Статьи и обзоры

Улучшение результатов российских школьников по итогам международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA: основные стратегические ориентиры государственных программ

Повышение эффективности и качества образования – основная цель государственной политики в сфере образования; структурные, институциональные и содержательные изменения в системе образования должны обеспечить решение вопросов социально-экономического развития, дать возможность экономике перейти на инновационный путь развития и войти России в число лидирующих мировых держав.

20.11.2017

Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 497;

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.2015 N 481 «О федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016–2020 годы»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)»;

Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н;

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

Федеральные государственные образовательные стандарты.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы» (далее – Государственная программа), в частности, ставит следующие задачи:

В качестве одного из ожидаемых результатов реализации Государственной программы называется улучшение результатов российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA). Также ожидаемым результатом является повышение уровня квалификации преподавательских кадров.

В Государственной программе указано на то, что результаты международных исследований в области чтения (PIRLS) показывают, что средний уровень подготовки российских школьников по традиционным критериям устойчиво превышает средние международные показатели. Однако пока не удалось решить задачу обеспечения равного качества образовательных услуг независимо от места жительства. Отмечается формирование сегмента школ, «устойчиво демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования. Образование в таких школах перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную и культурную дифференциацию». Эти школы требуют особого внимания.

Другую проблему, как отмечается в Государственной программе, показывают результаты международных сопоставительных исследований PISA: «отставание российских подростков от сверстников из большинства развитых стран мира по ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям, в том числе по владению умениями применять полученные знания на практике. Это во многом является следствием недостаточного распространения деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий...».

Особое внимание уделено в Государственной программе состоянию кадрового потенциала системы школьного образования, который становится тормозом на пути реализации поставленных задач. Отдельно говорится о модернизации системы повышения квалификации педагогических кадров: «высокоразвитые системы образования концентрируют сегодня внимание на развитии профессиональных компетенций учителя, выстраивая систему стимулов, обеспечивающих его заинтересованность в постоянном совершенствовании происходящего в классе процесса. <...> Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных умений, но адресно отвечающей на персональные запросы педагогов и школ». В качестве одной из причин сохранения «архаичных по форме и содержанию образовательных программ» названо отсутствие конкуренции на рынке услуг дополнительного профессионального образования. Поставлена задача формирования эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов.

Ключевые ориентиры государственной политики в сфере обучения русскому языку отражены в «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 9 апреля 2016 года № 637-р (далее - Концепция), где сформулированы проблемы, требующие решения:

Снижение мотивации обучающихся к чтению: «Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (электронные носители с возможностями нелинейного представления текста, система гиперссылок, обилие коротких бытовых текстов, возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об особом статусе печатного слова и др.), увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается детьми. В некоторых случаях это становится серьезным препятствием для освоения литературных произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов и др.)».

Недостаточное обеспечение формирования коммуникативных компетенций содержанием учебного предмета "Русский язык": «Многие выпускники образовательных организаций недостаточно владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского литературного языка и речевого этикета. Овладение теоретическими знаниями во многих случаях оказывается изолированным от умения применять эти знания в практической речевой деятельности».

Недостаточное внимание способности понимать художественный текст в содержании учебного предмета «Литература» (в основном акцент делается на историко-культурной информации о произведении, авторе и литературном процессе, освоении понятийного аппарата литературоведения).

В связи с этим в Концепции выдвигаются требования к:

Концепция уделяет внимание и совершенствованию системы подготовки и дополнительного профессионального образования учителей русского языка и литературы. В частности, в ней указывается на необходимость

 

Использованные источники:

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы». – URL: http://base.garant.ru/70643472/ 
  2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ 
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ 
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480). – URL: http://base.garant.ru/70188902 
  5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), с.227. – URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf
  6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550). – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/