Задача формирования «общероссийской гражданской идентичности» сегодня звучит на всех уровнях – от школ и детских садов до законодательных актов и проектов государственного масштаба.
09.12.2019Задача формирования «общероссийской гражданской идентичности» сегодня звучит на всех уровнях – от школ и детских садов до законодательных актов и проектов государственного масштаба. Указ Президента от 2016 года, Стратегия воспитания до 2025, Национальный проект «Образование», ФГОС ставят перед образованием задачу воспитания гражданина России на основе «нравственных ценностей», «уважения традиций народов России», «любви к Родине». Школа должна не только давать знания, но воспитывать личность, нравственную и социально ответственную, впоследствии – активного гражданина, осознающего свои права и обязанности. В этом согласны на всех уровнях – от Министерства просвещения до конкретного педагога в конкретной школе. Но и саму гражданскую идентичность, и ее реализацию педагоги видят по-разному. Общее понимание – за все хорошее (нравственность, толерантность, любовь к Родине) и против всего плохого, но как именно это реализовать в школе? Каков методический инструментарий? Как воспитывать гражданина в условиях цифровизации? В данной статье мы постараемся осветить актуальные вопросы гражданской идентичности в школе.
Гражданская идентичность – это не сложно
Большинство людей, которые пишут и говорят о российской гражданской идентичности считают, что это вещь не слишком сложная. У каждого из нас есть паспорт, мы можем сказать «смотрите, завидуйте, я гражданин России». Но далеко не каждый из граждан в состоянии что-то сообщить о том, что за этим паспортом стоит. Что стоит за его историей? Что значит «быть гражданином»?
Встает необходимость рационально осмыслить те ценности, которые обозначены как объединяющие для граждан России. Конечно, они немного отличаются: в Концепции национальной безопасности будет один список, в Концепции духовного развития и воспитания немного другой, - но все они исходят из одной позиции.
Но как эти ценности конкретизировать? В августе 2019 года в ходе конференций Минпросвещения по всей России были прочитаны множество докладов, общий посыл которых можно охарактеризовать как «гражданская идентичность – это важно». Педагоги воспитывают в детях «хорошее» и выступают против всего «плохого». Казалось бы, что еще здесь обсуждать?
Однако, когда встает вопрос инструментария – как именно это «хорошее» воспитывать? Какие учебные предметы будут задействованы, какие межпредметные связи должны быть установлены? Как воспитывать школьника, который значительную часть учебного времени проводит в интернете? В этих вопросах мы видим либо отсутствие глобального понимания на уровне общего образования в целом, либо множество интерпретаций, которые также не помогают в решении проблемы.
Проблема определения
В нормативно-правовых актах и научной литературе можно найти не менее 35 различных определений гражданской идентичности.
«Общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) - осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества.»
СТРАТЕГИЯ государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, п. 4-2г.
Если наша цель изучить гражданскую идентичность, то многообразие определений, конечно, будет плюсом. Но если мы хотим выработать систему методической поддержки учителя в воспитании гражданина, это становится серьезным препятствием. Уже на этапе обсуждения мы сталкиваемся с тем, что гражданскую идентичность и исследователи, и педагоги понимают по-разному. Для кого-то гражданская идентичность шире, чем этническая или конфессиональная, для кого-то, наоборот, уже. Речь идет о позициях, которые невозможно совместить.
Эта проблема довольно сложная. К сожалению, она усугубляется тем, что в большинстве документов, на которые опираются учителя в своей работе, до сих пор нет никаких внятных определений гражданской идентичности. Если открыть ФГОС, мы увидим там гражданскую идентичность через запятую: гражданская идентичность, и ещё много хороших вещей.
Учитель как воспроизводящее звено и «наставник Интернет»
Еще одна проблема связана с пониманием роли учителя. По-прежнему сильно стандартизированное понимание, согласно которому педагог – не живой человек со своим опытом, который он может передать (пусть в формализованных рамках), но своего рода инструмент для воспроизводства методических рекомендаций. Но, конечно, педагоги должны передавать детям свой опыт, в соответствии с методическими рекомендациями и законодательством. Однако сегодня методическая помощь ощутимо отстает от потребности учителей и общественной ситуации в целом.
По сравнению с ситуацией даже начала 2000-х, мир очень сильно изменился. Ребенок находится с этим миром на «прямой связи», посредством включенного интернета и бесконечной работы со смартфоном. Как сказали бы философы и психологи, в совершенно иной познавательной ситуации. Любой тезис учителя может быть проверен в момент произнесения. Если в интернете написано, что учитель неправ, у школьника уже может возникнуть сомнение и в информации, и в самом педагоге. Авторитетом для школьника становится не родитель, не учитель, а «наставник Интернет». Он всегда с тобой, стоит недорого, не нужно напрягаться, можно посмотреть всё, что угодно. Школа сталкивается с такими вызовами, которые не позволяют следовать общеизвестным стандартам советской, а впоследствии российской педагогики. Мир изменился, и общее образование в России находится в ситуации, когда необходимо вырабатывать новые стандарты работы.
Гражданская идентичность в школе – предмет не новый, но нуждающийся в доработке и актуализации. Пробел в области гражданского воспитания, который отмечают большинство педагогов в регионах, во многом связан с отсутствием системы методической поддержки педагога – утвержденных государством методических рекомендаций по формированию гражданской идентичности. Любые концептуальные разработки в этой области должны вестись, безусловно, с учетом опыта педагогов-практиков в регионах России, с привлечением не только школ и государственных органов, но и различных общественных организаций.
Как участвовать
Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина реализует проект Министерства просвещения Российской Федерации
Авторы:
Костылев Павел Николаевич, координатор проекта Министерства просвещения РФ, религиовед, старший преподаватель философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, сотрудник Центра российской идентичности РГУ им. А.Н. Косыгина;
Абсалямова Полина Владимировна, религиовед, сотрудник Центра российской идентичности РГУ им. А.Н. Косыгина