Совершенствование подходов к созданию учебных материалов для преподавания общеобразовательных предметов в образовательных организациях общего образования, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам общего образования, учитывающих передовой опыт лучших учителей России.
15.12.2020Совершенствование подходов к созданию учебных материалов для преподавания общеобразовательных предметов в образовательных организациях общего образования, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам общего образования, учитывающих передовой опыт лучших учителей России.
В рамках проекта было реализовано:
1. Проведено исследование передового российского опыта создания учебных материалов, в том числе видеоуроков для общеобразовательных предметов в образовательных организациях общего образования в условиях развития современной цифровой образовательной среды проведено в 53 субъектах Российской Федерации посредством сбора данных от 157 образовательных организаций общего образования и анализа 153 открытых источников информации.
Проведена выборочная экспертиза 15 видеоуроков по 3-м общеобразовательным предметам из сформированной по результатам проведения исследований базы учебных материалов на предмет соответствия требованиям ФГОС общего образования соответствующего уровня с использованием информационно-коммуникационных технологий на базе функционирующего в сети интернет-ресурса Исполнителя посредством закрытого и открытого обсуждения (форума) с разграничением доступа экспертов к экспертируемым материалам.
Проведено обсуждение результатов экспертизы в форме совещания в г. Москва (20 участников) с участием экспертов, представителей образовательных организаций общего образования.
2. Проведен сбор информации по разработанным критериям с использованием источников информации, размещаемых в открытом доступе в сети Интернет.
Проведен анализ существующих российских и зарубежных технологических решений и подходов к созданию учебных материалов (видеоуроков), результаты которого позволили выделить:
3. Проведен анализ подходов к содержательному наполнению, к технической реализации учебных материалов, в том числе видеоуроков, позволивший сформировать систематизированный перечень подходов к содержательному наполнению, к технической реализации учебных материалов.
Проведены анкетирование и сбор сведений (путем проведения интервью и фокус-групп) в 53 субъектах Российской Федерации.
Проведены анкетирование 312 педагогов образовательных организаций общего образования и интервью – 16 руководителей и (или) заместителей руководителей образовательных организаций общего образования. Проведены 4 фокус-группы педагогов образовательных организаций общего образования, всего 76 педагогов (педагоги по 3 общеобразовательным предметам в каждой фокус-группе).
Разработана концепция создания учебных материалов (видеоуроков) для преподавания общеобразовательных предметов в образовательных организациях общего образования в условиях развития современной цифровой образовательной среды на основе результатов проведенного анализа подходов к содержательному наполнению, к технической реализации учебных материалов (видеоуроков).
4. Проведена профессионально-общественная экспертиза разработанной концепции учебных материалов (видеоуроков) (п. I.3) для преподавания общеобразовательных предметов в образовательных организациях общего образования в условиях развития современной цифровой образовательной среды в форме 2-х часового вебинара и очной конференции, продолжительностью 6 часов.
5. Разработана технология создания учебных материалов (видеоуроков) для преподавания общеобразовательных предметов в образовательных организациях общего образования в условиях развития современной цифровой образовательной среды на основе доработанной концепции учебных материалов (видеоуроков).
6. Проведен конкурсный отбор учебных материалов для создания цикла видеоуроков в целях последующего использования лучших конкурсных работ при создании цикла видеоуроков на примере общеобразовательного предмета «История России».
В конкурсном отборе приняли участие 506 человек из 20 субъектов Российской Федерации.
7. Создан цикл видеоуроков на основе разработанных концепции и технологии. Цикл видеоуроков включает 10 видеоуроков, длительностью не менее 30 минут каждый и приложение в формате видеопрезентации на тему «Святыни и символы России» с целью укрепления российского культурного и образовательного пространства.
8. Проведена апробация разработанной технологии создания учебных материалов (видеоуроков) на примере общеобразовательного предмета «История России».
9. Проведено профессионально-общественное обсуждение результатов апробации разработанной технологии создания учебных материалов (видеоуроков) для преподавания общеобразовательных предметов в образовательных организациях общего образования в условиях развития современной цифровой образовательной среды в формате межрегиональных семинаров (всего 8, в том числе 5 семинаров проведены в очном формате).
10. Проведена всероссийская конференция по вопросам внедрения и тиражирования технологии создания учебных материалов (видеоуроков) для преподавания общеобразовательных предметов в образовательных организациях общего образования в условиях развития современной цифровой образовательной среды.
11. Обеспечено функционирование консультационной службы по вопросам создания учебных материалов для общеобразовательных предметов в образовательных организациях общего образования в условиях развития современной цифровой образовательной среды. При этом обеспечен охват всех субъектов Российской Федерации, в том числе многоканальный телефон «горячей телефонной линии» (8 часов, 5 рабочих дней в неделе по Московскому и Красноярскому часовому поясу), звонки по указанным телефонам «горячей линии» были бесплатными для всех абонентов
12. Подготовлены обучающие материалы для педагогов по созданию учебных материалов (видеоуроков) для преподавания учебных предметов (предметных областей) в общеобразовательных организациях в условиях развития современной цифровой образовательной среды, это 5 видеолекций длительностью более 20 минут каждая на электронном носителе:
13. Разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации по вопросам создания учебных материалов для общеобразовательных предметов в образовательных организациях общего образования в условиях развития современной цифровой образовательной среды объемом 36 часов; учебно-методические и контрольные материалы (тесты) для проведения повышения квалификации педагогов.
Проведены обучающие мероприятия по вопросам создания учебных материалов для общеобразовательных предметов – курсы повышения квалификации в соответствии с разработанной программой – 1147 педагогических работников общеобразовательных организаций из 77 регионов Российской Федерации.
14. Проведен всероссийский конкурс учебных материалов, созданных на основе внедренной технологии создания видеоуроков.
В конкурсном отборе приняли участие 187 человек из 43 субъектов Российской Федерации. По результатам конкурсного отбора были отобраны 12 лучших видеоуроков (конкурсных работ).
15. Проведен мониторинг эффективности внедрения и тиражирования технологии создания учебных материалов для общеобразовательных предметов в образовательных организациях общего образования в условиях развития современной цифровой образовательной среды.
Был обеспечен сбор сведений от общеобразовательных организаций (845 организаций из 43 субъектов Российской Федерации) в электронном виде с помощью созданного раздела сайта.
Был выполнен анализ собранных данных в разрезе субъектов Российской Федерации, осуществлена оценка эффективности внедрения и тиражирования технологии создания учебных материалов для общеобразовательных предметов в образовательных организациях общего образования по разработанным критериям.
По результатам проведения мониторинга были подготовлены и направлены для публикации в СМИ информационные и аналитические материалы (101 публикация).
16. Был проведен всероссийский семинар по обсуждению итогов внедрения и тиражирования технологии создания учебных материалов для общеобразовательных предметов в образовательных организациях общего образования в условиях развития современной цифровой образовательной среды. Продолжительность семинара – 2 дня, 319 участников: представители общеобразовательных организаций из 56 субъектов Российской Федерации.