Статьи и обзоры

Система поддержки талантливых детей – одно из направлений реализации национальной образовательной инициативы « Наша новая школа»

Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, поэтому хочется уделить внимание одному важному по своей сути направлению национальной инициативы - системе поддержки талантливых детей.

26.02.2014

Президентская инициатива «Наша новая школа» включает пять ключевых направлений:

• обновление образовательных стандартов;

• система поддержки талантливых детей;

• развитие учительского потенциала;

• современная школьная инфраструктура;

• здоровье школьников.

Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, поэтому хочется уделить внимание одному важному по своей сути направлению национальной инициативы - системе поддержки талантливых детей.

Работа с талантливыми и одаренными учащимися - одна из современных и  проблемных задач модернизации образования. Она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Долг и дар учителя заключается в том, чтобы суметь среди учащихся школы выявить наиболее одаренных, талантливых детей, помочь им проявить свои способности, показать путь для самореализации. Ведь зачастую талантливые дети бывают замкнутыми, малообщительными, незаметными в классном коллективе, стеснительны. Многие из них, как правило не раскрываются сами, возможно и не ведают о том природном даре, который в них присутствует. Наша задача - суметь раскрыть таких детей, дать им возможность показать свои способности , показать путь к самоутверждению. Каждый ребенок по своему талантлив и одарен. Другой вопрос, есть ли на сегодняшний день в школах необходимые возможности для того, что бы суметь поддержать детей. Ведь любой талант мало раскрыть , его нужно развивать, совершенствовать.  Важно раннее выявление одаренных детей, еще в начальной школе, на ранних стадиях обучения. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы российского образования и становится  его приоритетом! Не последнюю роль в этом играет школа.

Одаренные дети есть везде. Проблема в том, что не всегда одаренность ребенка  адекватно оценивается учителем хотя бы уже потому, что традиционное обучение может препятствовать проявлению тех или иных признаков одаренности. Учителю должно быть небезразлично, что случится с ребенком, проявляющим признаки общей одаренности, после того, как он перешагнет порог школы. Станет ли он впоследствии ученым, изобретателем, политиком, изменившим мир к лучшему? Или согнется под грузом нерешенных проблем, так и не развив свои дарования? Ответ на эти вопросы во многом зависит от того, как пройдут школьные годы ребенка.

Мы знаем, что выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших  аспектов деятельности школы. Забота об одаренных детях - одна из особенностей  нашего времени.

Одарённые дети отличаются хорошей  памятью, любознательностью, большим словарным запасом, способностью устанавливать причинно-следственные связи. Одни из них осваивают учебную программу эффективнее и быстрее одноклассников, другие могут учиться плохо. В последнем случае речь идёт об отсутствии внимания к ребёнку со стороны педагогов и  родителей, в результате чего одарённые школьники теряют интерес к занятиям. Ведь понятия одарённости и успеваемости отнюдь не тождественны: одарённость – это потенциал, или возможности учащегося, а успеваемость – результативность процесса обучения.

Детям с ярко выраженными способностями и интересами к определенной предметной области: математике, естествознанию, рисованию, музыке, спорту – требуются условия обучения, позволяющие им реализовать и развить эти способности, включая развитие других сфер. Но программы, ориентированные на максимальное расширение круга преподаваемых предметов,  могут входить в противоречие со стремлением ребенка. Из этого вытекает необходимость создания  индивидуальной образовательной траектории обучения отдельного талантливого ученика. Не менее важно учитывать и методы обучения, используемые в работе с одаренными детьми. Ярко выраженная творческая активность, самостоятельность и критичность мышления одаренных могут вызвать трудности в обучении при преобладании монотонных лекций и традиционных методов. Самостоятельная исследовательская работа ученика – одна из плодотворнейших и увлекательных форм обучения, которая на протяжении многих лет практикуется педагогами нашей школы.

Одним из главных условий является личность учителя. Учитель, работающий с одарённым ребёнком, должен обладать нестандартным мышлением, быть компетентным, творчески подходить к учебному процессу, непрерывно работать над собой, постоянно заниматься самообразованием, повышать свою компетентность. Накопив обширную информационную базу для работы с одарёнными детьми, он будет ею регулярно пользоваться, обновлять и пополнять ее. Необходимым условием для работы с одаренными детьми также является наличие хорошей материально – технической базы, прежде всего в школе.

Одним из важных пунктов в работе с талантливыми и одаренными детьми – объединение усилий учителей, обмен опытом,  информацией.   В решении этой проблемы главную роль могут и должны сыграть школьные и районные методические объединения, методические центры и другие методические структуры. По оценкам ученых из разных стран мира, около 15-25% учащихся нуждаются в специальном обучении, которое ориентировано на одаренных. Может быть, и верна мысль о том, что все дети одарены от природы, но на развитие одарённости всё же наибольшее влияние оказывает педагогический фактор. И не всегда учитель может раскрыть природную одарённость в каждом.

Работа с одаренными  детьми – процесс непрерывный, требующий большого внимания, терпения и кропотливого труда педагога. Педагоги нашей школы уделяют большое  внимание раннему выявлению талантливых, одаренных в различных направлениях детей, прикладывают все усилия для того, чтобы способности  ребенка были замечены, оценены и реализованы.

Для более качественной работы в данном направлении  подключен психолог школы, который в процессе индивидуальной работы с каждым ребенком выясняет особенности его  развития, его наклонности и способности.

Результаты исследования  психолог доводит до учителей предметников, классных руководителей. Такая работа во взаимодействии  позволяет более тонко изучить личность каждого ученика, искать подход в обучении и воспитании.

В нашей школе, как и в любой другой, обучаются дети с различными видами одаренности: интеллектуальной, творческой, академической, художественно-эстетической, социальной, спортивной. У этих детей, как правило, отличная память, высокий уровень мышления и интеллекта, хорошо развитая речь, большой словарный запас. У некоторых ребят наблюдается неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, нетерпимость. В силу того, что одаренные дети, как правило, отличаются в развитии от своих сверстников, у них зачастую возникает ряд серьезных проблем: неприязнь к школе, игровые интересы, погружение в философские проблемы, несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием, ощущение неудовлетворённость, нереалистические цели, сверхчувствительность, потребность во внимании взрослых, нетерпимость. Наша задача – помочь детям преодолеть эти негативные комплексы, научить их быть более раскованными , открытыми , позитивными.

Учитывая особенности личностных качеств одаренных детей мы используем наиболее, на наш взгляд, эффективные и результативные методы, например:

1. Создание проектов и презентаций.

Данный метод используется в школе много лет. Работы учащихся школы помещены на сайтах ИНТЕРНЕТ «Портфолио», «nsportal», «1 сентября» и др., принимают участие в районных, областных и Всероссийских конкурсах, защищают свои проекты, презентации работ на научно- исследовательских конференциях проводимых Астраханским государственным университетом, КАСПИРХ, занимают призовые места. Преимущество данного метода  в том, что он:

• делает процесс обучения интересным;

• расширяет познания за пределы темы;

• придают учебному процессу динамичность и привлекательность;

• учащиеся становятся творческими исследователями;

• получают удовлетворение от работы

2. Ролевые игры.

Данный метод используется на всех ступенях обучения учащихся. Он привлекает тем, что:

Активизирует творческий процесс на уроке.

Включает элементы драматизации.

Дает возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями.

Предполагает неформальное общение.

3. Творческие задания.

Данное направление позволяет индивидуально поработать с каждым , или с группой учащихся. В любом случае учителю предоставляется возможность выявить наиболее творческого и талантливого ученика. Творческие задания могут носить следующий характер: составление загадок, чайнвордов, кроссвордов, ребусов на заданную тему конкурсы сочинений,  переводчиков, чтецов. Поэтический конкурс- многие учащиеся нашей школы являются лауреатами и дипломантами конкурсов «Золотой ключик», «Хрустальная роза», их стихи опубликованы в сборниках «Хрустальная роза»; .составление проблемных заданий и их решение и т.д.

4. Внеклассная работа по предмету.

Данное направление – старый, испытанный но верный метод, позволяющий выявить наиболее способных, талантливых и одаренных детей. В нашей школе проводятся следующие внеклассные мероприятия:

Предметные недели: проводятся ежегодно с октября по апрель. В плане проведения недель обязательно есть мероприятия ни только познавательного характера. Проводятся интеллектуальные игры, учащимся даются задания интеллектуального характера. Это тоже один из активных методов выявления талантливых и одаренных детей в школе. По степени их заинтересованности и участия можно судить о способностях детей. В школе организовано и работает научное общество «Эрудит».

Олимпиады: школьные, районные. Ежегодно учащиеся принимают активное участие в предметных олимпиадах, чемпионатах которые проводятся Центрами развития одаренности  детей различных городов России – Калининград, Барнаул, Махачкала и др., а так же во Всероссийской дистанционной предметной олимпиаде проводимой центром развития мышления и интеллекта «Вот задачка.ru» www.vot-zadachka.ru. По разным предметам. У нас есть победители, которым вручены дипломы I,II,III степени. В 2011-12 учебном году приняли участие около 50% детей.

Творческие вечера: « Мисс Натали», «Театральные подмостки», и др. где учащиеся могут воплотится в героев литературных произведений, прочувствовать дух той эпохи, которая отражена в произведении, испытать свои актерские способности.  Вечера получаются содержательными, интересными, помогают учащимся раскрыть свои таланты.

Военно-спортивные мероприятия: «День здоровья» школьные спартакиады, спортивные соревнования, «Браво, парни», «Веселые старты», участие в военно- спортивной игре «Зарница» и другие мероприятия данной направленности позволяют выявить учащихся с хорошей спортивной закалкой и способностями.

Ребята входят в сборную команду школы по футболу, выезжают на соревнования защищая честь школы, района, области, занимают призовые места.

Это только часть мероприятий, проводимых в школе в направлении выявления одаренных и талантливых детей ,способствующих  развитию их таланта и его реализации. Все мероприятия проводятся благодаря энтузиазму и неравнодушию наших педагогов. Каждый ребенок талантлив по-своему. Наша задача – найти ту изюминку, зажечь искру познания, показать путь к реализации того бесценного дара, который затаила природа в каждом ребенке. Страна нуждается  в неординарной творческой личности, способной творить ее будущее. Такой потенциал у нас есть, только нужно его заметить и раскрыть. И такая возможность тоже есть. Она в наших руках- в руках школьного учителя. Ведь путь каждого ребенка в большую жизнь начинается со школьного порога!

Литература

Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатери Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.

Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.

Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.

Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.

Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.

Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .