Студенты, преподаватели и управленцы оценили эффективность применения информационных технологий в образовательной, научной и административной деятельности вузов.
10.12.2018Студенты, преподаватели и управленцы оценили эффективность применения информационных технологий в образовательной, научной и административной деятельности вузов.
Сегодня практически в каждом университете (95,7 %) оборудованы компьютерные классы. 27% участников опроса считают материально-техническую базу своего вуза отличной, а 40% – хорошей. Большинство (63%) респондентов высоко оценивают полезность различных технических средств и ИТ, применяемых в вузах. При этом 35,8% от общего количества опрошенных считают, что доля отечественного ПО составляет не менее 25%.
Наиболее активно, по мнению участников, программное обеспечение используется в образовательной деятельности: для оценки качества обучения (74,4%), в учебном процессе (67,5%) и дистанционном обучении (59,9%).
В исследовательской деятельности 61,6% студентов и преподавателей применяют инструментальные средства универсального характера, 46,7% указали, что в их вузе есть программы для моделирования физических процессов и воспроизведения различных экспериментов в виртуальной среде, специализированные узкопрофильные информационно-технологические решения использует 41,4% респондентов, а 44,4% имеют возможность подключения к международным научным сетям.
Для решения организационных и административных вопросов в вузах активно используются ПО, позволяющее реализовать автоматизированное обучение (95,5%), программы общего назначения (54,6%), специализированные информационно-поисковые системы (51,9%). Отдельные участники опроса указали, что в управленческой деятельности применяют автоматизированные системы для работы деканатов, системы электронного документооборота.
Более половины респондентов (62,8%) имеют свободный доступ к беспроводному интернету на территории своих вузов.
Помимо оценки состояния информатизации образовательных организаций участники ответили на вопросы, касающиеся каналов распространения информации о российских университетах. По их мнению, основные источники – это сайты образовательных организаций (98,4%) и социальные сети (93,2%), несколько реже применяются публикации в СМИ (70,5%). Многие респонденты высоко оценили уровень информативности сайта своего вуза (45,1%) и доверяют сведениям, размещенным на официальном ресурсе (64,2%).
Участники опроса готовы в дальнейшем использовать технические средства и информационные технологии, которые они еще не применяют, в том числе специализированные мобильные устройства (39,0%) и узкопрофильные технологические решения (30,9%).
32,2% опрошенных считают, что для повышения качества научной деятельности в вузах наиболее перспективными цифровыми технологиями являются узкоспециализированные программы для исследования конкретной проблемы, а 28,3% готовы использовать ПО для закрепления изученного материала.
Полученные результаты социологического опроса дают обобщенную количественно-качественную картину и позволяют понять, как студенты, преподаватели и административно-управленческий персонал оценивает состояние информатизации организаций высшего образования в 8 федеральных округах Российской Федерации по состоянию на декабрь 2018 года.
СПРАВОЧНО
Социологическое исследование проведено в рамках реализации проекта «Комплексная поддержка развития информационно-аналитической инфраструктуры учреждений высшего образования с целью эффективного планирования мероприятий по обеспечению развития информационной инфраструктуры в части соответствия приоритетам научно-технологического развития» мероприятия 3.2 «Обеспечение развития информационной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса.