Независимая система оценки качества образования существует в большинстве развитых стран, но всюду она складывалась по-разному.
24.03.2015Независимая система оценки качества образования существует в большинстве развитых стран, но всюду она складывалась по-разному. В конце прошлого года президент РФ потребовал, чтобы правительство вместе с Союзом ректоров организовали проведение независимой оценки качества образования в институтах и университетах. Чем она отличается от государственной аккредитации и зачем вообще нужна, разбирался корреспондент «РГ».
Независимая оценка качества образования - это главный в мировой практике способ обеспечения качества подготовки специалистов в вузах. При этом независимость достигается за счет вовлечения общественных институтов, поясняет Вадим Петров, проректор по учебной работе НИТУ «МИСиС»: «В других странах функционируют специализированные агентства, которые проводят такие процедуры, агентства объединяются в другие формы (сети, союзы и т.д.), в рамках которых формируются единые подходы, стандарты, технологии по оценке качества образования, так и формируется политика в области оценки качества высшего образования на национальном и международном уровнях. Это стандартный путь, и Россия в этом вопросе не должна стать исключением».
Определенный задел уже есть. В России существуют агентства, выполняющие процедуры в формате независимой оценки качества. Эти организации взаимодействуют с зарубежными аналогичными системами, даже становятся их членами, но пока не удается выработать национальных стандартов по оценке качества высшего образования, да и самих организаций мало, отмечает Вадим Петров.
Попытки сформировать независимую оценку предпринимаются регулярно. Так, в рамках федеральной целевой программы развития образования был разработан и апробирован проект независимой оценки вузов со стороны работодателей через центры сертификации профессиональных квалификаций. «Правда, у такой оценки есть и свои минусы, поскольку работодатели оценивают только те знания и навыки, которые необходимы на конкретном месте работы. Поэтому базис для независимой оценки есть, как есть и понимание, что такая оценка нужна. А для того чтобы она действительно заработала, нужно отдать ее рынку, поддержав на уровне государства нормативно», — считает Дмитрий Гужеля, руководитель проекта «Универсариум».
В свою очередь, государственная независимая оценка - это оценка знаний слушателей, студентов и выпускников, а также качества образовательных программ, предоставляемых вузом независимо от самого вуза и преподавателей. Пример в общем образовании - это ЕГЭ, но при этом оценка совершенно не обязательно должна быть в формате ЕГЭ, уверен Дмитрий Гужеля.
В России сложилось так, что государственная оценка качества образования может оказаться намного эффективней так называемой «независимой», полагает Юрий Рубин, ректор Московского финансово-промышленного университета «Синергия», президент Национальной ассоциации обучения предпринимательству: «Проблема в том, что при формировании экспертной группы оценки качества чаще всего привлекаются в той или иной степени заинтересованные лица: потенциальные работодатели, представители вузов, которым важно обойти конкурентов, наконец, сами студенты, которые зачастую ориентированы только на получение «корочки» или отсрочку от армии. В этом случае государство выступает единственным по-настоящему независимым игроком: власти заинтересованы в прогрессивном развитии образовательной системы, они выделяют вузам деньги, разрабатывают образовательные программы».
В Европе существуют независимые агентства по оценке качества образования, но формируются они совершенно иначе. Главный критерий для отбора каждого члена экспертной группы - отсутствие у него какой-либо заинтересованности в результатах оценки, абсолютная непредвзятость. «В нашей стране также существуют агентства, сформированные подобным образом: АККОРК, например. Они имеют международную аккредитацию и сертификационное подтверждение своей независимости, однако пока что проводят исследования только в случае поступления запроса непосредственно со стороны вуза», — добавляет Юрий Рубин.
«Совсем недавно наш вуз участвовал в эксперименте Рособрнадзора по независимой оценке такого элемента качества образования, как знания студентов. Студенты сдавали экзамен незнакомым преподавателям, велась прямая интернет-трансляция, а оценки выставлялись дважды (на экзамене и группой независимых экспертов ведомства). Так что, несмотря на вполне обоснованные сомнения, независимая оценка в России возможна - была бы политическая воля», — рассказал про свой опыт Владимир Зернов, председатель Совета Ассоциации негосударственных вузов (АНВУЗ), ректор Российского нового университета.
За рубежом все рейтинги вузов базируются на рейтингах независимых агентств по оценке качества образования. Есть перспектива появления таких агентств и в России. «Формирование и развитие рейтингов - это мировой тренд. И наши рейтинги тоже будут развиваться. Просто потому, что есть такая общественная потребность, есть востребованность информации, дающей сравнение университетов по различным параметрам. Люди хотят понимать - куда они идут учиться, какой вуз даст студенту лучшие перспективы. Если есть спрос - будет и предложение. Но пока этот сегмент развивается медленнее, чем хотелось бы», — говорит Вадим Петров.
Пока отечественные рейтинги представляют собой лишь слепое копирование западных рейтингов с попыткой пересчета отдельных показателей а-ля рус, чтобы получить какие-то преференции для наших вузов. «Но скоро обещает появиться сразу несколько независимых рейтингов, которые построены на совершенно других принципах и могут объективно оценивать как российское, так и зарубежное образовательное пространство. Один из таких рейтингов, например, разрабатывает РИА Новости», — отмечает Дмитрий Гужеля. У рейтингов существует еще такая специфическая особенность, которую условно можно назвать консерватизмом устроителей. Это все-таки мощная традиция, которая существует уже много-много лет, и там уже сложилась своя система репутаций, стабильных участников и т.п. Естественно, как во всякой устоявшейся системе, там несколько настороженно воспринимают новичков. Тем же китайским вузам пришлось приложить очень серьезные усилия, чтобы прорваться туда. «Но ничего невозможного нет, особенно при целенаправленных усилиях. Динамика рейтингов наших вузов, которые участвуют в программе «5-100», показывает, что мы очень сильно шагнули вперед после старта программы, буквально за последние 1-2 года», — подытоживает Вадим Петров