Описание нормативно-правовых и организационных аспектов проведения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Химия».
13.02.2018В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС ОО) организационная и содержательная части образовательного процесса требуют изменений, соответствующих современным достижениям науки, техники, культуры, экономики и потребностям рынка труда [1].
Обеспечение высокого качества образования достигается поддержанием единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, в том числе через преемственность содержания и образовательных результатов освоения образовательных программ и постоянным обновлением содержания образования с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях [2].
На сегодняшний день несовершенство требований к результатам освоения основной образовательной программы создает проблемы как для процедуры итоговой аттестации обучающихся, так и для образовательной деятельности в целом.
Это связано с тем, что предметные результаты обучения по предметным областям (учебным предметам), определенные ФГОС, носят обобщенный характер и не стандартизируют конкретное тематическое содержание образования. Помимо этого, в предметных результатах, отраженных во ФГОС, отчасти дублируются метапредметные и личностные результаты освоения основных образовательных программ.
Требования к предметным результатам обучения зафиксированы на этапе окончания уровня общего образования, причем, в максимально обобщенном виде. Предметное содержание образовательных стандартов нуждается в актуализации и развитии в контексте современных требований к качеству образования.
Конкретизация и стандартизация содержательной части образовательных дисциплин, детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) позволит устранить разночтения при реализации основных общеобразовательных программ, решить проблему соответствия содержательной части образовательных программ современным достижениям науки и техники, потребностям рынка труда и социальным аспектам.
Целью статьи является содержательное описание нормативно-правовых и организационных аспектов проведения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Химия».
Основная часть
Основной целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения через разработку базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) является унификация и стандартизация содержательной части предметных областей основных общеобразовательных программ по учебным предметам с учетом новейших достижений и перспектив развития науки и техники, ключевых стратегий образовательной политики и экономического развития государства, а также социальных изменений в жизни общества.
Детализация требований обеспечит поддержание содержательной части предметных областей в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума.
Целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Химия» является:
Нормативно-правовыми основаниями детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ являются [3]:
Эти документы регламентируют проведение работ по детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Химия».
Детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам по учебному предмету «Химия» позволит более полно раскрыть содержание обучения, даст возможность конкретизировать предметные результаты, которые должны быть достигнуты учащимися, позволит педагогам и учащимся более эффективно выстроить новый системно-деятельный подход к образованию и таким образом усилит позиции науки «Химия» на различных уровнях образования, что отвечает стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642.
Основными принципами процесса детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Химия» являются:
1) предметный принцип.
Предметный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого объекта или явления с точки зрения входящих в его состав компонентов. При применении данного принципа в формулировках детализирующих элементов меняется только объект.
В соответствии с предметным принципом учебный предмет «Химия» разбивается на составляющие элементы – темы, которые, в свою очередь, разбиваются на элементы той же природы, только более дробные – подтемы. Например, тема «Классификация химических реакций» разбивается на более дробные подтемы: «Тепловой эффект химической реакции», «Экзо- и эндотермические реакции, термохимические уравнения», «Обратимые и необратимые химические реакции», «Понятие о химическом равновесии».
В свою очередь, представленные подтемы могут содержать собственные подтемы и так далее. Степень детализации определяется специалистами в соответствии с методикой детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ.
Иначе говоря, при применении предметного принципа детализации на разных уровнях предметной области представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные с разной степенью детализации.
2) функциональный принцип детализации. Используется для определения направления детализации с учетом целей детализации.
Функциональный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого элемента с точки зрения определения направления действий по достижению целей данного элемента. Например, для достижения предметного результата «овладение навыками оказания первой помощи при химических ожогах и отравлениях», необходимо детализировать темы «Безопасное использование веществ и химических реакций в быту», «Первая помощь при химических ожогах и отравлениях».
3) системный принцип детализации – предусматривает общую систематизацию элементов предметной области, учитывающую их взаимосвязь и иерархичность. В соответствии с системным принципом предметная область «Химия» представляется структурированной совокупностью тем, расположенных в логической и методической последовательности, обеспечивающей преемственность и иерархичность учебного материала. Так, например, тема «Классификация неорганических соединений» должна предшествовать теме «Основания», а темы «Атомы и молекулы», «Химические элементы», «Знаки химических элементов», «Простые и сложные вещества» предшествовать теме «Атомы и молекулы. Химические элементы. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества».
В ходе детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Химия» были учтены заложенные во ФГОС ОО принципы и требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Химия» и на их основе выработаны новые подходы к пониманию и формированию перечня предметных результатов по данному направлению.
Детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Химия» проводилась рабочей группой по учебному предмету «Химия» на основе Модельной методики детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям), разработанной в рамках подготовительных работ по проведению детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения.
Отбор экспертов в рабочую группу по учебному предмету «Химия» проводился по следующим критериям:
В результате отбора в группу вошли высококвалифицированные специалисты в области химических знаний.
Результатом проведения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Химия» стала подготовка Проекта детализированных требований федеральных государственных стандартов общего образования к предметным результатам обучения по учебному предмету «Химия».
В ходе детализации рабочей группой учитывались процессы реформирования основного общего образования, проходящие в данный момент в Российской Федерации. В условиях масштабных реформ системы основного общего образования и с учетом задачи по усилению позиций науки «Химия» наиболее актуальна не столько необходимость созданий принципиально новых требований к педагогам-предметникам по химии, сколько в выявлении и устранении ряда проблем, а также в создании новых условий (кадровых, финансовых, материально-технических и иных), в которых педагоги при реализации образовательной программы по учебному предмету «Химия» получат больше возможностей для построения нового подхода к обучению – системно-деятельностного. В рамках данного подхода (вместо устаревшей опциональной передачи n-нного количества информации от педагога к обучающемуся) реализуется идея развития педагогом личности учащегося, а также формируется ориентированный на развитие личностных характеристик учащегося формат коммуникаций между педагогом и учащимся. Соответственно и требования к результатам обучения по учебному предмету «Химия» должны отвечать, как новому системно-деятельному подходу, так и новому формату коммуникаций между учащимся и педагогом-предметником по химии.
Значение системно-деятельностного подхода в том, что он обеспечивает:
Таким образом, применение рабочей группой системно-деятельностного подхода в процессе детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Химия» дало возможность усовершенствовать содержание ФГОС ОО и обеспечить преемственность предметных результатов обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Химия».
В связи со спецификой химии, связанной с тем, что в отличие от других наук химия сама создает свой предмет исследования, детализация требований ФГОС ОО по учебному предмету «Химия» имела ряд особенностей.
К примеру, при проведении детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Химия» возникли сложности с тем, чтобы сформировать такой перечень предметных результатов, который бы смог отображать как теоретическую, так и прикладную характеристики учебного предмета. В результате решения этой проблемы рабочей группой был предложен перечень предметных результатов, которым четко определены требования к предметным результатам по учебному предмету «Химия» и который направлен не только на формирование у учащихся комплекса химических знаний, но и на формирование у них базовых навыков и умений применять полученные знаний для решения задач в различных сферах жизни.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1) развитие представлений о материальном единстве мира, о закономерностях и познаваемости явлений природы; осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности человека в условиях возрастающей химизации многих сфер жизни современного общества;
2) сформированность системы химических знаний общеобразовательного и познавательного значения, которая включает:
3) овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии: умениями использовать химическую номенклатуру: IUPAC и тривиальную, составлять формулы неорганических веществ, уравнения химических реакций; моделировать строение атомов и молекул;
4) овладение основными методами научного познания при изучении веществ и химических явлений:
5) формирование умений классифицировать химические элементы, неорганические вещества и химические реакции; определять валентность и степень окисления химических элементов, вид химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах кислот и оснований, окислитель и восстановитель;
6) овладение умениями объяснять и оценивать явления окружающего мира на основании знаний и опыта, полученных при изучении химии:
7) интеграцию химических знаний с понятиями и представлениями других естественно-научных предметов, которая обеспечивает возможности для более осознанного понимания сущности материального единства мира;
8) приобретение навыков работы с различными источниками научной и научно-популярной информации по химии (словари, справочники, интернет-ресурсы и т. д.), а также умений объективно оценивать информацию о веществах, их превращениях и практическом применении;
9) усвоение основ химической грамотности, необходимой для анализа и планирования экологически безопасного поведения в целях сбережения здоровья и окружающей природной среды;
10) овладение навыками оказания первой помощи при химических ожогах и отравлениях;
11) приобретение навыков самообразования и практического сотрудничества при организации и выполнении химического эксперимента, при подготовке и защите ученических проектов по исследованию свойств отдельных веществ и химических явлений, наблюдаемых в природе и повседневной жизни;
12) развитие мотивации к обучению и познанию, способностей к самоконтролю и самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовности к осознанному выбору профиля и направления дальнейшего обучения.
Таким образом, несмотря на сложность и специфику учебного предмета «Химия», рабочая группа разработала перечень предметных результатов по учебному предмету «Химия», представляющих собой целостную и структурированную систему, каждый компонент которой имеет свое функциональное значение, а вместе взятые предметные результаты объединяют в себе теоретические и прикладные аспекты химии как науки.
Выводы
Учебный предмет «Химия» играет важную роль в формировании у учащихся общей картины мира. Химические знания, наряду с физическими, находятся в центре естествознания и наполняют конкретным содержанием многие фундаментальные представления о мире.
Для учащегося изучение химии – это, прежде всего, подготовка к будущей профессии, приобретение профессиональных знаний и умений, подготовка к общественно полезному труду. Отчетливые представления о роли химии в решении экологических, сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских и иных проблем человечества, овладение предложенными предметными результатами позволят учащемуся более эффективно самореализоваться в социуме.
Для педагогов роль проведенной детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Химия» заключается в предоставлении практической помощи по качественной реализации стоящих перед ними профессиональных задач.
Таким образом, детализация требований ФГОС ОО предметным результатам по учебному предмету «Химия» соответствует предметному содержанию большей части тематических блоков учебного предмета и создает основу для разработки критериев, моделей оценки, позволит обновить содержание образовательных программ более эффективно обеспечить вариативность подхода к процессу обучения предмету, будет способствовать обновлению научно-методического обеспечения и материально-технического оснащения учебного предмета, повысит уровень информированности участников образовательных отношений относительно структуры учебного предмета и требований к ее освоению.
Список литературы и источников