и стандартизация содержательной части предметных областей основных общеобразовательных программ по учебным предметам с учетом новейших достижений и перспектив развития науки и техники, ключевых стратегий образовательной политики и экономического развития государства, а также социальных изменений в жизни общества.

Детализация требований обеспечит поддержание содержательной части предметных областей в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума, требования ФГОС общего образования к предметным результатам.

Нормативно-правовыми основаниями детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ являются:

Эти документы регламентируют проведение работ по детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Иностранный язык»/«Второй иностранный язык».

Целью детализации требований ФГОС ОО (начального общего образования, основного общего образования) к предметным результатам обучения по учебному предмету «Иностранный язык»/«Второй иностранный язык» является усовершенствование и конкретизация установленных требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по направлению «Иностранный язык»/«Второй иностранный язык» с учетом современных тенденций развития грамматического, пунктуационного, фонетического, морфологического, синтаксического и лексического аспектов данного учебного предмета.

Основными принципами процесса детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Иностранный язык»/«Второй иностранный язык» являются:

1) предметный принцип.

Предметный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого объекта или явления с точки зрения входящих в его состав компонентов. При применении данного принципа в формулировках детализирующих элементов меняется только объект.

В соответствии с предметным принципом предметная область «Иностранный язык»/«Второй иностранный язык» разбивается на составляющие элементы – темы, которые, в свою очередь, разбиваются на элементы той же природы, только более дробные – подтемы. В свою очередь, представленные подтемы могут содержать собственные подтемы и так далее. Например, тема «Техника чтения (соотнесение графического и звукового образа слова)» разбивается на более дробные подтемы: «Озвучивание изученных слов (названий животных, еды, школьных предметов, частей тела и др.) без анализа звукобуквенных сочетаний, с опорой на картинку», «Вычленение некоторых звукобуквенных сочетаний гласных и согласных букв при анализе знакомых слов». В свою очередь, представленные подтемы могут содержать собственные подтемы и так далее. Степень детализации определяется специалистами в соответствии с методикой детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ.

Иначе говоря, при применении предметного принципа детализации на разных уровнях предметной области представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные с разной степенью детализации.

2) функциональный принцип детализации. Используется для определения направления детализации с учетом целей детализации.

Функциональный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого элемента с точки зрения определения направления действий по достижению целей данного элемента. Например, для достижения предметного результата «использовать при чтении и аудировании: языковую догадку, прогнозирование содержания текста, игнорирование излишней информации, не препятствующей пониманию основного содержания», необходимо детализировать тему «Распознавание в письменном и звучащем тексте, воспроизведение и употребление в устной и письменной речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках предметного содержания, отобранного для начальной школы».

3) системный принцип детализации – предусматривает общую систематизацию элементов предметной области, учитывающую их взаимосвязь и иерархичность. В соответствии с системным принципом предметная область «Иностранный язык»/«Второй иностранный язык» представляется структурированной совокупностью тем, расположенных в логической и методической последовательности, обеспечивающей преемственность и иерархичность учебного материала. Так, например, тема «Понимание существенных деталей в прочитанном тексте (последовательность событий, описание персонажей, место действия)»  должна предшествовать теме «Создание окончания прочитанного рассказа / истории (1-2 предложения)».

Порядок проведения детализации регламентирован методикой детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ, разработанной в рамках подготовительных работ по проведению детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения. Согласно данной методике для проведения детализации была сформирована рабочая группа в количестве 10 экспертов в сфере педагогики (эксперты имеют ученую степень доктора и/или кандидата педагогических и/или психологических наук, и опыт работы в сфере образования не менее 5 лет). Рабочая группа последовательно использовала в своей работе ряд методов.

При проведении детализации эксперты ориентировались на то, что в процессе обучения по учебному предмету «Иностранный язык» /«Второй иностранный язык» основной акцент необходимо сделать на формировании следующих компетенций:

Результатом детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Иностранный язык» на уровне начального общего образования стало включение в требования к предметным результатам необходимых знаний, умений и навыков, которые должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне владения (А1) в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной и обеспечить:

Результатом детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Иностранный язык» на уровне основного общего образования стало включение в требования к предметным результатам необходимых знаний, умений и навыков, которые должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на допороговом уровне (А2) в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной и обеспечить:

использовать при говорении переспрос; при говорении и письме – перифраз/толкование, синонимические средства, описание предмета вместо его названия; при чтении и аудировании – языковую догадку, тематическое прогнозирование содержания, игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания и нужной/ интересующей /запрашиваемой информации.

осуществлять информационную переработку иноязычных текстов с использованием разнообразных способов раскрытия значения новых слов и с определением их грамматической формы;

использовать словари и справочники, в том числе электронные.

участвовать в учебно-исследовательской (в том числе проектной) деятельности предметного и межпредметного характера с использованием иноязычных материалов и применением информационно-коммуникационных технологий; достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка;

знакомить представителей других стран с культурой своего народа.

Выводы

Разработка проекта детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету (предметной области) «Иностранный язык» входит в состав инициатив, представленных в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

Эти инициативы ориентированы на закрепление предыдущих результатов развития системы образования и формирования перечня новых целей и ориентиров.

Проект детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету (предметной области) «Иностранный язык» подготовлен в соответствии с основными положениями проекта научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Иностранные языки» [11] и направлен на систематическое обновление содержания предмета «Иностранный язык» с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях.

Используемая модельная методика детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) может быть рекомендована для дальнейшего применения в мероприятиях по поддержанию содержательной части предмета «Иностранный язык» в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума.

Таким образом, детализация экспертами требований к изучению учебной дисциплины «Иностранный язык»/«Второй иностранный язык» позволила сформировать комплекс предметных результатов, которые впоследствии станут основой совершенствования системы оценки уровня знаний, умений и навыков, будет способствовать совершенствованию учебно-методической базы и увеличению кадрового потенциала.

Список литературы и источников

  1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
  2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
  3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под общ. ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  4. Днепров, Э.Д. Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования [Текст] / Э. Д. Днепров. – М., 2004. – 104 с.
  5. Майоров, А. Н. Нормативные основы отбора содержания образования в школах России [Электронный ресурс] / А. Н. Майоров. – Режим доступа: http://273-фз.рф/publikatsii/normativnye-osnovy-otbora-soderzhaniya-obrazovaniya-v-shkolah-rossii
  6. Общественные консультации по проекту детализированных требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.crowdexpert.ru/fgosnoo_p12
  7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html;
  8. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2013/08/19/obraz-standarty-site-dok.html;
  9. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
  10. Приказ Минобрнауки РФ от 02.04.2009 N 113 «Об утверждении формы экспертного заключения по результатам независимой экспертизы проекта федерального государственного образовательного стандарта» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87162/
  11. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Иностранные языки». Учебный предмет «Второй иностранный язык» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.predmetconcept.ru/subject-form/inostrannyj-jazyk