Статьи и обзоры

Удовлетворенность обучением в колледже и вузе

В Кемеровской области организовано систематическое социологическое исследование, посвященное изучению удовлетворенности обучающихся условиями и результатами профессионального образования.

31.03.2015

В Кемеровской области организовано систематическое социологическое исследование, посвященное изучению удовлетворенности обучающихся условиями и результатами профессионального образования. До 2013 года в нем принимали участие только организации НПО и СПО. С 2013 года в число участников вошли организации высшего образования.

Современный этап развития Российской Федерации, характеризуемый формированием постиндустриального общества и стремлением создать инновационную экономику, требует от человека активной субъектной позиции, хорошей профессиональной подготовки, умения учиться всю жизнь и ориентироваться в социуме. Об этом говорится в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013 -2020 годы». В документе записано, что в последнее десятилетие в нашей стране предпринят ряд шагов по модернизации содержания, повышению качества профессионального образования, интеграции в международное образовательное пространство1. Однако новые возможности используются недостаточно. И хотя конкуренция между организациями профессионального образования и системами корпоративной подготовки расширяется, часть трудоспособного населения России, включая молодежь, все еще не преодолела психологический барьер и не перешла из позиции наемного государственного работника в позицию активного субъекта рынка труда. Несомненно, это во многом связано с особенностями мировоззрения россиян и сложившимися личностными стереотипами, под влиянием которых хорошим специалистом считается человек, десятилетиями проработавший на одном месте.

Инновационная экономика требует другого. Специалист новой формации должен быть компетентным и активным на рынке труда. Это означает, что качество профессионального образования выходит на передний план.

В Кемеровской области организовано систематическое социологическое исследование, посвященное изучению удовлетворенности обучающихся условиями и результатами профессионального образования2. До 2013 года в нем принимали участие только организации НПО и СПО. Это были 3 отраслевых ресурсных центра по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов (для угледобывающей и металлургической отраслей и сельского хозяйства), 5 комплексов непрерывного многоуровневого профессионального образования, 9 базовых учреждений НПО и СПО, 8 областных экспериментальных площадок. С 2013 года в число участников вошли организации высшего профессионального образования – 9 вузов из десяти, расположенных на территории Кемеровской области.

Что показали результаты исследования?

На первом этапе (2008 -2009 учебный год) выяснилось, что заранее определились с выбором колледжа или техникума, в котором будут получать профессиональное образование, 41,7 процента респондентов. Примерно столько же, 42,4 процента, сделали выбор во время приемной кампании. Результаты последующих этапов показали, что картина существенно не меняется.

Среди мотивов выбора учебного заведения превалировали «лёгкость вступительных испытаний или их отсутствие» и «высокая квалификация педагогических работников». На первую причину указали более 30 процентов опрошенных, на вторую – 27. Далее следовали «хорошая профессиональная подготовка по избранной профессии» – 22 процента, и «межличностные отношения – почти 21 процент. Приоритеты остались прежними и на втором этапе (2010-2011 учебный год). Но на третьем – выбор учебного заведения обосновывался по -другому. Абитуриентов привлекали:

И все же довольно многие респонденты (примерно одна пятая) руководствовались таким фактором, как «здесь учатся знакомые, друзья».

На четвертом этапе к перечисленным мотивам прибавился еще один – доминирующий: «здесь обучают профессии, которая мне нравится». На него указали более 56 процентов респондентов. Оказалось также, что почти для 20 процентов опрошенных существенным является такой фактор, как «бесплатность или доступность (высота уровня) оплаты обучения».

Чтобы получить более полную картину удовлетворенности условиями и результатом профессионального образования, был проведен опрос родителей. Сравнительный анализ результатов трех этапов показал, что по отношению к причинам выбора между родителями и детьми значимых разногласий нет. Однако на четвертом этапе ситуация изменилась. Количество несовпадений возросло (рисунок 1).

 

Рисунок 1 — Причины выбора организации профессионального образования обучающимися и их родителями (четвертый этап), %

На вопрос, что считать наиболее важным результатом обучения, родители ответили так: 35 процентов – диплом о профессиональном образовании, 32 – получение профессии, интересной учащемуся и соответствующей его способностям, и 17 процентов полагают, что главное – практические умения и навыки, которые можно сразу использовать в работе. От этапа к этапу позиция взрослых принципиально не менялась (рисунок 2).

Рисунок 2 — Важность результатов профессионального образования – мнение родителей (законных представителей), %

Ответы студентов на тот же самый вопрос выглядят по -другому. Так, для 53 процентов важно получить знания для будущей профессии или специальности, а для 20 – возможность продолжить образование. Диплом у молодого поколения – на третьем месте (рисунок 3). Разница между мнениями на первом и последнем этапе тоже несущественная.

Рисунок 3— Важность результатов профессионального образования – мнение обучающихся

В ходе исследования было проанализировано качество преподавания и профессиональной подготовки. Обучающиеся высказали мнение о результатах образования, выразили свое отношение к сделанному профессиональному выбору.

В 2012 году, характеризуя организацию и реализацию образовательного процесса, 74 процента обучающихся отметили, что получают в своих колледжах и техникумах умения и навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности, а 71 процент – что знания по специальности полностью отражают содержание и особенности будущей профессиональной деятельности. Казалось бы, беспокоиться не о чем, оценка качества образовательного процесса высокая. Однако в анкетах содержался и другой вопрос: «Хотели бы вы обучаться на одном из предприятий, которое работает в отрасли, где востребована ваша будущая профессия/специальность?». Оказалось, количество респондентов, склоняющихся в сторону профессиональной подготовки на предприятиях, возрастает (рисунок 4).

 

Рисунок 4 — Динамика показателей ответов на вопрос «Хотели бы вы обучаться на одном из предприятий, которое работает в отрасли, где востребована ваша будущая профессия», %

В ходе исследования обучающиеся и родители оценивали образовательное учреждение по пятибалльной шкале и сравнивали его с другими. Высокие оценки и той, и другой стороны получили такие критерии, как количество дополнительных образовательных услуг, репутация колледжа или техникума в городе (регионе), обеспеченность библиотеки литературой, доступ к компьютерам, оргтехнике, интернет-ресурсам, подготовка выпускников к продолжению учебы на последующем уровне образования (рисунок 5).

Рисунок 5— Динамика положительных оценок условий обучения в организациях профессионального образования (ответы обучающихся), %

Меньшая степень удовлетворенности выявлена по критериям, характеризующим материально-¬бытовые условия обучения и проживания, возможности трудоустройства по полученной специальности и уровень заработной платы выпускников.

Если говорить о студентах вузов, то для них особенно высока значимость таких факторов, как:

• наличие комфортных и безопасных условий обучения и проживания;

• высокое качество знаний по получаемой специальности;

• получение практических навыков, опыта работы по будущей специальности;

• доброжелательные отношения с преподавателями и администрацией образовательной организации;

• справедливая оценка знаний и способностей;

• благоприятная психологическая атмосфера межличностного взаимодействия;

• достаточное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

• эффективная система социальной защиты, стабильность и уверенность в будущем.

Реальные условия обучения оцениваются ниже. В большей мере студенты удовлетворены:

• условиями для занятий творчеством, спортом и общественной деятельностью;

• межличностными отношениями с другими обучающимися;

• благоприятным взаимодействием с преподавателями и администрацией образовательной организации, возможностями для интеллектуального и культурного развития.

Наименьшее количество положительных оценок набрали критерии:

• хорошие возможности заниматься научными исследованиями;

• получение практических навыков по будущей специальности;

• интересные, увлекательные, познавательные формы проведения учебных занятий;

• стабильность, уверенность в том, что изменений к худшему не будет.

В целом материал, полученный в результате социологического опроса студентов вузов, дает основание утверждать, что на данном этапе модернизации высшего профессионального образования уровень удовлетворенности обучением у молодежи довольно высокий. Студенты гордятся своими вузами. Однако уверенность в успешном трудоустройстве по получаемой специальности гораздо ниже.

Результаты социологического опроса позволяют выявить «западающие» направления, слабые места в реализации образовательного процесса, активизировать деятельность администрации ссузов и вузов и органов исполнительной власти по повышению качества профессионального образования, удовлетворению потребностей обучающихся и запросов экономики знаний.

Литература:

1. Государственная программа РФ «Развитие образования»на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р. – Режим доступа: www.consultant.ru. – 26.11.2014. 2. Координатор социологического опроса: 2008 – 2014 гг.– Костюк Н.В., д. пед. н., доцент; научные консультанты социологического опроса: 2008-2014 гг.– ПанинаТ.С., д. пед. н., профессор; 2013-2014 гг. – Морозова Е.А., д. социол. н., профессор.

Источник