В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС ОО) организационная и содержательная части образовательного процесса требуют изменений, соответствующих современным достижениям науки, техники, культуры, экономики и потребностям рынка труда.
18.12.2017В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС ОО) организационная и содержательная части образовательного процесса требуют изменений, соответствующих современным достижениям науки, техники, культуры, экономики и потребностям рынка труда [4].
Обеспечение высокого качества образования достигается поддержанием единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, в том числе через преемственность содержания и образовательных результатов освоения образовательных программ и постоянным обновлением содержания образования с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях [3].
На сегодняшний день несовершенство требований к результатам освоения основной образовательной программы создает проблемы как для процедуры итоговой аттестации обучающихся, так и для образовательной деятельности в целом.
Это связано с тем, что предметные результаты обучения по предметным областям (учебным предметам), определенные ФГОС, носят обобщенный характер и не стандартизируют конкретное тематическое содержание образования. Помимо этого, в предметных результатах, отраженных во ФГОС, отчасти дублируются метапредметные и личностные результаты освоения основных образовательных программ.
Требования к предметным результатам обучения зафиксированы на этапе окончания уровня общего образования, причем, в максимально обобщенном виде. Предметное содержание образовательных стандартов нуждается в актуализации и развитии в контексте современных требований к качеству образования.
Конкретизация и стандартизация содержательной части образовательных дисциплин, детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) позволит устранить разночтения при реализации основных общеобразовательных программ, решить проблему соответствия содержательной части образовательных программ современным достижениям науки и техники, потребностям рынка труда и социальным аспектам.
Целью статьи является содержательное описание нормативно-правовых и организационных аспектов проведения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Русский язык».
Основная часть
Основной целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения через разработку базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) является унификация и стандартизация содержательной части предметных областей основных общеобразовательных программ по учебным предметам с учетом новейших достижений и перспектив развития науки и техники, ключевых стратегий образовательной политики и экономического развития государства, а также социальных изменений в жизни общества.
Детализация требований обеспечит поддержание содержательной части предметных областей в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума, требования ФГОС ОО к предметным результатам.
Целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Русский язык» является:
Нормативно-правовыми основаниями детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ являются [5]:
Образовательное и воспитательное значение учебного предмета «Русский язык» определяется социальными функциями русского языка, являющегося средством общения и воздействия, познания действительности, хранения и усвоения знаний, приобщения к национальной культуре русского народа, первоэлементов художественной литературы как словесного искусства.
Современный этап развития содержательной части и методики преподавания русского языка характеризует новые подходы к определению целей обучения. В образовательный процесс вошло понятие «компетенция».
Введение в теорию и практику обучения русскому языку понятия компетенции – это закономерное следствие теоретического осмысления целей и содержания обучения русскому языку в школе, критериев овладения им учащимися. Для достижения этих целей требуется корректировка объекта изучения и содержания обучения.
Компетенция в обучении русскому языку включает способность к речевому общению и усвоение совокупности знаний о русском языке, формируемых в процессе обучения. Цели обучения определяются через языковую, лингвистическую. коммуникативную и культуроведческую компетенции.
Конечная цель - воспитание языковой личности, обладающей этими компетенциями. Языковая компетенция - владение знаниями о языке как системе, его особенностях, его правилах и использование этих знаний на практике; лингвистическая компетенция - формирование взгляда на язык как на национальный феномен, знания о лингвистике как науке; коммуникативная компетенция - умение понимать чужую речь, свободно пользоваться речью самому в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, правил речевого поведения; культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной специфики русского языка и русского речевого поведения, формирование языковой картины мира, овладение национально-маркированными единицами языка, русским речевым этикетом, культурой межнационального общения.
Достижение указанной цели обучения русскому языку требует детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Русский язык».
Основными принципами процесса детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Русский язык» являются:
1) предметный принцип.
Предметный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого объекта или явления с точки зрения входящих в его состав компонентов. При применении данного принципа в формулировках детализирующих элементов меняется только объект.
В соответствии с предметным принципом предметная область «Русский язык» разбивается на составляющие элементы - темы, которые, в свою очередь, разбиваются на элементы той же природы, только более дробные – подтемы. Например, тема «Обучение грамоте» разбивается на более дробные подтемы: «Фонетика. Звуки речи», «Графика», «Русский алфавит как последовательность букв», «Орфография».
В свою очередь, представленные подтемы могут содержать собственные подтемы и так далее. Степень детализации определяется специалистами в соответствии с методикой детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ.
Иначе говоря, при применении предметного принципа детализации на разных уровнях предметной области представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные с разной степенью детализации.
2) функциональный принцип детализации. Используется для определения направления детализации с учетом целей детализации.
Функциональный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого элемента с точки зрения определения направления действий по достижению целей данного элемента. Например, для достижения предметного результата «Формирование у обучающегося представлений о взаимосвязи уровней и единиц русского языка, освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и категорий языка, а так же на усвоение языковой теории в результате языкового анализа и ее применения для следования нормам русского языка в собственной речи», необходимо детализировать тему «Расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях, осознание взаимосвязи его уровней и единиц, освоение базовых понятий лингвистики».
3) системный принцип детализации – предусматривает общую систематизацию элементов предметной области, учитывающую их взаимосвязь и иерархичность. В соответствии с системным принципом предметная область «Русский язык» представляется структурированной совокупностью тем, расположенных в логической и методической последовательности, обеспечивающей преемственность и иерархичность учебного материала. Так, например, тема «Русский алфавит как последовательность букв» должна предшествовать теме «Орфография и пунктуация».
Планируемые результаты освоения предметной области «Русский язык» должны отражать:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета, приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Проведение детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения по учебному предмету «Русский язык» предполагает привлечение специалистов в данной предметной области для проведения исследовательских и аналитических процедур по структуризации, актуализации и стандартизации содержательной части предметных областей.
С целью обеспечения высокого научного и методического уровня выполнения детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения по учебному предмету «Русский язык» из привлеченных специалистов следует сформировать рабочую группу, в состав которой должны войти не менее 10 экспертов, имеющих ученую степень доктора или кандидата педагогических или психологических наук с опытом работы в сфере образования не менее 5 лет
Для повышения эффективности работы рабочих групп необходимо предоставить участникам группы инструктивные материалы по методике детализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения через разработку базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям).
Процесс детализации, проводимый рабочей группой, требует тесного взаимодействия участников группы и постоянного обмена информацией между ними. Организация информирования и дистанционного взаимодействия всех участников рабочей группы обеспечивается работой специализированного Интернет-сайта, на котором участникам группы предоставляется возможность участия в форумах, в онлайн-обсуждениях, а так же возможность использования краудсорсинговой площадки).
Результатом деятельности рабочей группы должен стать проект детализированных требований федеральных государственных образовательных стандартов к предметным результатам обучения предмету «Русский язык».
Учитывая значимость разработанного проекта для повышения качества и развития российского образования, разработанный проект детализированных требований федеральных государственных образовательных стандартов к предметным результатам обучения предмету «Русский язык» должен пройти экспертное обсуждение среди представителей ведущих педагогических вузов и научных организаций Российской Федерации.
К обсуждению проекта детализированных требований ФГОС к предметным результатам обучения целесообразно привлечь профессиональное сообщество в лице членов региональных предметных ассоциаций педагогов, преподавателей общеобразовательных организаций, разработчики основных образовательных программ. [6]
Русский язык как учебный предмет имеет чрезвычайно важное значение в деле гуманитарной подготовки к жизни подрастающего поколения: он закладывает основы лингвистического образования, то есть совокупности знаний об основном средстве общения - языке, его устройстве и функционировании в речи. Знания о нем выполняют две функции: они обеспечивают компетентность учеников в пользовании языком, а также служат базой формирования языковых и речевых умений и навыков.
Компетентность учащихся в знаниях о языке и речи обеспечивается в результате изучения всех сторон языка (его фонетики, лексики, словопроизводства, морфологии и синтаксиса) и речи (ее текстовой основы, стилевых разновидностей и типов организации высказывания), его обеих форм - устной и письменной, обеспечивает школьникам сознательное пользование языком в собственной речи, базу для самоконтроля при применении языка как средства общения.
Лингвистические знания служат базой формирования у школьников языковых и речевых умений и навыков.
В программу по русскому языку включено большое количество языковых и речевых умений и навыков, формирование которых теснейшим образом связано со знаниями о языке. Произносительные умения и навыки опираются на знания по фонетике; лексические - на знания по лексике и фразеологии; грамматические - на знания по словообразованию, морфологии и синтаксису; стилистические - на знания по стилистике и речеведению. Так, чтобы сформировать литературное произношение гласных и согласных, необходимо знать их артикуляцию и правила произношения в разных позициях; чтобы правильно образовывать формы слов, необходимо знать их парадигмы и флексии этих парадигм и так далее.
Большое место среди умений и навыков занимают орфографические и пунктуационные умения и навыки. Они тоже тесно связаны со всем языком: с фонетикой, со всеми частями грамматики, частично с лексикой. Так, чтобы научиться писать орфограммы - гласные буквы в корне слова, учащиеся должны знать и отличать ударные и безударные гласные, шипящие согласные из раздела «Фонетика», знать части слова, однокоренные слова и уметь подбирать однокоренные слова с ударными гласными в корне. Чтобы научиться, например, различать на письме гласные в личных окончаниях глаголов, учащимся необходимо знать о глаголе следующее: вид глагола, время, лицо, спряжение, а также уметь определять спряжение, находить неопределенную форму глагола того же вида, знать исключения - список одиннадцати глаголов.
Обучение различным речевым умениям необходимо совмещать с формированием у обучающихся эстетического отношения к природе, обществу, человеку, искусству.
Широчайший диапазон элементов и функций русского языка вызвали ряд сложностей при проведении процедуры детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ учебному предмету (предметной области) «Русский язык». Так, основными затруднениями при проведении детализации оказались:
1. Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Орфографическая и пунктуационная грамотность – важнейший элемент культуры письменной речи, поэтому задача ее достижения является одной из важнейших в общем образовании.
Детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Русский язык» в части формирования орфографических и пунктуационных умений и навыков направлена на формирование у учащихся следующих навыков:
Задача достижения орфографической и пунктуационной грамотности обеспечивается системностью правил и методов.
2. Формирование у обучающихся лингвистической компетенции.
Детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Русский язык» в части формирования лингвистической компетенции была проведена на уровне детализации следующих структурных элементов:
Выводы
Разработка проекта детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Русский язык» входит в состав инициатив, представленных в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
Эти инициативы ориентированы на закрепление предыдущих результатов развития системы образования и формирования перечня новых целей и ориентиров.
Проект детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Русский язык» является составной частью комплекса мер по подготовке предложений по совершенствованию преподавания в общеобразовательных организациях учебного предмета «Русский язык» и направлен на систематическое обновление содержания учебного предмета «Русский язык» с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях.
Используемая модельная методика детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) хорошо зарекомендовала себя при проведении детализации содержательной части учебного предмета «Русский язык» и может быть рекомендована для дальнейшего применения в мероприятиях по поддержанию содержательной части учебного предмета «Русский язык» в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума.
Список литературы и источников