Российские учителя критикуют новую систему оплаты их труда, по которой им нужно набирать баллы за дополнительную нагрузку. Их доход падает: в одних школах выбирают в «вилке» повышающих коэффициентов меньшие значения, в других срезают премии.
09.09.2015Российские учителя критикуют новую систему оплаты их труда, по которой им нужно набирать баллы за дополнительную нагрузку. Их доход падает: в одних школах выбирают в «вилке» повышающих коэффициентов меньшие значения, в других срезают премии. В Минобрнауки говорят, что у них нет задачи увеличить зарплату каждого учителя, и уверяют, что общие доходы выросли на 5%. «Газета.Ru» попросила учителей рассказать, из чего состоит их расчетный листок.
Неприятные вопросы министру
Вопрос заработной платы обострился перед 1 сентября. Министра образования и науки Дмитрия Ливанова несколько раз спрашивали на разных мероприятиях, почему суммы в расчетных листках постоянно скачут и нормально ли, что учителям приходится брать больше нагрузки, чтобы их зарплата была выше 10 тыс. руб.
В частности, неделю назад во Владимирской области на Всероссийском молодежном форуме молодая учительница рассказала министру, что вынуждена вести по восемь уроков в день, включая субботу, чтобы заработать хоть что-то, — это 48 часов в неделю. При этом средняя ставка в ее школе постоянно падает.
«Конечно, такого быть не должно. Я думаю, что это скорее исключение, чем правило. Все эти неприятные случаи будут исправлены», — цитирует министра «Интерфакс». Ливанов пообещал обсудить вопрос нагрузки с представителями системы образования Владимирской области.
А перед 1 сентября учитель из Ивановской области задал министру неприятный вопрос через «Российскую газету». «За 24 часа в неделю я получаю чуть больше 10 тысяч на руки. В то время как в регионе средняя зарплата 20 тысяч. Мне надо брать 50 часов, чтобы нормально зарабатывать?» — спросил педагог по имени Дмитрий. На это глава Минобрнауки напомнил, что систему оплаты труда учителя принимают на региональном уровне, а последнее слово остается за школой. «Конкретные решения по выплатам зависят от самой школы, и они должны быть понятными и честными для тех, кто там работает. Мы ставим задачу перед регионами, чтобы часть зарплаты, которая связана с окладом, была не менее 70%. Чтобы не было так, что оклад очень маленький, а основную часть люди получают в качестве различных премиальных выплат. Это ставит их в серьезную зависимость от администрации: в один месяц премии могут быть, а в другой — нет».
Глава Минобрнауки также сообщил, что средняя зарплата учителей в России составляет 35 тыс. руб.
«Понятно, что ситуация по регионам разная, но везде по сравнению с прошлым годом зарплата учителей увеличилась на 5%, педагогов дополнительного образования и преподавателей вузов — на 10%, научных работников — на 15%», — сказал Дмитрий Ливанов. Однако многие учителя говорят об обратном — их доходы только сокращаются.
Дебри расчетного листка
Сами учителя критикуют НСОТ — новую систему оплаты труда. Она была введена в 2008 году, и теперь руководство школ к базовой ставке прибавляет разные коэффициенты за дополнительный труд и стимулирующие выплаты. Однако много деталей не было учтено, и получилось, что часть работы не оплачивается и педагоги вынуждены брать больше нагрузки. Кроме того, сейчас намечается тенденция экономии на надбавках — они существенно снижаются, а значит, падают и доходы. Педагоги из разных школ России согласились на условиях анонимности рассказать «Газете.Ru», что происходит с их зарплатой.
Орел. Елена, учитель русского языка и литературы, высшая категория, стаж 36 лет.
За последние годы моя зарплата сократилась, причем для меня критически. Мой оклад составляет 9600 руб. при почти двух ставках — за одну никто не работает, это копейки. Если раньше со всеми надбавками я получала 25 тыс. руб. без вычета налогов, то уже в прошлом году — 21 тыс. руб., или примерно 19 тыс. руб. чистыми. В этом учебном году, думаю, будет еще меньше.
Все надбавки сокращают. Раньше за классное руководство я получала 20% от оклада, сейчас — 10%. А в этом учебном году, говорят, еще уменьшат. За проверку тетрадей начисляли 10%, сейчас, говорят, будет меньше. За руководство методобъединением начисляли 15% от оклада, а в прошлом учебном году оставили 5%. Как заведующей кабинетом мне платят 3% от оклада, хотя когда-то было 10%. За работу в комиссии ЕГЭ в прошлом году платили, в этом — нет. «Товарищи-учителя, поймите, все деньги уходят на Крым, Донбасс», — говорят нам. Есть выплаты, которые пока не сократили — например, из федерального и областного бюджета нам дают по 1 тыс. руб. за классное руководство. Еще у нас был премиальный фонд за разные заслуги — 25% от оклада. Но уже с апреля никаких премий нет, и говорят, что больше их не будет. Стимулирующие за успехи детей выплачиваются одноразово. В прошлом году мне заплатили немного за одного призера олимпиады, а за второго ничего не было.
Директор школы выполняет инструкции гороно. А среди этих инструкций — урезать фонд зарплаты учителей на 30 тыс. руб., вот он и решает, кому что убрать. Есть и еще один момент: у повышающих коэффициентов вилки «от» и «до». И директор вправе установить меньшую границу этой вилки, что он и делает.
Мы очень боимся, что останемся на голых ставках. Мы тихо возмущаемся, друг другу жалуемся, но пока не кричим об этом.
На педсовете руководитель департамента образования сказала нам: я пока говорить о зарплате не могу, так как 13 сентября будут выборы и придет новый состав депутатов, который будет все решать. Но ведь до Нового года все определено старым составом! Мне кажется, нас обманывают, заставляют ждать. А как начнется учебный год, поставят перед фактом. Словом, ситуация в Орловской области критическая. Нам не прибавляли зарплату три или четыре года. Не было никакой индексации, а ведь цены на продукты существенно выросли.
Станица в Краснодарском крае. Марина, учитель географии, высшая категория, стаж 25 лет.
В моей школе оклад высчитывается по принципу человеко-часов. Один человеко-час — 6 руб., моя ежемесячная ставка — 11 тыс. руб. Это при работе 18 часов в неделю. Я работаю 23 часа в неделю. Повышающие коэффициенты в моем случае начисляются за классное руководство — 340 руб., за проверку тетрадей — 276 руб., за заведование кабинетом — 400 руб., за стаж более 20 лет — 1500 руб., за категорию — 5%, плюс краевая надбавка — 3 тыс. руб., если ставка больше 18 часов. Бывают единоразовые стимулирующие выплаты. Например, за победу ребят в олимпиадах или высокий балл на ЕГЭ. Раньше они составляли 1 тыс. руб. за ребенка, теперь по 500 руб. Всего я получаю 20 тыс. руб. на руки.
Не знаю, в связи с чем, но последние годы фонд зарплаты нашей школы сокращается, даже несмотря на увеличение числа учащихся.
Я работаю в станице, где школы маленькие — по 400 детей. И когда ввели НСОТ, мы оказались в невыгодных условиях. Дело в том, что учитель большой школы готовится к урокам только для одного или двух разных по возрасту классов. У них большое количество параллелей. А в моей школе одна параллель — это всего два класса, да и то по 10–15 человек. Поэтому я учу школьников от 5-го класса и до выпускников. В итоге я трачу больше времени на подготовку к урокам, и оно не оплачивается.
Еще один абсурд: я готовлю выпускников к ЕГЭ, это очень важно, но там классы по 8–10 человек, в то время как у учителя начальных классов бывает и по 23 человека. Часовая нагрузка у такого учителя больше, чем у меня, у него добавились развивающие часы: театральные уроки, танцевальные, музыкальные. При этом показывать результат своего труда не нужно: что с первоклассником покажешь? А получает учитель младших классов порой на 15 тыс. руб. больше, чем выпускающий учитель. Это несправедливо.
Раздражает и еще один факт: у нас очень много чиновников образования. И все они от нас требуют регулярно предоставлять отчеты, мониторинги, диагностики. Эта нагрузка не оплачивается. Учитель все это делает, когда его семья спит. Мы иногда шутим между собой: «Дети в школе лишние. Если бы их не было, мы бы все делали прекрасно для наших чиновников. Все в срок и должном объеме».
Москва. Анастасия, учитель физики, первая категория, стаж 5 лет.
В моей школе базовую часть зарплаты высчитывают исходя из «ученико-часов». Мой оклад составляет 30 000 руб. Повышающие коэффициенты за один и тот же пункт очень разнятся по Москве. Я получаю надбавку как учитель физики, работающий без лаборанта; доплату за содержание кабинета; как классный руководитель и как молодой специалист. Если раньше доплата за молодого специалиста была строго установлена — 40% за обычный диплом и 50% — за красный, то с 2012 года эти выплаты напрямую зависят от директора. В моем случае изменение произошло со знаком минус.
Стимулирующие выплаты начисляются за организацию тематических мероприятий, предметных недель, за участие моих учеников на конференциях и в олимпиадах, за мои выступления на педагогических советах или заседаниях методических объединений, за выезд с детьми в театр, на концерт, на экскурсии, за наличие напечатанных статей. Последнее на деле не работает. Как соискатель на получение кандидатской степени я опубликовала несколько статей. Но их администрация школы не засчитала, сославшись, что они были написаны для кандидатской работы, а не исключительно для школы.
Раньше в моей школе стимулирующие выплаты начислялись каждый месяц, но в 2013 году, после объединения с другой школой в единый комплекс, они стали начисляться раз в квартал, причем размер их не увеличился. В итоге моя зарплата составляет примерно 45 тыс. руб.
Минусы системы в том, что, во-первых, зарплата учителя напрямую зависит от количества учащихся. Это значит, школа будет держаться за каждого ученика до последнего, в том числе и за неуспевающих, учеников с девиантным поведением. А это не может не сказаться на качестве обучения.
Во-вторых, зарплата учителя стала больше зависеть от администрации школы. Расчет стимулирующих выплат происходит везде по разным критериям — где-то баллы себе проставляют сами учителя, а где-то — администрация школы или специальная группа. Если учитель не успел по каким-либо, даже объективным, причинам подать сведения о баллах, их выставит администрация на свое усмотрение.
Красноярск. Марина, учитель русского языка и литературы, высшая категория, стаж 35 лет.
В гимназию я пришла недавно, а до этого работала в школе, где система баллов еще не была введена. Вероятно из-за того, что нынешняя схема оплаты труда для меня относительно нова, или из-за того, что она чрезмерно туманна, я не совсем понимаю, за что мне платят. Мой оклад составляет примерно 5 тыс. руб. с учетом того, что я работаю 20 часов в неделю — чуть больше, чем на одну ставку.
Повышающие коэффициенты начисляются за то, что я занимаюсь детской газетой (редактирую, пишу, верстаю), за квалификацию — 25% от оклада, педработникам — 35% от оклада, за работу в интернате, персональная надбавка за опыт работы — 25% от оклада, за проверку тетрадей. Есть еще два районных коэффициента — по 30% от оклада и два северных коэффициента — за работу на уроках и в газете — по 30% от оклада.
Моя зарплата без стимулирующих — 24 800 руб. За май и апрель мне доплачивали стимулирующие в размере 8–9 тыс. руб. Предполагаю, эти баллы начислили за участие моих детей в конкурсе сочинений на тему Великой Отечественной войны и за статью в краевом журнале.
У меня много вопросов. Почему в апреле мне начислили повышающий коэффициент за квалификацию, а в другие месяцы ничего не начислили? Откуда взялся второй повышающий коэффициент и всем ли педагогам он начисляется? Почему не указано, за что мне начислили баллы в апреле? Я изучила еще раз договор. Там есть такие пункты, как «качественное содержание уроков». Но как администрация может оценить содержание моих уроков, если бывает на них два раза в год? Или вот, например, «за важность выполняемой работы». А как оценить этот параметр? Мне было бы лучше, если бы я четко знала, сколько я получу сегодня, завтра и послезавтра. С введением новой системы я этого не знаю и не могу планировать свои расходы.
Якутия. Ирина, учитель английского языка, высшая категория, стаж 30 лет.
С 2010 года зарплата выросла примерно в 1,5 раза. Сегодня мой оклад составляет 9300 руб. К этому добавляются северные надбавки, 15% оклада за гимназический компонент, а также коэффициенты за проверку тетрадей, за классное руководство, за заведование классом, за руководство методическим объединением. Всего я получаю 50 тыс. руб. Раз в квартал я заполняю отчет о моей работе и отдаю в бухгалтерию для расчета стимулирующих надбавок. В лучшем случае это еще 10 тыс. в месяц.
Баллы начисляются за высокий процент отличников и хорошистов — выше 69%. В моем случае «обученность» детей — порядка 80%. В этом году я взяла ребятишек адаптационного 5-го класса. Так как психологическая нагрузка у детей больше, классному руководителю начисляются дополнительные баллы. Семь месяцев подряд по воскресеньям я хожу на лыжах с детьми, что также поощряется баллами. За призовые места на городских очных олимпиадах — 30 баллов. Есть дистанционные олимпиады, где количество участников, в отличие от очных, не ограничено. За них можно получить гораздо больше баллов. Правда, поговаривают, что такие олимпиады не будут учитываться. Иначе может выйти так, что у учителя наберется слишком много баллов, которые школа не в состоянии оплатить.
Да, слишком большое число баллов не приветствуется. В противном случае они будут стоить дешевле.
На этот случай есть маленькая хитрость: когда я получаю много благодарностей и заслуг, я не отношу все это сразу в один квартал, а распределяю по нескольким.
Есть и ежемесячная индивидуальная стимулирующая доплата от директора — от 2,2 тыс. до 5 тыс. руб. Почему столько и почему сумма разнится, я не знаю, и это нигде в известных мне документах не прописано.
У меня двоякое отношение к новой системе. С вводом стимулирующих надбавок зарплата действительно незначительно выросла. Однако ее структура и суть очень смущают. Есть масса вопросов. Откуда берется постоянная индивидуальная надбавка и почему она каждый месяц разная? Почему в расчетке иногда появляются дополнительные суммы, а иногда их нет? Формула вычисления сложная. Спросишь в бухгалтерии — все вроде бы понятно, хоть и запутанно. Выходишь — ничего не ясно.
Суть же этой системы сводится к тому, что учитель начинает работать не на качество, а на баллы. Я лично не считаю каждый балл. Мне важно, чтобы мои дети удачно поступали в вузы, чтобы понимали материал. В конце концов, у меня есть муж, и он зарабатывает больше меня. Большинство же учителей — это одинокие женщины. И они считают каждый балл, ходят по бухгалтериям и администрациям, разбираясь с зарплатой, тратят кучу нервов. И у них в новой системе нет другого выбора. Конечно, начисление балла происходит как раз за достижения ребенка, но мотив — заработать больше — изначально для учителя неверный.
Деньги от щедрот губернаторов
В департаменте стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки «Газете.Ru» разъяснили тонкости НСОТ, вспомнив предвыборную статью Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» за 2012 год, в которой говорится главное: повышение заработной платы учителей совершенно не предполагает увеличение выплат каждому сотруднику.
Однако в этой же статье Путин подчеркивает: «…рост базового уровня оплаты должен сочетаться с еще более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат».
В декабре 2014 года в послании Федеральному собранию президент повторил это дословно.
«В прошлом году были выпущены методические единые рекомендации по установлению системы оплаты труда, в которых говорится, что оплата труда педагогическим работникам должна иметь определенную структуру: 60% фонда оплаты труда — гарантированные выплаты, и не более 40% фонда — варьируемые выплаты в зависимости от показателей, которые являются предметом договоренностей на уровне школы», — объясняет Григорий Андрущак, директор департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки.
Каждая школа сама определяет правила стимулирующего фонда. В министерстве подчеркивают, что финальное решение директор школы принимает с учетом мнения управляющего совета школы, в который входят родители. И профсоюз может наложить вето на какие-то решения, связанные с надбавками. В настоящий момент профсоюзы учителей требуют от властей установить минимальный уровень зарплаты для каждого учителя — по сути, они хотят увеличить гарантированную часть зарплаты.
Однако министерство не может напрямую помочь учителям, говорит Андрущак. «Мы на этот уровень влияем только косвенно. Мы можем напоминать региональным министрам, направляя письма губернаторам или президентам республик. Есть соглашения между федеральными органами власти и губернаторами, в которых они обязываются выполнять свои обязательства. Но не у всех получается, — поясняет глава департамента. — Мы от каждого субъекта РФ имеем письма, которые гарантируют, что в региональных бюджетах могут быть заложены определенные деньги на повышение оплаты труда. Но поскольку мы бюрократическая система, мы не имеем возможности непосредственно это проверить. Это находится в полномочиях Минфина России. Кроме того, Минфин смотрит на исполнение бюджетов, но просто влезть в бюджет каждого субъекта РФ невозможно. Словом, такая конструкция предусматривает, что именно главы регионов обеспечат необходимые образованию средства».