Статьи и обзоры

Подходы к детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ учебному предмету «История»: нормативные основания и методика реализации

На сегодняшний день несовершенство требований к результатам освоения основной образовательной программы создает проблемы как для процедуры итоговой аттестации обучающихся, так и для образовательной деятельности в целом.

04.04.2018

В связи с внедрением ФГОС ОО (далее – ФГОС ОО) организационная и содержательная части образовательного процесса требуют изменений, соответствующих современным достижениям науки, техники, культуры, экономики и потребностям рынка труда [1].

Обеспечение высокого качества образования достигается поддержанием единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, в том числе через преемственность содержания и образовательных результатов освоения образовательных программ и постоянным обновлением содержания образования с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях [2].

На сегодняшний день несовершенство требований к результатам освоения основной образовательной программы создает проблемы как для процедуры итоговой аттестации обучающихся, так и для образовательной деятельности в целом.

Это связано с тем, что предметные результаты обучения по предметным областям (учебным предметам), определенные ФГОС, носят обобщенный характер и не стандартизируют конкретное тематическое содержание образования. Помимо этого, в предметных результатах, отраженных во ФГОС, отчасти дублируются метапредметные и личностные результаты освоения основных образовательных программ.

Требования к предметным результатам обучения зафиксированы на этапе окончания уровня общего образования, причем, в максимально обобщенном виде. Предметное содержание образовательных стандартов нуждается в актуализации и развитии в контексте современных требований к качеству образования.

Конкретизация и стандартизация содержательной части образовательных дисциплин, детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) позволит устранить разночтения при реализации основных общеобразовательных программ, решить проблему соответствия содержательной части образовательных программ современным достижениям науки и техники, потребностям рынка труда и социальным аспектам.

Основная часть

История занимает особое место в общем процессе школьного образования. Ее изучение формирует миропонимание, целостную картину российской и мировой истории, учитывающую взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современной ситуации и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Изучение истории оказывает влияние на развитие и воспитание личности, позволяет учащемуся ориентироваться в мире общественных отношений прошлого и настоящего, содействует социализации, самоидентификации личности, формированию самосознания.

Главной целью школьного исторического образования является развитие личности учащихся в контексте базовых национальных ценностей. Важная мировоззренческая задача курса истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.

Современный подход к преподаванию и изучению истории в школе предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности учащихся.

Содержание исторического образования в школе является одним из самых информационно насыщенных и сложных для понимания и усвоения учебного материала. Кроме того, история, как учебная дисциплина, имеет важное воспитательное и ценностно-ориентированное значение.

Целью статьи является содержательное описание нормативно-правовых и организационных аспектов детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «История».

Основной целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения через разработку базового содержания обязательной части основной общеобразовательной программы по учебному предмету «История» является унификация и стандартизация содержательной части данной предметной области с учетом новейших достижений и перспектив развития науки и техники, ключевых стратегий образовательной политики и экономического развития государства, а также социальных изменений в жизни общества.

Нормативно-правовыми основаниями детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ являются [6]:

Основными принципами процесса детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «История» являются:

1) предметный принцип.

Предметный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого объекта или явления с точки зрения входящих в его состав компонентов. При применении данного принципа в формулировках детализирующих элементов меняется только объект.

В соответствии с предметным принципом учебный предмет «История» разбивается на составляющие элементы - темы, которые, в свою очередь, разбиваются на элементы той же природы, только более дробные – подтемы. Например, тема «Россия на пути к реформам (1801– 1861)» разбивается на более дробные подтемы: «Александровская эпоха: государственный либерализм», «Отечественная война 1812 г.», «Николаевское самодержавие: государственный консерватизм». В свою очередь, представленные подтемы могут содержать собственные подтемы и так далее. Степень детализации определяется специалистами в соответствии с методикой детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ.

Иначе говоря, при применении предметного принципа детализации на разных уровнях предметной области представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные с разной степенью детализации.

2) функциональный принцип детализации. Используется для определения направления детализации с учетом целей детализации.

Функциональный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого элемента с точки зрения определения направления действий по достижению целей данного элемента. Например, для достижения предметного результата «понимание исторической обусловленности современных общественных процессов; умение ориентироваться в текущих событиях в России и в мире», необходимо детализировать темы «История России 1914 – до начала XX1 в», «Всеобщая история XX в.».

3) системный принцип детализации – предусматривает общую систематизацию элементов предметной области, учитывающую их взаимосвязь и иерархичность. В соответствии с системным принципом предметная область «История» представляется структурированной совокупностью тем, расположенных в логической и методической последовательности, обеспечивающей преемственность и иерархичность учебного материала. Так, например, тема «Образование государства Русь»  должна предшествовать теме «Русские земли в середине XIII - XIV в.».

 Проведение детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «История» предполагает привлечение специалистов в данной предметной области для проведения исследовательских и аналитических процедур по структуризации, актуализации и стандартизации содержательной части предметных областей.

С целью обеспечения высокого научного и методического уровня выполнения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «История» из привлеченных специалистов следует сформировать рабочую группу, в состав которой должны войти не менее 10 экспертов, имеющих ученую степень доктора или кандидата педагогических или психологических наук с опытом работы в сфере образования не менее 5 лет

В рамках детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «История» целесообразно подготовить инструктивные материалы, содержащие описание модельной методики детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «История» (содержащих в том числе механизм организации и проведения работ по детализации и программу проведения детализации).

 Для обеспечения взаимодействия всех участников процесса детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «История» необходимо использовать  форумы, онлайн-обсуждения, краудсорсинговые площадки, онлайн чаты.

 Проведение рабочей группой детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ учебному предмету «История» должно быть организовано на основе полученных инструктивных материалов.

Информационная насыщенность и сложность для понимания и усвоения учебного материала учебного предмета «История», обусловленная недостатком материалов и достоверной информации о некоторых сложных (с точки зрения преподавания истории в школе) исторических вопросах, вызвала определенные сложности при формировании детализированных требований в части соблюдения историко-культурного стандарта который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, и  уделяет значительное внимание «трудным вопросам истории»: среди них - образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе, роль Ивана Грозного в российской истории, Великая российская революция 1917 года, оценка СССР в условиях холодной войны, а также причины, последствия и оценка перестройки и распада СССР и др. [5].

Результатом деятельности рабочей группы должен стать проект детализированных требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения предмету «История».

Однако сложность и неоднозначность трактования некоторых тем, а также вопросы полноты и комплексности требований к предметным результатам диктуют необходимость организации и проведения экспертного и профессионального обсуждения, и последующей доработки проектов детализированных требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения предмету «История».

Детализация требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области) «История» должна основываться на следующих подходах:

Наполнение ФГОС конкретным содержанием с учетом специфики обучения по учебному предмету «История» позволит преподаванию и изучению истории в школе обеспечить единство образовательного пространства на всей территории России, учителям планировать свою деятельность, выбирать формы и методы, а также обеспечит гарантии качества обучения посредством достижения учащимися следующих планируемых результатов:

Детализация требований обеспечит поддержание содержательной части по учебному предмету «История» в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума, а предметные результаты будут  отражать:

  1. знание основных дат, этапов и ключевых событий истории России и мира с древности до начала XX в.; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития.
  2. сформированность умений определять последовательность, длительность исторических событий, явлений, процессов; соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, события региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России; синхронизировать события (явления, процессы) истории разных стран и народов; определять современников исторических событий (явлений, процессов).
  3. сформированность умений, используя легенду исторической карты/схемы, показывать и называть обозначенное на карте пространство (географические объекты, территории расселения народов, государства и т. п.), места, где произошли изучаемые события (явления, процессы), рассказывать о ходе исторических событий, процессов, характеризовать социально-экономическое развитие изучаемых регионов, геополитическое положение государств в указанный период; соотносить информацию тематических и общих (обзорных) исторических карт.
  4. сформированность умений проводить атрибуцию текстового исторического источника (определять его авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых идет речь, и др.); анализировать текст исторического источника с точки зрения его темы, цели создания, основной мысли, основной и дополнительной информации; анализировать позицию автора документа и участников событий (процессов), описываемых в историческом источнике; отвечать на вопросы по содержанию исторического источника и составлять на его основе план, таблицу, схему; соотносить содержание текстового исторического источника с другими источниками информации при изучении событий (явлений, процессов); привлекать контекстную информацию для анализа исторического источника;
  5. сформированность умений различать основные типы исторических источников; соотносить вещественный исторический источник с историческим периодом, к которому он относится; описывать вещественный источник; использовать вещественные источники для составления краткого описания исторических событий (явлений, процессов), в том числе относящихся к региональной истории (истории родного края).
  6. сформированность умений анализировать историческую информацию, представленную в различных формах (в том числе в форме таблиц, схем, графиков, диаграмм); представлять историческую информацию в форме таблиц, схем.
  7. сформированность умений и владение приемами описания исторических событий и памятников культуры на основе иллюстративного материала (изобразительной наглядности).
  8. сформированность умений объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов.
  9. сформированность умений рассказывать на основе плана о важнейших исторических событиях истории России и мировой истории, истории родного края и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов.
  10. сформированность умений выявлять существенные черты и характерные признаки исторических процессов, явлений и событий.
  11. сформированность умений устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов.
  12. сформированность умений выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий, явлений, процессов.
  13. сформированность умений определять и объяснять, аргументировать с опорой на фактический материал свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.
  14. сформированность умений и владение приемами взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России.

Выводы

Разработка проекта детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «История» входит в состав инициатив, представленных в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

Эти инициативы ориентированы на закрепление предыдущих результатов развития системы образования и формирования перечня новых целей и ориентиров.

Проект детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «История» является составной частью комплекса мер по повышению качества школьного исторического образования в общеобразовательных организациях, которые предусматривают преход  к линейной системе обучения истории, изменение периодизации истории, введение новых понятий (Великая Российская революция, ордынская зависимость др.),  усиление патриотической направленности предмета, акцент на изучение вопросов культуры.

Используемая модельная методика детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) хорошо зарекомендовала себя при проведении детализации содержательной части предмета «История» и может быть рекомендована для дальнейшего применения в мероприятиях по поддержанию содержательной части предмета «История» в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума.

Список литературы и источников

1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ 

2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ 

3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под общ. ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

4. Днепров, Э.Д. Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования [Текст] / Э. Д. Днепров. – М., 2004. – 104 с.

5. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii.html

6. Майоров, А. Н. Нормативные основы отбора содержания образования в школах России [Электронный ресурс] / А. Н. Майоров. – Режим доступа: http://273-фз.рф/publikatsii/normativnye-osnovy-otbora-soderzhaniya-obrazovaniya-v-shkolah-rossii

7. Общественные консультации по проекту детализированных требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.crowdexpert.ru/fgosnoo_p12