Статьи и обзоры

Результаты опроса школьников и студентов профессиональных образовательных организаций о состоянии, сохранении и развитии родных языков народов России

Целью проведенного исследования являлось выявление мнения обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций по вопросам состояния, сохранения и развития языков народов России.

08.12.2020

Авторы:

Т. С. Болотина Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий», Москва, Российская Федерация.

О. А. Данилова Общество с ограниченной ответственностью «Верконт Сервис», Москва, Российская Федерация.

Целью проведенного исследования являлось выявление мнения обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций по вопросам состояния, сохранения и развития языков народов России.

21 февраля во всем мире отмечают Международный день родного языка, целью которого является повышение осведомленности о языковых и культурных традициях, а также принятие мер по сохранению и развитию исчезающих языков.

Cохранение традиционной культуры является важнейшей составляющей частью любой национальной культуры, основой формирования национального самосознания, укрепляющей духовную связь этнических групп страны.

По оценке ЮНЕСКО, около 2500 языков мира находятся под угрозой исчезновения. Из них 131 язык являлся уникальным языком народов России. Под угрозой исчезновения адыгейский, кабардино-черкесский, карачаево-балкарский, ингушский, чеченский, абхазский, осетинский, калмыцкий и некоторые другие языки.

Сохранение национального языка как важнейшей формы этнической уникальности нуждается в разработке и внедрении комплекса мер по поддержанию, сохранению и развитию родных языков.

Федеральный закон о внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 25 июля 2018 года, утвердивший свободный выбор языка образования из числа языков народов Российской Федерации, стал, по словам парламентария, председателя Комитета Государственной Думы Вячеслава Алексеевича Никонова, началом большого пути, который должен привести к усилению внимания государства к проблеме родных языков.

Внесенные изменения в упомянутый Федеральный закон предполагают переосмысление принудительного подхода к изучению национального языка в образовательных организациях в силу его неэффективности и делают акцент на степени заинтересованности и уровне мотивации обучающихся. Таким образом, приобретают актуальность мероприятия, направленные на формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к духовному наследию народов Российской Федерации, повышение мотивации и интереса к историческому прошлому своего народа, изучению родного языка, национальной культуры.

Для реализации этих мероприятий необходимо представление о реальных запросах обучающихся на языковое образование.

В 2019 году по заказу Министерства просвещения Российской Федерации в рамках проекта «Организационно-методическое сопровождение мероприятий, направленных на популяризацию сохранения и развития родных языков народов России, формирование ценностного отношения к духовному наследию народов Российской Федерации» обществом с ограниченной ответственностью «Верконт Сервис» было проведено социологическое исследование.

Исследование проводилось методом анкетирования в электронном формате на сайте http://языкинародов.рф.

Было опрошено 2303 обучающихся из 64 субъектов Российской Федерации, из которых 515 школьников и 1789 студентов профессиональных образовательных организаций.

В обеих целевых группах наиболее активно проявили себя респонденты следующих субъектов Российской Федерации: Ямало-Ненецкий АО, Красноярский край, Московская область, Республика Татарстан.

Опрос показал численное превосходство опрошенных обучающихся, для которых русский язык является родным: 82 % обучающихся общеобразовательных организаций и 78 % обучающихся профессиональных образовательных организаций. Для 18 % опрошенных обучающихся общеобразовательных организаций и 22 % опрошенных обучающихся профессиональных образовательных организаций русский язык не является родным языком (рисунки 1 и 2).

alt

Рисунок 1 – Распределение опрошенных обучающихся общеобразовательных организаций по родному языку

alt

Рисунок 2 – Распределение опрошенных обучающихся профессиональных образовательных организаций по родному языку

Подавляющее большинство опрошенных школьников и студентов осознают важность знания своего родного языка и заинтересованы в его изучении и знакомстве с культурой своего народа. При этом практически половина опрошенных школьников и студентов считают, что не имеют возможности изучать родной (нерусский) язык. Тем не менее более половины опрошенных отмечают доступность для них учебников, а также мероприятий, связанных с родным (нерусским) языком и родной культурой. Можно говорить о необходимости проведения дополнительного исследования потребностей школьников и студентов в изучении родного (нерусского) языка, которое позволит сформировать перечень адресных мер по их удовлетворению.

Полученные результаты социологического опроса могут быть использованы для дальнейшей работы по созданию условий для общения и взаимодействия представителей различных культур и национальностей, включение школьников и учащейся молодежи в общественно значимую деятельность в сфере укрепления межкультурных связей, выработке комплекса мер по популяризации и распространению знаний о культурном, историческом, языковом наследии народов России.

Текст полной статьи представлен в журнале «Полилингвиальность и транскультурные практики», по ссылке