Минобрнауки представило правительству план по развитию системы среднего профобразования. Чем колледж отличается от техникума? Сколько стоит выучить сантехника? Почему парикмахеры попали в список «лишних» профессий? На вопросы отвечает директор департамента подготовки рабочих кадров минобрнауки России Наталия Золотарева.
14.04.2015Минобрнауки представило правительству план по развитию системы среднего профобразования. Чем колледж отличается от техникума? Сколько стоит выучить сантехника? Почему парикмахеры попали в список «лишних» профессий? На вопросы отвечает директор департамента подготовки рабочих кадров минобрнауки России Наталия Золотарева.
Большинство российских предприятий не готовы вкладываться в подготовку кадров. Им не нужны рабочие руки?
Наталия Золотарева: Рабочие руки нужны всем. И везде. Есть предприятия, которые активно участвуют в подготовке кадров для себя. Некоторые вместе с колледжами и техникумами объединяются в отраслевые образовательные кластеры - сельскохозяйственный, авиационный, биотехнологический... Именно в рамках кластеров решается: сколько, кого, где и как надо обучать. Это очень эффективно. В Белгородской области, кстати, у каждого техникума есть свой «якорный» работодатель, который полностью курирует подготовку в нем. Но, действительно, таких предприятий в целом по стране пока не так много, как хотелось бы.
Рисунок 1 — Как меняется набор в колледжи и техникумы
В список «лишних» профессий, подготовленный минобрнауки, попали часовщики, электромонтеры по наладке медоборудования и даже парикмахеры. Почему?
Наталия Золотарева: Вы говорите о первой версии предложений по оптимизации перечня профессий среднего профессионального образования. В него включили 97 профессий, на которые в последние годы был нулевой или практически нулевой прием. После активных общественных обсуждений треть специальностей и профессий сохранили. Включая, скажем, такую уникальную, как оленевод, и такую массовую, как парикмахер. Но надо понимать: парикмахер, получивший квалификацию специалиста среднего звена, это, по сути, уже стилист, художник-технолог.
Сейчас в перечне чуть больше 60 профессий, которые морально устарели. Простой пример: сборщик электровакуумных приборов. Приборов уже нет, а специальность предлагается.
А сколько стоит выучить хорошего сантехника?
Наталия Золотарева: В среднем обучение рабочего или специалиста обходится государству от 40 до 150 тысяч рублей в год. Но, например, подготовка пилота стоит около 900 тысяч в год.
Престижные вузы России все знают. А можете назвать престижные техникумы?
Наталия Золотарева: Престижный техникум - тот, где партнерские отношения с предприятием, где трудоустроены все выпускники. Такие есть в каждом регионе. Это Первоуральский металлургический техникум и Южно-Уральский государственный технический колледж, Дмитриевский сельскохозяйственный техникум в Белгородской области, Смоленская академия профессионального образования, Калужский колледж информационных технологий и управления, Красногорский государственный колледж и другие.
Рисунок 2 — Кто заплатит за студента
Какие рабочие профессии популярны у абитуриентов?
Наталия Золотарева: В лидерах специальность «автомеханик». Востребованы программирование, вычислительная техника, сварка, сфера услуг, строительные специальности. Когда-то я преподавала физику и информатику в Воронежском монтажном техникуме - сейчас это техникум строительных технологий. Так вот конкурс здесь - 8-10 человек на место. Самые престижные специальности – «строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и «земельно-имущественные отношения».
Все больше желающих получить высокотехнологичные специальности - оператор станка с числовым программным управлением, мехатроника. И всегда высокий конкурс на профессии, которые связаны с развивающейся региональной промышленностью.
Директора заводов в 70-80-е годы чаще всего начинали с простых рабочих. А знаете ли вы выпускников колледжей, которые выросли до крупных руководителей?
Наталия Золотарева: Конечно, знаю. Директор Российского федерального ядерного центра Михаил Железнов - выпускник Дзержинского техникума. А начинал он техником-исследователем, прессовщиком, потом был мастером, старшим мастером... Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев закончил Московский авиационный техникум, а затем МИРЭА. Если человек серьезно и ответственно относится к своей карьере, к той профессии, которую выбрал, то он будет учиться всю жизнь.
Чем отличается колледж от техникума?
Наталия Золотарева: С точки зрения закона, ничем. И то и другое – «профессиональная образовательная организация». Колледжи и техникумы предлагают два вида образовательных программ: подготовка квалифицированного рабочего или служащего, а также подготовка специалистов среднего звена (специалист-техник). Техник - уже более высокая и широкопрофильная квалификация. Каждый год на эти программы поступает примерно 1 млн абитуриентов.
Разрешается ли дважды бесплатно учиться в техникуме?
Наталия Золотарева: Это возможно. Допустим, вы получили рабочую специальность автомеханика - имеете право поступить бесплатно на специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». А затем, успешно закончив техникум, можно поступить на бюджетное отделение родственного направления подготовки в вузе – «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Причем сдавать вы будете вступительные экзамены, а не ЕГЭ.
Недавно в МИИТе рассказали, что абитуриенты-выпускники техникумов поступают к ним на первый курс, как и вчерашние школьники учатся пять лет. Кому это надо?
Наталия Золотарева: Выпускников техникумов действительно принимают на первый курс, однако потом по индивидуальной программе обучения им «перезачитываются» ряд предметов, и они переходят сразу на второй курс. Обычно выпускники техникумов, Обучаясь в вузе, уже работают на производстве.
От первого лица
Дмитрий Ливанов, министр образования и науки России:
— В обучении будет гораздо больше практики, не менее половины учебного времени студенты будут проводить на производственных площадках организаций или учебно-тренировочных центрах. Количество педагогических работников, прошедших дополнительное профобразование по вопросам подготовки востребованных кадров, должно вырасти с 1000 до 6000 человек. Планируется, что до 90% вырастет число субъектов России, чьи команды участвуют в национальных чемпионатах профмастерства, в том числе в движении WorldSkills.