Статьи и обзоры

Школьным урокам осталось жить 15 лет

Павел Лукша, профессор практики Московской школы управления «Сколково», представил на днях доклад «Глобальное будущее образования».

24.09.2015

Павел Лукша, профессор практики Московской школы управления «Сколково», представил на днях доклад «Глобальное будущее образования». Анонсируя событие, организаторы Международной конференции по новым образовательным технологиям, в рамках которой состоялась презентация доклада, обещали рассказ о том, какие модели образования сложатся в ближайшие 15–20 лет.

Как пояснил сам Павел Лукша, доклад представляет собой 200-страничный труд, к которому причастны тысячи носителей передовых идей и практик в области классического, профессионального, пожизненного и онлайн-образования на разных площадках по всему миру. Это они сейчас обсуждают возможный образ будущей глобальной образовательной экосистемы и стратегий по ее построению.

Из российских соавторов – специалисты московской школы управления «Сколково», Институт образования НИУ ВШЭ, Сколковский технологический институт и Томский государственный университет.

Аудитории представили также интерактивную карту форсайта «Образование-2035». Карта содержит результаты пятилетней работы тысяч российских экспертов в области образования. Она демонстрирует основные тенденции нового образования, форматы и технологии, которые влияют на изменение образовательных моделей. Особенность карты в том, что составители позаботились о расшифровке обозначенных понятий. Это делает ее доступной для понимания самой широкой аудитории.

Пересказывать 200-страничный труд – дело неблагодарное. И все-таки попробуем передать хотя бы основные его моменты. Судя по представленным данным, революционная трансформация системы образования грядет уже в ближайшие годы.

Через три–пять лет, по словам эксперта, в мире начнется бум массовых открытых онлайн-курсов – дистанционного образования для всех желающих. «Паспорта компетенций» займут место дипломов. Получат развитие «биржи талантов» – инструмент инвестиций в образование. А через семь–десять лет, по прогнозу Лукши, появится много виртуальных наставников – тьюторов – и «менторских сетей», а процесс обучения можно будет «контролировать с помощью нейроинтерфейсов».

Такие перемены в образовании, по мнению автора, предопределены торжеством технологий, давлением глобальной конкуренции, инновациями внутри самой образовательной системы и новыми запросами со стороны основных заказчиков – государства, бизнеса и семей учащихся.

Павел Лукша назвал «виновников» новой реальности: Интернет, технологические стартапы в образовании, гиперконкуренция и быстрое развитие отраслей, требующих «надпрофессиональных компетенций». Прогнозисты предсказывают рост доли «самостоятельных учеников», которые сами же и планируют свою образовательную траекторию.

В ближайшем будущем Интернет может стать не только кровеносной системой образования, но и ее мозговым центром. И речь здесь не только об искусственном интеллекте. Речь о переходе на цифровой формат в промышленности, управлении, ЖКХ и других областях жизни. К началу нового десятилетия виртуальная реальность «будет окружать нас со всех сторон».

По мнению Лукши, эти «миры дополненной реальности» со временем станут естественной средой обитания человека. Произойдет автоматизация рутинных интеллектуальных операций. Так, появятся семантические переводчики – «компьютеры, которые понимают смысл».

Интернет-революция идет бок о бок с когнитивной революцией. Интеграция информационных технологий с открытиями когнитивной науки ведет к появлению управляемой положительной обратной связи между действиями человека, процессами мозга и действиями наблюдателя. Тем самым становится возможной передача мыслей и образов, например, между людьми и компьютером. В этом случае речь идет об интерфейсе мозг–компьютер, или нейроинтерфейсе. Уже сейчас существуют мониторы, работающие с телом человека, например они передают на расстоянии двигательные паттерны.

Павел Лукша назвал главные области применения нейротехнологий в будущем: для инвалидов – протезы и реабилитация; в медицине и спорте, в военном деле, педагогике и т.д.

Докладчик обозначил также новые вызовы, к которым мы должны быть готовы. Один из них – глобальная конкуренция ведет к образовательному империализму. Например, открытые онлайн-курсы представляют собой «образовательные машины, прокачивающие одновременно большое количество людей». Они задают наднациональные модели квалификаций и компетенций. В этих проектах участвует мировая преподавательская элита.

Мы, по мнению докладчика, постепенно приходим на индивидуальные образовательные модели. Нам предсказывают быстрое распространение электронных дипломов с портфолио.

В дополнение к имеющимся образовательным институтам идут новые. И обучение в будущем возможно в сообществах, в формате команды. Через 15–20 лет игра и командная работа станут доминирующими формами образования и социальной жизни, полагает автор.

Признание игры в качестве нормы, образа жизни проявляется и в том, что игры массово включают в образовательные курсы, проекты и экзамены. Появляются даже «тренажеры правильного поведения»: возможным станет, например, «преодоление социальной дезадаптации преступников через виртуальные тренажеры».

В ближайшие десятилетия средняя и высшая школа радикально изменятся. Причем образовательное поле станет ареной борьбы между революционерами и консерваторами. К революционерам исследователь причисляет представителей ИКТ-сферы, крупный бизнес, прогрессивные университеты, пытающиеся «оседлать тренд», молодых внеуниверситетских исследователей, НКО и «сознательных родителей». Противоположный лагерь (сторонники сохранения статус-кво) составляют академическая элита, преподаватели и родители-консерваторы. В образовательном противостоянии консерваторы в конце концов проиграют, убежден Лукша. Индустриальная система образования с традиционным способом подачи и усвоения знаний будет нужна лишь как «обеспечение базового уровня». Ей эксперт отводит примерно 15–20 лет жизни. В течение этого срока должна появиться «достаточно эффективная замена», считает эксперт.

Источник