Современный этап развития высшего образования характеризуется повышением требований к ее качеству, что предопределило необходимость поиска новых технологий обучения, а также соответствующих им форм контроля и оценки учебных достижений.
22.10.2015Современный этап развития высшего образования характеризуется повышением требований к ее качеству, что предопределило необходимость поиска новых технологий обучения, а также соответствующих им форм контроля и оценки учебных достижений. Статья посвящена особенностям реализации рейтинговой системы оценки знаний и ее влиянию на успеваемость студентов вуза через усиление их мотивации, на повышение качества подготовки обучающихся. Рейтинговая технология представлена как система, организующая учебный процесс и влияющая на его эффективность.
Ключевые слова: качество образования, результат обучения, оценка, контроль, рейтинговая система.
Качество подготовки выпускников является первостепенной характеристикой высшего образования, предполагающей соответствие его результатов, процессов подготовки ожиданиям потребителей в лице работодателей, партнеров, научного сообщества, органов государственного управления. Данное понятие подразумевает охват всех видов деятельности образовательной организации и системы высшего образования, а именно, образовательные программы; учебный процесс; кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы.
Требования к качеству образования отражены в таких документах, как Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, «Федеральный государственный образовательный стандарт» и др.
Качество — степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям [2].
В соответствии со статьей 2 «Закона об образовании в Российской Федерации» «качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [5].
Таким образом, оценка качества образования предполагает оценку уровня знаний, умений, навыков и компетенции с одной стороны и оценку качества образовательного процесса с другой. Цели оценки качества образования:
• определение уровня учебных достижений;
• выявление сильных и слабых сторон в знаниях и навыках, которыми владеют студенты;
• определение проблем с учебными достижениями у тех или иных групп студентов;
• мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Важное значение при этом приобретает оценка уровня знаний студентов, реализация которой предполагает последовательные процессы, основанные на общепринятых критериях и положениях.
Оценка студента является одним из наиболее значимых элементов системы оценки качества образования, она дает возможность образовательной организации оперативно получать информацию об эффективности обучения. Ее результаты существенным образом влияют на мотивацию к обучению и последующую работу выпускника. Одним из способов оценки качества усвоения учебных дисциплин является рейтинговая система.
Рейтинг в переводе с английского языка означает «оценивать», «ранжировать». Рейтинговая система — это система контроля, при которой учету, проверке и оцениванию подвергаются все виды учебной деятельности, выполняемые обучаемыми в процессе изучения дисциплины; целевой функцией которой является повышение качества подготовки специалистов, а конкретной задачей — обеспечение объективности, достоверности и информативности оценки результатов обучения [3, с. 117]. В противоположность традиционному методу, рейтинговая система оценивания подразумевает сложение оценок студента по дисциплине в течение определенного промежутка времени.
Использование рейтинговой системы в высшем образовании обусловлено развитием сотрудничества между Россией и европейскими странами. Анализ зарубежной практики использования рейтинговой модели оценки подтверждает ее эффективность как средства активизации учебной работы студентов, повышения их мотивации к постоянному самоконтролю и планированию своей успеваемости, укреплению дисциплины и личной ответственности за результаты учебной работы [4, с. 37]. Сегодня в российских вузах широко распространены кумулятивные показатели оценки результатов обучения, которые составляют основу рейтинговой системы оценки успеваемости студентов.
Задачи рейтинговой системы оценки успеваемости:
• повышение уровня мотивации студентов в учебной, научной деятельности;
• формирование системы комплексного мониторинга эффективности образовательной программы;
• создание индивидуальных образовательных программ.
Суть рейтинговой системы оценки успеваемости состоит в формировании обучающегося как субъекта учебной деятельности, иначе говоря, обучающийся доходит до такой степени развития, при которой он в состоянии самостоятельно определить цель работы, спланировать и исправить, если это необходимо, свои действия в соответствии с поставленной целью. В связи с этим, в условиях такой системы оценивания между педагогом и обучающимся образуется субъект-субъектная связь.
Рейтинговая технология основана на совокупности побудительных факторов, в частности, регулярная отметка результатов в соответствии с действительными результатами обучающихся. Помимо этого, использование данной технологии подразумевает подбор заданий таким образом, чтобы они отражали общекультурные и профессиональные компетенции. Качество изучения дисциплины раскрывается путем определения контрольных точек или мероприятий, распределенных в семестре. Промежуточный контроль основывается на итоговом рейтинге, включающего результаты всех контрольных мероприятий дисциплины, текущий — на основе текущего рейтинга по дисциплине. При проведении контрольного мероприятия и проставления оценки преподавателем, текущий рейтинг пересчитывается. Так, рейтинг студента суммирует достижения каждого контрольного мероприятия во время семестра. Такой подход не дает студенту расслабиться в течение всего семестра, отложив подготовку к учебе до сессии. Таким образом, рейтинг студента учитывает результаты каждого контрольного мероприятия, проводимого преподавателем, в течение семестра.
Обязательным условием внедрения рейтинговой системы является обеспечение студентов необходимой учебно-методической литературой, использование комплекса учебно-методических материалов, что позволяет студентам, пропускающим те или иные занятия, отработать их и получить соответствующие рейтинговые баллы [6, с. 54]. Рейтинговая система, безусловно, активизирует работу преподавателя. Преподаватель обязан теперь до начала семестра четко продумать не только структуру курса, но и весь набор предлагаемых студенту заданий, разработать пакет контрольно-измерительных материалов и т. д. [1, с. 51]. Ведущее место в рейтинговой системе оценивания занимает контроль, которая предполагает сквозную аттестацию студента по всем дисциплинам согласно учебному плану по всем видам занятий с присвоением ему рейтинговой оценки, зависящей от уровня подготовленности. Преимуществом использования рейтинговой системы является обеспечение ее информационной открытости и прозрачности, что позволяет студентам сравнивать свои достижения с достижениями своих однокурсников, придавая им дополнительную мотивацию. Кроме того, рейтинговая система оценки успеваемости позволяет студентам отслеживать свой рейтинг в процессе обучения, представляющей интегральную оценку результатов всех видов учебной деятельности в вузе, рассчитанных образовательной программой. Результатом работы студента в семестре по дисциплине является итоговый рейтинг, пересчитываемый в оценку по заданному критерию.
Использование рейтинговой системы оценки успеваемости студентов дает возможность реализовать принцип систематичности контроля знаний и навыков. Контроль и оценка учебных достижений студентов является важным элементом образовательного процесса и должна систематично осуществляться в течение семестра и всего учебного года. Для этого определяются рейтинги студентов в группе и на курсе по отдельным дисциплинам, внутрисеместровый рейтинг студента, рейтинг по итогам семестра и за какой-либо период [6, с. 54].
Развитие образовательного процесса и модернизация технологий обучения определяют необходимость поиска и применения новых подходов к системе оценивания знаний обучающихся. В современных условиях развития образования, в частности, ее демократизации, где одним из принципов является самоорганизация учебной деятельности обучающегося, студент становится активным участников образовательного процесса, способного самостоятельно контролировать уровень своих достижений.
Для мониторинга результатов освоения образовательной программы необходимы инструменты, позволяющие проследить и оценить динамику процесса достижения целей. С помощью системного контроля обеспечивается непрерывная и достоверная обратная связь со студентами, что создает условия для своевременных действий по регулированию образовательного процесса. Грамотное планирование и использование рейтинговой системы оценки успеваемости студентов в вузе дает возможность развить положительное отношение к обучению, достичь взаимодействия всех участников образовательного процесса, что содействует повышению качества образования и позволяет формировать творческую личность выпускника.
Литература:
1. Будаев В. Д. О трудностях перехода на балльно-рейтинговую систему оценки знаний студентов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 10. С.51–54.
2. ГОСТ Р ISO 9000–2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». — М: ФГУП «Стандартинформ», 2011.
3. Нохрина Н. Н., Лапко, Т. М. Видовые особенности рейтинговых систем контроля результатов обучения студентов // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2006. № 9 (64). С.116–122.
4. Сазонов Б. А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса // Высшее образование в России. 2012. № 6. С.28–40.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 6. Челмакина Л. А., Сеськина Е. Н. Проблемы интеграции российских вузов в мировое образовательное пространство // Интеграция образования. 2013. № 4 (73). С.52–56.