Предметная область «Технология» – это часть системы непрерывного креативного образования, целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: творчества, духовности, интеллекта, самодисциплины, самореализации, стремления к саморазвитию.
28.12.2017В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС ОО) организационная и содержательная части образовательного процесса требуют изменений, соответствующих современным достижениям науки, техники, культуры, экономики и потребностям рынка труда [1].
Обеспечение высокого качества образования достигается поддержанием единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, в том числе через преемственность содержания и образовательных результатов освоения образовательных программ и постоянным обновлением содержания образования с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях [2].
На сегодняшний день несовершенство требований к результатам освоения основной образовательной программы создает проблемы как для процедуры итоговой аттестации обучающихся, так и для образовательной деятельности в целом.
Это связано с тем, что предметные результаты обучения по предметным областям (учебным предметам), определенные ФГОС, носят обобщенный характер и не стандартизируют конкретное тематическое содержание образования. Помимо этого, в предметных результатах, отраженных во ФГОС, отчасти дублируются метапредметные и личностные результаты освоения основных образовательных программ.
Требования к предметным результатам обучения зафиксированы на этапе окончания уровня общего образования, причем, в максимально обобщенном виде. Предметное содержание образовательных стандартов нуждается в актуализации и развитии в контексте современных требований к качеству образования.
Конкретизация и стандартизация содержательной части образовательных дисциплин, детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) позволит устранить разночтения при реализации основных общеобразовательных программ, решить проблему соответствия содержательной части образовательных программ современным достижениям науки и техники, потребностям рынка труда и социальным аспектам.
Целью статьи является содержательное описание нормативно-правовых и организационных аспектов проведения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области) «Технология».
Основная часть
Основной целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения через разработку базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) является унификация и стандартизация содержательной части предметных областей основных общеобразовательных программ по учебным предметам с учетом новейших достижений и перспектив развития науки и техники, ключевых стратегий образовательной политики и экономического развития государства, а также социальных изменений в жизни общества.
Детализация требований обеспечит поддержание содержательной части предметных областей в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума, требования ФГОС ОО к предметным результатам.
Нормативно-правовыми основаниями детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ являются [3]:
Эти документы регламентируют проведение работ по детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Технология».
Предметная область «Технология» – это часть системы непрерывного креативного образования, целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: творчества, духовности, интеллекта, самодисциплины, самореализации, стремления к саморазвитию. Именно поэтому фокус внимания процесса детализации предметных результатов этой предметной области направлен не на набор информации, обязательной для изучения, а на формирование у школьников умений и навыков, системного представления о сущности технологической культуры и культуры труда, о роли техники и технологий для прогрессивного развития общества.
Для проведения качественной детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Технология» за основу были взяты следующие принципы:
1) предметный принцип.
Предметный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого объекта или явления с точки зрения входящих в его состав компонентов. При применении данного принципа в формулировках детализирующих элементов меняется только объект.
В соответствии с предметным принципом предметная область «Технология» разбивается на составляющие элементы – темы, которые, в свою очередь, разбиваются на элементы той же природы, только более дробные – подтемы. Например, тема «Элементы техники и машин» разбивается на более дробные подтемы: «Органы управления технологическими машинами», «Система управления технологическими машинами», «Принципы управления автоматических устройств», «Элементы автоматики», «Автоматизация производства».
В свою очередь, представленные подтемы могут содержать собственные подтемы и так далее. Степень детализации определяется специалистами в соответствии с методикой детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ.
Иначе говоря, при применении предметного принципа детализации на разных уровнях предметной области представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные с разной степенью детализации.
2) функциональный принцип детализации. Используется для определения направления детализации с учетом целей детализации.
Функциональный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого элемента с точки зрения определения направления действий по достижению целей данного элемента. Например, для достижения предметного результата «сформированность представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда», необходимо детализировать темы «Социальные технологии», «Методы управления», «Трудовой договор».
3) системный принцип детализации – предусматривает общую систематизацию элементов предметной области, учитывающую их взаимосвязь и иерархичность. В соответствии с системным принципом предметная область «Физика» представляется структурированной совокупностью тем, расположенных в логической и методической последовательности, обеспечивающей преемственность и иерархичность учебного материала. Так, например, тема «Современные и перспективные технологии» должна предшествовать теме «Технологии получения, преобразования и использования энергии», а темы «Техника (общие сведения)», «Виды техники» предшествовать теме «Инструменты, механизмы и технические устройства».
В рамках подготовительных работ для проведения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Технология» была разработана модельная методика детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) (далее - Методика). Методика представляет собой основной документ, регламентирующий порядок осуществления детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Технология». Согласно требованиям Методики была создана рабочая группа по учебному предмету «Технология», в состав которой вошли 10 экспертов, имеющих ученую степень доктора и/или кандидата педагогических и/или психологических наук, и опыт работы в сфере образования не менее 5 лет.
Кроме Методики, рабочая группа по учебному предмету «Технология» руководствовалась разработанным Регламентом детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) и Положением об экспертных группах детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям).
Результатом проведения рабочей группой детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Технология» стала подготовка Проекта детализированных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения по направлению «Технология» [6].
В Проекте детализированных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения по направлению «Технология» рабочей группой была предложена логичная система предметных результатов, основанная на принципах преемственности, последовательности, систематичности образования, формирования межпредметных связей, развивающей познавательной деятельности.
Для формирования целостной и последовательной системы предметных результатов по направлению «Технология» рабочая группа использовала системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
Кроме того, специалистами рабочей группы использовался культурно-исторический подход, который дал основания для понимания специфики социального пространства, целей и задач развития на каждом конкретном этапе развития общего образования. Суть культурно-исторической концепции можно выразить следующим образом: поведение современного культурного человека является не только результатом его развития с детства, но и продуктом исторического развития. В процессе исторического развития изменялись и развивались не только внешние отношения людей, отношения между человеком и природой, изменялся и развивался сам человек, менялась его собственная природа [7].
Применимо к сфере образования культурно-исторический подход заключается в том, что каждый этап развития общего образования имеет свои цели и задачи, свои особенности развития социальных, экономических, культурных и других общественных отношений. Каждый новый этап развития общего образования возникает из предыдущего, основывается на его свойствах и уже потом происходит обновление образовательных отношений, их переход на качественно новый уровень. Для успешного развития новых образовательных отношений и технологий очень важно изучать их предпосылки и условия возникновения. Именно поэтому рабочей группой использовался культурно-исторический подход при детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Технология».
При подготовке перечня предметных результатов рабочей группой учитывалась специфика предметной области «Технология», которая заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям. Этот учебный предмет обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представлений о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, ведении домашнего хозяйства, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности, содействует развитию у обучающихся творческого мышления.
Предметная область «Технология» имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, поскольку изучение этого предмета дает учащимся возможность активно использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов, для решения прикладных учебных задач. Ввиду междисциплинарного характера предметной области «Технология» рабочей группе понадобилось проведение консультаций со специалистами ряда смежных областей с целью разработки логичной и структурированной системы предметных результатов. Это способствовало подготовке нового перечня предметных результатов предметной области «Технология» с учетом межпредметных связей на основе принципов преемственности, последовательности, систематичности.
Выводы
Проведенная детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения предметной области «Технология» позволит решить ряд педагогических проблем, в том числе будет способствовать переходу:
1) к субъект-субъектным взаимоотношениям между участниками образовательного процесса;
2) от практики «обучения по учебнику» к практике ориентации образовательного процесса на достижение планируемых (ожидаемых) результатов образования.
В образовательном процессе детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Технология» будет способствовать смещению акцента с обучения, как простой трансляции знаний от педагогического работника к учащимся, на обучение, как деловое сотрудничество, т.е. совместную работу педагога и учащихся в ходе овладения знаниями и решения проблем.
Детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Технология» позволит больше внимания уделить развитию личности ребенка во всем возможном многообразии: развитию психических качеств (мышление, воображение, память, внимание, речь), эстетического вкуса, потребности в практической творческой деятельности, а также развитию элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей.
Детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Технология» создаст предпосылки и условия, чтобы учащиеся сами получали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
Список литературы и источников