Статьи и обзоры

Правовое регулирование лицензирования и государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы обучения

Вводные положения. Понятие сетевой формы реализации образовательных программ

28.07.2015

Вводные положения. Понятие сетевой формы реализации образовательных программ

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании в РФ) основные образовательные программы могут реализовываться образовательной организацией, как самостоятельно, так и совместно с иными образовательными организациями посредством сетевой формы взаимодействия (далее — сетевая форма реализации образовательной программы). При этом отмечается, что в сетевых формах реализации образовательных программ могут также участвовать организации науки, культуры, спорта и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Сетевая форма реализации образовательной программы может осуществляться в формах:

– совместной деятельности образовательных организаций, направленной на обеспечение возможности освоения обучающимся основной образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций, а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры и спорта и иных организаций;

 – зачета образовательной организацией, реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимся в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях, участвующих в сетевом взаимодействии.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между образовательными организациями (ч. 1 ст. 15 Закона об образовании в РФ).

В случае реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими образовательными организациями, образовательные организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

Согласно ч. 3 ст. 15 Закона об образовании в РФ в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

В настоящее время при реализации образовательных программ достаточно часто возникают сложности, вызванные непониманием сути сетевой формы их реализации.

Зачастую за сетевую форму реализации образовательных программ принимается деятельность образовательных организаций по различным адресам мест осуществления образовательной деятельности. В данном случае судить о возникновении сетевой формы реализации образовательных программ не приходится. Тем не менее образовательным организациям следует урегулировать между собой имущественные права (как правило, заключаются договоры безвозмездного пользования имуществом) и пройти процедуру лицензирования образовательной деятельности по всем адресам мест осуществления образовательной деятельности.

Если же, например, образовательная организация высшего образования, имеющая в учебном плане дисциплину, для изучения которой не имеет соответствующих ресурсов (кадровых, материально-технических и т. д.), передает часть нагрузки, предусмотренную на изучение данной дисциплины, в другую образовательную организацию высшего образования, располагающую необходимыми ресурсами.

В данном случае между образовательными организациями высшего образования должен быть заключен договор о сетевой форме реализации образовательной программы и совместно разработана и утверждена образовательная программа.

Государственная аккредитация образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы обучения

Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и программам подготовки обучающихся в образовательных организациях (ч. 2 ст. 92 Закона об образовании в РФ).

Особенности аккредитационной процедуры предусмотрены Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013№ 1039; далее — Положение о госаккредитации).

Государственную аккредитацию проводят Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования.

При аккредитации образовательных программ с использованием сетевой формы, помимо документов, поименованных в п. 8 Положения о госаккредитации, к заявлению образовательная организация обязана приложить копию договора о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенного в соответствии с Законом об образовании в РФ. Если копия такого договора не была нотариально заверена, в аккредитационный орган представляется и оригинал договора о сетевой форме реализации образовательных программ.

Кроме этого, образовательная организация обязана представить копии разработанных и утвержденных совместно с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы.

Положением о госаккредитации регламентирован порядок аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых с применением сетевой формы.

Во-первых, при наличии государственной аккредитации в отношении образовательных программ у организации, осуществляющей образовательную деятельность, с которой заключен договор о сетевой форме реализации образовательных программ, аккредитационный орган учитывает результаты, полученные ранее при проведении государственной аккредитации, и аккредитационная экспертиза проводится только в части образовательных программ, самостоятельно реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

Во-вторых, при отсутствии государственной аккредитации в отношении образовательных программ у организации, осуществляющей образовательную деятельность, с которой заключен договор о сетевой форме реализации образовательных программ, аккредитационный орган учитывает результаты, полученные при освоении образовательных программ обучающимися в организации, участвующей в реализации образовательных программ в сетевой форме.

Лицензирование образовательной деятельности по реализации образовательных программ с использованием сетевой формы обучения

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом установленных особенностей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования (ч. 1 ст. 91 Закона об образовании в РФ).

Лицензионные требования и условия должны учитывать особенности осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ(п. 15 ч. 1 ст. 91 Закона об образовании в РФ).

В настоящее время процедура лицензирования образовательной деятельности определена Положением о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966; далее — Положение о лицензировании).

Одним из лицензионных требований при использовании сетевой формы реализации образовательных программ является наличие договора, заключенного между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о сетевой форме реализации образовательных программ, а также образовательных программ, совместно разработанных и утвержденных организациями, осуществляющими образовательную деятельность (п. 7 Положения о лицензировании).

При лицензировании образовательных программ с использованием сетевой формы зачастую возникают сложности, связанные, с необходимостью указания в лицензиях на осуществление образовательной деятельности адресов ведения деятельности по образовательной программе, реализуемой в сетевой форме.

Например, необходимо ли образовательной организации высшего образования А, участвующей в сетевом взаимодействии с образовательной организацией высшего образования Б, в лицензии на осуществление образовательной деятельности указывать адрес этой организации Б.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии, среди прочих сведений, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности (ч. 4 ст. 91 Закона об образовании в РФ).

В связи с этим, указание адреса осуществления образовательной деятельности в сетевой форме необходимо только в том случае, если одна образовательная организация ведет образовательную деятельность на территории другой организации.

Так, например, образовательная организация высшего образования А проводит лекции по органической химии в образовательной организации высшего образования Б для своих студентов силами своего профессорско-преподавательского состава, а образовательная организация высшего образования Б проводит занятия для своих студентов силами собственного профессорско-преподавательского состава в образовательной организации высшего образования А. В этом случае обе образовательные организации высшего образования должны указать адреса мест осуществления образовательной деятельности в приложениях к лицензиям на осуществление образовательной деятельности.

Янкевич Семён Васильевич, канд. юрид. наук, директор Центра правовых прикладных разработок Института образования НИУ ВШЭ.

Источник: 273-фз.рф

Источник