Статьи и обзоры

Реализация «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»: образовательный аспект

Стратегической целью «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ» является достижение уровня экономического и социального развития страны, получение статуса ведущей мировой державы и вхождение в пятерку стран-лидеров по объему ВВП.

11.10.2013

Стратегической целью «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ» является достижение уровня экономического и социального развития страны, получение статуса ведущей мировой державы и вхождение в пятерку стран-лидеров по объему ВВП. Данная цель будет реализована посредствам решения ряда задач, одной из них наиболее привлекательных стала задача перехода российской экономики от экспортно-сырьевой к инновационной социально-ориентированной. Данная экономика позволит расширить конкурентный потенциал за счет наращивания сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях. Таким образом, предстоит наладить производство новых идей, технологий и социальных инноваций. В данном контексте в основе новой экономики будет лежать экономика знаний и высоких технологий.

В свою очередь понятие «Экономика знаний» представляется как высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, термин экономика знаний используют как синоним инновационной экономики, однако он сам является высшим этапом развития инновационной экономики, главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал. Экономика знаний – экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг [1].

В основе инновационной социально-ориентированной экономики должны быть – предпринимательская свобода, социальная справедливость и национальная конкурентоспособность, поэтому выдвинутые Концепцией преобразования реализуются, в том числе и по направлению развития человеческого потенциала, в основе которого находятся благоприятные условия для развития способностей каждого человека с одной стороны, а с другой повышение конкурентоспособности человеческого капитала. Даная возможность осуществляется при условии доступности качественной образовательной услуги, которая формируется в поле непрерывного индивидуализированного образования для всех.

В новой модели образования главенствующая роль отводится образованию человека на протяжении всей жизни. Если в последнее время карьера основывалась на накоплении авторитета и жизненного опыта в рамках регулярной деятельности, то в новой экономике образование является ядром профессиональной карьеры в течение всей жизни. В связи с этим должна произойти индивидуализация образовательных траекторий, то есть набор образовательных услуг будет формироваться индивидуально с учетом конкретных потребностей личности. В связи с этим появляется ряд фундаментальных следствий:

– формирование открытого рынка образовательных программ и модулей вместо заранее установленного стандарта;

– использование прозрачной и понятной для всех системы признания результатов образования в каждом модуле;

– неприемлемость исключительного государственного контроля качества образовательных программ [2].

Стимулом непрерывного образования специалиста станут национальная квалификационная рамка, система сертификации квалификаций, а модульные программы позволят наиболее эффективно использовать человеческий потенциал и создадут условия для самореализации личности в течение всей жизни.

Обеспечение баланса фундаментальности и прикладного (компетентностного) подхода в содержании и технологиях образования на сегодняшний день является наиболее сложной и выполнимой задачей для вузов.

Компетентностный подход, является отражением потребностей общества в специалистах не только знающих, но и умеющих применять свои знания, раскрывает перспективы подготовки выпускника, способного к самостоятельному жизненному выбору, к трудовой деятельности и продолжению образования «в течение всей жизни», к самообразованию и самосовершенствованию [3].

Идеи компетентностно ориентированного образования реализуются в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, где главными целевыми установками профессионального образования, как ожидаемые результаты обучения выступают компетенции выпускника.

Учебные циклы и их трудоемкость измеряются в зачетных единицах, что свидетельствует о внедрении кредитно-модульной системы. Интервал зачетных единиц составляет 10, что составляет значительное увеличение объема по сравнению со стандартами второго.

Каждый цикл дисциплин в новом образовательном стандарте содержит как базовую, так и вариативную части. Базовая часть указывается в стандарте, вариативная формируется вузом самостоятельно. Общая трудоемкость базовой части для программ бакалавриата не превышает 50%, для магистратуры 30%. Описание результатов освоения базовой части цикла представляется как набор знаний, умений и навыков, вариативная часть не прописывается совсем, вузам предоставляется право ее самостоятельного определения, в частности, на основе анализа потребностей рынка труда, но и не только.

Так, например, в условиях перехода на новые ФГОС при составлении и реализации программ вариативной части, наиболее значимым в условиях серьезной конкуренции и борьбе за абитуриента, является определение формирующихся компетенций – приоритетные научные направления, разрабатываемые и реализуемые вузом, должны найти свое отражение и быть востребованы потребителями образовательных услуг.

Программа развития Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ разработанная на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, Программы развития РГСУ с учетом региональной специфики и включает в себя:

– видение – стабильно и динамично развивающийся филиал, региональный научно-образовательный центр способный внести значительный вклад в развитие РГСУ как лидера отечественного социального образования, влияющего на разработку и реализацию социальной политики государства. Создание кластера интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов региона направленных на формирование инновационных решений социального развития ЮФО;

– миссию –  содействие становлению социального государства на основе многоуровневой и непрерывной подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих новой культурой социального управления, способных компетентно влиять на социальные процессы региона, опираясь на новейшие достижения теории социального обновления и современные социальные технологии.

К приоритетным направлениям развития филиал относит основные предпосылки создания инновационного научно-образовательного комплекса, в основе которого лежит потенциал филиала, который направлен на развитие приоритетного научного направления – «Социальные явления и институты социализации юга России». Выбор данного направления обусловлен продуктивным взаимодействием с учреждениями социальной сферы, исполнительными и законодательными органами власти.

Филиал ведет исследования в данном направлении с момента своего образования. Научные интересы коллектива сосредоточенны в области социально-экономического, правового и гуманитарного направлений, которые обеспечивают доктора исторических и экономических наук, кандидаты социологических, политических, философских, педагогических, исторических, юридических, экономических и психологических наук, аспиранты и студенты филиала.

В рамках данного направления разработаны и успешно реализуются инновационные проекты «Поможем нашим старикам» и «Молодой избиратель».

Первый проект был разработан и внедрен в практику ЦСО пожилых граждан и инвалидов «Надежда». В частности, с 2009 года консультационный центр филиала предоставляет комплекс социально-значимых услуг, направленных на информирование социальных и профессиональных групп и слоёв населения посредством предоставления различных видов консультирования соответственно профилю ВУЗа.

Таковыми услугами стали информационные услуги населению по месту проживания в областях права, экономики и социального обеспечения.

Уникальность проекта состоит в предоставлении вышеуказанных услуг в короткие сроки путём использования интегрированных технологий, ещё не применяемых на рынке информационных услуг города.

Потребителями услуг являются как физические, так и юридические лица. Целевой сегмент – это частные лица, имеющие ограниченные возможности доступа к полезной для них информации социально-правового характера, а также малые предприятия различных сфер бизнеса.

Основными конкурентными преимуществами данного проекта являются: новизна бизнеса для рынка услуг города, предоставление широкого ассортимента информационных услуг, наличие персонала, имеющего опыт работы в этом направлении, короткие сроки исполнения заказов.

Услуга оказывается посредством выезда консультантов по месту проживания потребителей, предлагающих заказчикам письменные справки с информацией по ранее полученным от них запросам, а также дающих устные разъяснения по существу этой информации и отвечающих на возникающие вопросы.

Консультативная помощь населению с привлечением ведущих специалистов кафедр филиала динамично развивается также в рамках инновационного проекта «Молодой избиратель».

Проект реализуется по следующим направлениям:

– Центр электоральных исследований (ЦЭИ). Организация выборов представительных органов власти различного уровня требует глубоких электоральных исследований, всестороннего учета, объективных и субъективных факторов влияющих на избирательное поведение различных групп населения. Во время выборов, точная, объективная и своевременная информация позволяет контролировать ход избирательной кампании, адекватно и своевременно реагировать на изменения состояния электората. Социологическое сопровождение электорального процесса концентрирует в себе знания о массовых социальных процессах, на организацию и управление которыми претендует социально-политический маркетинг.

Завоеванный сегмент рынка позволил принять участие ЦЭИ в социологическом исследовании результатов досрочных выборов главы муниципального образования г. Армавир 22 мая 2011 г.

Создание и организация работы дискуссионного политического клуба «Гражданская позиция». Задачей клуба является обсуждение и выработка предложений по наиболее актуальным вопросам построения гражданского общества и социального государства в свете реализации Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. «Инновационная Россия – 2020» и Концепцией социально-экономического развития Краснодарского края. В числе постоянных участников заседаний клуба – представители различных политических партий, общественных объединений, национальных общин г. Армавира, а также научного сообщества юга России.

Результаты исследований научного направления развития филиала «Социальные явления и институты социализации юга России» отражены в научных трудах ППС.

Важное значение в вузе придается распространению результатов научных исследований ППС в рамках реализуемого приоритетного научного направления. Традиционным стало проведение Всероссийских научно-практических конференций АИСО (филиала) РГСУ издание научного и учебно-методического ежегодника «Вестник», материалов студенческих научных конференции «Научный Олимп» [4].

Образовательный процесс в филиале соответствует реализации приоритетного научного направления: подготовка кадров ведется по таким направлениям подготовки бакалавриата как «Социальная работа», «Экономика», «Юриспруденция», сегодня разрабатываются программы подготовки магистров по направлениям «Социальная работа», «Экономика», «Государственное и муниципальное управлении». Профессиональная переподготовка и повышение квалификации по профилю основных профессиональных образовательных программ филиала вуза реализуются с учетом приоритетного научного направления и с учетом социальной специфики вуза.

Предложенная в научной литературе структура компетентностной модели, обобщающая реализованные в проекте «Tuning» и ФГОС ВПО подходы к классификации компетенций нашла свое отражение в учебных программах филиала, она представлена в следующем виде:

– общие компетенции: социально-личностные, общенаучные, организационно-управленческие;

– профессиональные компетенции: общепрофессиональные и специализированные [5].

Если говорить о фундаментальности образования, как одной из составляющих содержания образования, то нельзя не отметить преимущества российской системы образования, которая характеризуется высоким качеством, фундаментальностью и системность обучения. Она базируется на культурных и педагогических национальных традициях и имеет глубокие исторические корни. В связи с этим, при реализации новых инновационных принципов экономики России, каждому вузу необходимо найти гармоничный подход между фундаментальным и прикладным подходами в содержании и технологиях образования с целью обеспечения динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе и укреплению позиций России в мировом сообществе.

Интеграционные процессы, происходящие в европейской системе образования должны развиваться на принципах взаимообогащения национальных образовательных систем и сохранения их культурной самобытности [6].

Примечания:

1. Экономика знаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_знаний/

2. Жураковский, В.М., Сазонова, З.С. Актуальные задачи модернизации профессионального образования [Текст] / В.М. Жураковский, З.С. Сазонова // Высшее образование в России. – 2010. – № 5. – С. 4-12.

3. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод [Текст] / В.И. Байденко // Пособие. – М., 2006. – 54 с.

4. Программа развития Армавирского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета до 2020 года [Текст].

5. Винникова, О.А. Разработка структуры компетентностой модели специалиста в контексте болонских принципов [Текст] / О.А. Винникова // Подготовка специалистов в системе непрерывного профессионального образования: проблемы и перспективы: материалы Всерос. заочной науч. -практ. конф., Киров, ВятГТУ, 27 мая 2009. – Киров, 2009. – С. 76-80.

6. Иркутская, В.И. Международный опыт и специфика образования в России [Текст] / В.И. Иркутская // Вест. Томского гос. пед. ун-та. – 2010. – № 4 (94). – С. 17-21.

Автор: Е.А. Форзун