Собственно, началось все еще в конце прошлого учебного года. Тогда в классах появились компьютеры, проекторы и экраны. Теперь в каждом кабинете начальной школы появились многофункциональные устройства.
02.10.2013Собственно, началось все еще в конце прошлого учебного года. Тогда в классах появились компьютеры, проекторы и экраны. Теперь в каждом кабинете начальной школы появились многофункциональные устройства. Учителя могут распечатать любые задания, будь то рисунки или графические диктанты для детей, и памятки для их родителей.
Но на этой неделе в жизни начальной школы случилось событие прямо-таки космического масштаба – прибыли мобильный компьютерный класс на 25 рабочих мест и интерактивный комплекс, которые разместили в специально подготовленном кабинете, а еще множество других современных гаджетов.
– Нашим восторгам не было предела! – рассказывает Лариса Петровна Жаренова, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе. – А реакцию детей просто трудно описать словами, у них буквально горели глаза.
Дети быстро освоили новую технику, выяснили, что нетбук одним движением можно превратить в планшет. Им понравилось, что новый цифровой микроскоп выводит изображение на каждый нетбук. Вы бы видели, как они реагируют, когда с помощью компьютера проверяют свои знания на так называемых тренажерах и получают оценки или одобрения. На экране появляется надпись «Ты справился! Молодец!», и раздаются аплодисменты – ребенок принимается сам себе аплодировать!
Педагоги рады уникальной технике не меньше учеников. Их не пугает даже то, что самим придется осваивать новинки очень быстро, менять и дополнять программы, готовить новые занятия. Пока не все успели ознакомиться с «начинкой» чудо-техники – разнообразными программами.
Прелесть мобильного класса в том, что головной, учительский компьютер связан со всеми остальными. Учитель может наблюдать, как ученик справляется с заданием, но оставаться в стороне.
И подойти лишь тогда, когда помощь совершенно необходима. У детей разный уровень знаний, разные способности, и новое оборудование может сделать обучение по-настоящему индивидуальным. Кому-то скучно с середнячками? Пожалуйста, попробуй справиться с продвинутыми заданиями! И, кстати, распечатывать на бумаге тут и вовсе ничего не придется.
Кроме того, благодаря государственной программе модернизации образования в начальной школе гимназии теперь есть цифровые диктофоны. Ученики могут записывать свою речь, прослушивать и находить в ней ошибки (прекрасное средство для борьбы со словами-паразитами – Е.Б.). А могут для какого-либо проекта пройти по школе и записать интервью с учениками, учителями или родителями. Магнитная числовая прямая поможет научиться считать до ста, причем без занудного повторения, а весело, в игре.
Веб-камера, которая тоже есть в гимназии, станет лучшим другом для тех, кто часто болеет. Теперь можно заранее созвониться с учителем, договориться о «встрече» в Скайпе и разобрать трудный материал вместе.
– Это очень хорошо, – считает Лариса Петровна. – Дети, пропустившие важный материал из-за болезни, не будут чувствовать себя неудобно на уроках, не будут стесняться.
– Лариса Петровна, а что Вам больше всего из новинок понравилось, какое занятие в мобильном классе Вы провели бы первым?
– Мне понравилось все! Особенно огромный выбор программ-тренажеров. Мы с моими третьеклассниками как раз сейчас повторяем то, что изучали в прошлом году, и детям гораздо интереснее повторять с помощью компьютера.
Источник: http://www.hibiny.com/news/archive/48420/.09.2013 Задачи из планшета: плюсы и минусы электронных учебников
В Казани прошла II Международная конференция «Электронная школа – 2013».
Игры для разума
Удивительное дело, еще 20 лет назад на уроке нельзя было пользоваться калькулятором и мобильным телефоном. Когда дети приносили в школу первые смартфоны и планшеты, педагоги хватались за голову: они отвлекают от уроков. Кто бы мог подумать, что совсем скоро все эти гаджеты обоснуются в школах на законных основаниях.
Смогут ли сосуществовать традиционные формы обучения и новые образовательные технологии – вот главный вопрос, на который пытались ответить участники конференции.
На выставке, развернувшейся в рамках форума, можно было увидеть новейшие образцы электронных учебников, интерактивные доски, цифровые лаборатории, роботы Lego. Один из самых необычных школьных экспонатов – интерактивный стол. Проще говоря, это огромный планшет с множеством обучающих игр для учеников разных возрастов. Одновременно за таким интерактивным столом могут работать шесть человек. Вместе решая различные задачи, дети учатся работать в команде.
На выставке была представлена и интерактивная доска нового поколения. На экран для примера вывели трехмерное изображение цветка. Картинку можно вращать в любой плоскости, не подходя к доске. Достаточно взять специальный кубик со штрих-кодами на гранях и покрутить его под камерой, закрепленной на парте. Возникает ощущение, что ты действительно вертишь цветок.
Вся эта IT-экзотика постепенно становится привычной для татарстанских школ. За последние три года кабинетов, оснащенных мультимедийным оборудованием, стало 52 процента. Есть в республике и школы, где некоторые классы в экспериментальном порядке перешли с бумажных учебников на их цифровые аналоги. Минобрнауки и Минсвязи РТ до 2015 года должны разработать проект массового внедрения электронных учебников в школах. Аналогичная задача стоит перед всеми регионами России, хотя дело непростое.
Дикари с планшетами
Прежде чем запускать электронный учебник в массовое производство, нужно определиться, каким он должен быть. Как ни странно, но эксперты пока не пришли к общему мнению. Даже определение – что же такое «электронный учебник» – вызывает споры. Одни считают, что это программное обеспечение и неважно, на какой носитель оно установлено. Другие первичным считают сам гаджет. Но, судя по разработкам крупнейших отечественных издателей, нас ожидает синтез того и другого.
О преимуществах электронных устройств можно говорить много. Они вмещают в себя огромные библиотеки и при этом весят около 500 грамм. Видеоиллюстрации и 3D формат «оживляют» скучные формулировки и делают наглядными абстрактные теоремы. Но самый главный плюс « интерактивность.
– Это будет не учебник, а ресурс, последовательно вовлекающий ребенка в процесс обучения, – поясняет министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов.
По его словам, новая форма подачи информации улучшит ее восприятие. Например, в Африке есть народ, не имеющий своей письменности и разговаривающий на языке, который не понимают даже их ближайшие соседи. Ученые провели эксперимент. Привезли в это племя десять планшетных компьютеров и уехали. Спустя неделю местные дети уже умели выкладывать файлы в социальных сетях.
Одна из причин, мешающая масштабному внедрению электронных учебников, по словам Романа Шайхутдинова, юридическая. Пока до конца не понятно, как защищать авторские права издателей. Ведь, как известно, любое устройство можно взломать.
Ручка под запретом
Между тем, переход на цифровые учебники влечет за собой трансформацию всего учебного процесса, ведь гаджеты способны заменить даже тетради. А в новейшие модели школьных планшетов встроены всевозможные приборы вплоть до счетчика Гейгера и микроскопа.
Кстати, в России уже существуют экспериментальные классы, полностью перешедшие на электронный формат обучения. О них рассказал заместитель директора школы № 29 города Подольска Сергей Царьков. Вот уже четыре года его подопечные не брали в руки обычные учебник, тетради и ручки. Только компьютеры и цифровые лаборатории. Тех, кто по старой памяти пытается решить что-то на бумаге, строго наказывают. Иначе чистоту эксперимента не соблюсти. Контролирует класс педагог, сидя за своим компьютером. Он видит не только, над чем работают в данный момент его ученики, но и уровень зарядки батареи на их ноутбуках. Вместо того чтобы вызывать школьника к доске, он выводит на интерактивную доску его «рабочую тетрадь», и задачу решают всем классом.
Все это время за физическим и психологическим состоянием ребят наблюдают специалисты.
– Никаких отклонений не замечено. Зрение не ухудшается, – рассказывает Сергей Царьков. – За четыре года из эксперимента ушел всего один ребенок. У него развилась игромания. Но это один человек из ста!
Между буквой и цифрой
Впрочем, классы, перешедшие на электронный формат обучения, все же исключение из правил. Пока говорить о полной замене традиционных учебников на гаджеты своевременно. По мнению большинства экспертов, они могут мирно сосуществовать.
– Слухи о полном отказе от бумажных носителей сильно преувеличены, – говорит руководитель отдела медиаресурсов издательства «Бином» Александр Елизаров.
Он считает, что идеализировать планшеты не нужно. Сотрудники НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук (РАМН) провели эксперимент, в котором участвовали ученики 4 класса. Они читали один и тот же текст в книге и на планшете. При чтении с цифрового носителя дети делали гораздо больше ошибок и очень быстро утомлялись.
К тому же, по мнению психологов, замена письма ручкой по бумаге на работу с клавиатурой тормозит развитие абстрактно-логического мышления.
Что касается цифрового учебника, то, как считает Александр Елизаров, он должен быть максимально похож на обычный:
- Электронный учебник должен быть похож на книгу, тогда нам не нужно будет учить школьников им пользоваться и схема восприятия информации не нарушится.
Компетентно
Светлана Авдеева, руководитель Центра информационных образовательных технологий, ресурсов и сетей Федерального института развития образования:
– Цивилизация развивается, мы никуда не уйдем от электронных учебников. Безусловно, за ними будущее. Но они не должны быть информационно перенасыщенными. Дети сегодня итак живут в цифровом мире. Не зря Массачусетский университет изобрел прибор, который разрядом электричества возвращает в реальность людей, засидевшихся в социальных сетях. Сами они сделать уже не могут. Прежде чем внедрять электронные учебники, нужно разработать новые ГОСТы и СанПины.