В последние несколько лет национальная система образования переживает период обновления содержания образования, включая образовательные стандарты.
14.12.2017В последние несколько лет национальная система образования переживает период обновления содержания образования, включая образовательные стандарты. Пересмотр образовательных стандартов обусловлен различными социально-политическими факторами, одним из которых является проведение международных сопоставительных исследований качества образования, подвигающих страны к институциональному оформлению собственных конкурентных представлений о качестве образования.
Результаты работы общеобразовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) и соответствующими им примерными основными образовательными программами на уровнях начального общего и основного общего образования продемонстрировал необходимость корректировки структуры и содержания указанных документов. Такая необходимость, обусловлена:
Существующая модель ФГОС содержит требования к предметным результатам, выраженным в обобщённом виде и представляющим собой, по сути, целевые установки изучения конкретного учебного предмета, в ряде предметов есть лишь самые общие указания на отдельные содержательные линии. Это является одним из факторов проектирования предметных курсов на основе фрагментарных блоков учебного материала, не позволяющих сформировать систему знаний, основанную на фундаментальных составляющих данного предмета. Существенные трудности это создаёт и в проектировании содержания заданий государственной итоговой аттестации (далее - ГИА). Если виды деятельности, которые должны проверяться контрольными измерительными материалами, хотя бы и в обобщённом виде, но регламентируются требованиями ФГОС, то наполнение контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ) учебным материалом остаётся полностью в ведении разработчиков. Следовательно, разработчикам КИМ ГИА нужны более четкие и детальные результаты освоения основной образовательной программы (далее – ООП) по учебным предметам – чтобы обеспечить преемственность между процессом преподавания по предмету и процедурой оценки качества образования по данному направлению. Тем самым на экзаменационные материалы ГИА, на практике, возлагается функция отбора базового (обязательного для всех) ядра учебного материала и КИМ, становятся регуляторами содержания образования в предметной области.
Примерная основная образовательная программа включает детализацию требований к предметным результатам, заявленным во ФГОС в виде планируемых результатов освоения основных образовательных программ и примерных программ по учебным предметам. Однако планируемые результаты сформулированы лишь как итоговые на конец обучения на данном уровне общего образования и не позволяют судить о том, какова должна быть динамика овладения теми или иными предметными действиями.
Таким образом, все обозначенное привело к необходимости доработки действующих ФГОС общего образования в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям).
В рамках проекта «Детализация требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к результатам обучения по учебным предметам (учебным областям)», реализуемого в настоящее время по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, были разработаны проекты детализированных требований ФГОС общего образования (начального общего образования, основного общего образования) к предметным результатам обучения.
Особая актуальность данного проекта определена исполнением Поручений Президента Российской Федерации:
Цель статьи – описание основных результатов процесса детализации требований ФГОС общего образования (начального общего образования, основного общего образования) к предметным результатам обучения в 2017 году.
Детализация перечней требований ФГОС общего образования (начального общего образования, основного общего образования) к предметным результатам обучения осуществлялась по следующим 16 направлениям: «Русский язык», «Обществознание (Окружающий мир)», «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования), «Технология», «Музыка», «Основы безопасной жизнедеятельности», «Математика и информатика», «Иностранный язык»/«Второй иностранный язык», «Химия», «География», «Экономика», «Физическая культура», «Физика», «Биология, экология», «История», «Литература».
Основными целями проведения детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы являются: а) обеспечение возможности однозначного понимания ФГОС начального и основного общего образования и их эффективного использования; б) унификация и стандартизация содержательной части предметных областей основных образовательных программ по учебным предметам с учетом новейших достижений и перспектив развития науки и техники, ключевых стратегий образовательной политики и экономического развития государства, а также социальных изменений в жизни общества.
Механизм организации и проведения работ по детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) предусматривал следующие мероприятия:
Разработанные проекты детализированных требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (начального общего образования, основного общего образования) к предметным результатам обучения имеют единую структуру.
Каждый проект включает следующие разделы:
Детализация перечня требований к предметным результатам осуществлялась с учетом смысловой нагрузки, целевой направленности. Это позволило определить содержательные линии по каждому учебному предмету. Содержательная линия определялась на основе:
Например, основными группами понятий в требованиях по учебному предмету «История» были – фактические знания, применение и интерпретация, обобщение и оценка, работа с историческими источниками:
Разработанные проекты детализированных требований ФГОС общего образования (начального общего образования, основного общего образования) к предметным результатам обучения ориентированы на обеспечение следующих интересов государства в сфере общего образования:
Педагогическим работникам и руководству общеобразовательных организаций результаты детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения позволят приобрести необходимую информацию для разработки основных образовательных программ на уровнях начального и основного общего образования, рабочих программ по учебным предметам, оценочного инструментария.
Руководители общеобразовательных организаций на основе обновленных ФГОС в части конкретизации содержания образования смогут выработать стратегию реализации образовательной деятельности по учебным предметам и сопоставить ее отдельные элементы, выстроить оптимальную последовательность их изучения, распределить учебную нагрузку.
Региональные и муниципальные органы управления образованием могут использовать обновленные ФГОС начального общего и основного общего образования для оценки успешности работы общеобразовательных организаций, при планировании своей деятельности по выработке мер, связанных с обеспечением предоставления качественного общего образования в регионах.
Родители и законные представители обучающихся, а также все заинтересованные лица получат доступ к конкретизированным требованиям, предъявляемым к предметным результатам обучения на уровнях начального и основного общего образования, и смогут совместно с образовательными организациями планировать свою или общую деятельность по обеспечению достижения их детьми должного уровня и качества образования.
Внедрение детализированных требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения обеспечит планомерное и системное совершенствование не только содержания общего образования (начального общего образования, основного общего образования), но и системы образования в целом.
Выводы
Таким образом, детализация требований ФГОС начального общего и основного общего образования к предметным результатам обучения базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) позволит разрешить ряд проблем, связанных с рамочным описанием содержания образования в действующей редакции стандартов, и добиться однозначного понимания требований к предметным результатам. В свою очередь, разрешение проблем будет способствовать повышению качества образования и сохранению единого образовательного пространства на территории Российской Федерации.
Список литературы и источников
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под общ. ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
4. Днепров, Э.Д. Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования [Текст] / Э. Д. Днепров. – М., 2004. – 104 с.
5. Майоров, А. Н. Нормативные основы отбора содержания образования в школах России [Электронный ресурс] / А. Н. Майоров. – Режим доступа: http://273-фз.рф/publikatsii/normativnye-osnovy-otbora-soderzhaniya-obrazovaniya-v-shkolah-rossii
6. Общественные консультации по проекту детализированных требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.crowdexpert.ru/fgosnoo_p12