Корреспонденты журнала «Вестник образования России» побеседовали с депутатом Государственной Думы ФС РФ, заместителем председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию Ириной Викторовной Мануйловой. Ирина Викторовна рассказала об изменениях в проведении ЕГЭ и «портфолио ученика».
19.03.2015Корреспонденты журнала «Вестник образования России» побеседовали с депутатом Государственной Думы ФС РФ, заместителем председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию Ириной Викторовной Мануйловой. Ирина Викторовна рассказала об изменениях в проведении ЕГЭ и «портфолио ученика».
— Во многих школах в конце 9 класса ученики составляют индивидуальный учебный план, для которого выбирают предметы, необходимые им в дальнейшем при поступлении в институт. Иногда получается так, что за два – три месяца меняются требования вуза по профильным предметам для тех или иных специальностей. Не может ли произойти такого изменения в этом учебном году?
— Ошибаетесь, за два-три месяца до экзаменов никаких изменений быть не может. Когда в прошлом году ряд вузов в марте попытался изменить перечень предметов, необходимых для поступления на ту или иную специальность, депутаты Государственной Думы ФС РФ выступили против, и нам удалось не только вернуть прежний перечень предметов для поступающих, но и принципиально решить этот вопрос. Теперь соответствующим документом Министерства образования и науки Российской Федерации было установлено, что все изменения могут вноситься только до 1 сентября текущего года. Следовательно, если одиннадцатиклассник выбирает вуз, он может быть уверен, что никаких изменений в течение учебного года не произойдет и совершенно спокойно готовиться к поступлению. Сложнее будущим 10-классникам, уже к моменту окончания 9 класса нужно принимать решение, какую профессию получать, в какой вуз готовиться, в соответствии с этим выбирать профиль будущего десятого класса. Чтобы последние два года обучения в школе стали хорошей подготовкой к поступлению, нужно правильно определиться с профильными предметами, которые будут изучаться на уровне, позволяющем успешно набрать высокие баллы ЕГЭ. И даже если в 10-м классе возникнут неожиданности в виде какого-то нового предмета, при правильно выбранном профиле обучения ученику остается еще год до окончания школы и поступления в вуз. За это время даже выпускник со средними способностями может подготовиться к успешному преодолению ЕГЭ.
Вместе с тем, хочу отметить, что среднее общее образование должно быть достаточно полноценным, и даже в рамках профильного обучения, мы не должны исключать предметы, формирующие мировоззрение и общий уровень культуры выпускника. Если образование действительно общее, то даже обучаясь в гуманитарном классе, школьник должен обладать определенным уровнем базовых знаний по предметам естественно-научного цикла, и наоборот, выбирая технический профиль, не должен ограничивать себя в изучении истории, обществознания и литературы. Нельзя допустить чтобы, формируя индивидуальный учебный план, старшеклассники ограничивались изучением только тех предметов, по которым предстоит сдавать ЕГЭ. Это нашло свое отражение в требованиях стандарта, но главным механизмом контроля продолжает оставаться школа, которая призвана обеспечивать заявленной образовательной программы и её выполнение каждым учеником.
— Школьники заранее начинают готовиться к ЕГЭ, а в магазинах представлено огромное количество сборников. Будут ли как-то унифицированы сборники по подготовке к ЕГЭ?
— Готовиться к ЕГЭ школьник начинает, как минимум, классе в пятом по одной простой причине: задания экзамена включают весь школьный материал. Для того, чтобы систематизировать свои знания, безусловно, необходимо опираться на какие-либо пособия. В том многообразии пособий, которые издаются совершенно разными издательствами, сориентироваться самостоятельно непрофессионалу достаточно сложно, поэтому выпускникам нужно взять за правило советоваться со своими педагогами по данному вопросу. Обратите внимание на методические пособия, предлагаемые ФИПИ – это организация, которая готовит задания ЕГЭ, поэтому если в пособии есть соответствующая ссылка, считаю, что оно предпочтительнее, чем какое-либо другое. Сейчас также есть очень хорошая возможность тренироваться и сдавать предметы в режиме он-лайн: она позволяет не только получить результат, но еще и проанализировать сделанные ошибки.
— В этом году увеличились проходные минимальные баллы ЕГЭ по некоторым предметам, в дальнейшем может быть такое повышение баллов?
— В этом году повышение пороговых баллов уже прошло. Все изменения, касающиеся единого государственного экзамена, в том числе и минимальные пороговые баллы, определяются осенью, до 1 октября, чтобы выпускники знали все условия сдачи ЕГЭ. В этом году был повышен балл по математике до 27, по обществознанию до 42 и по иностранному языку до 22. Все остальные минимальные пороговые баллы оставлены на уровне прошлого года. Как бы нам ни хотелось получать более подготовленного к обучению абитуриента, нельзя резко повышать пороговые баллы. Да и в целом, нельзя в сфере образования допускать резких, кардинальных изменений, все нововведения должны вводиться постепенно, после широких обсуждений в профессиональном сообществе, после проверки нововведений на практике. Предложение о необходимости повышения пороговых баллов для поступающих в вузы, на мой взгляд, своевременно и объективно. Не должны преподаватели на первом курсе заниматься ликбезом, как сегодня это происходит в некоторых вузах, они должны сразу приступать к изучению вузовской программы, а для этого у студента-первокурсника должна быть определенная база знаний, которую он получил в школе. Только в этом случае мы сможем повысить качество высшего образования в нашей стране. Пока же, к сожалению, вузовские преподаватели не всегда могут работать на должном уровне именно потому, что среди собравшихся в одной аудитории студентов, немало тех, кто «язык науки» просто не понимает ввиду слабой базовой подготовки. Вот и занимаются педагоги высшей школы разъяснением элементарного материала, вместо того, чтобы работать на более высоком уровне, ориентируясь на «сильного» студента.
Мы сегодня можем по праву гордиться нашей начальной школой, она работает просто великолепно, об этом свидетельствуют результаты и международного и общероссийского мониторинга качества образования. Проблемы появляются на уровне основного образования, уже в 6-7 классе появляются ученики, которые теряют интерес к обучению, и конечно, они дают низкие результаты. Это очень серьезная проблема, и главный вопрос, который требует системного научного исследования, выявить причины этого явления. Уровень среднего общего образования в школе более успешен, потому что в 10 класс идут ребята, настроенные на получение более качественного образования, которое позволит им продолжить обучение в вузе. А вот качество подготовки в наших вузах значительно хуже, особенно, если сравнивать с общемировыми стандартами. Исключение составляют лишь немногие учебные заведения, составляющие гордость российского образования.
— Сейчас существует много предметных олимпиад, какие-то из них дают льготы при поступлении в вуз, какие-то – поступление без экзаменов. Как вы считаете, это достойная замена сдачи экзаменов?
— Не каждая олимпиада дает право воспользоваться результатом, если ты призер или победитель, и поступить в необходимый вуз. Более того, по Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» указано, что победители и призеры заключительного этапа всероссийской предметной олимпиады, а также те, кто попали в качестве участников команды, выступающей за Россию на международной олимпиаде, имеют право поступления без вступительных экзаменов. Я считаю, что это справедливо – у этих ребят очень высокий уровень подготовки, что позволит им освоить вузовскую программу. С другой стороны, эти ребята еще и представляют нашу страну в мировом научном сообществе. И мы по праву гордимся золотыми и серебряными медалями, которые наши команды ежегодно завоевывают для России по математике, физике, информатике, химии. Поэтому для этих ребят право поступать в вузы вне конкурса должно быть сохранено. Во Всероссийской предметной олимпиаде лишь ограниченное число ребят могут стать победителями, но существует перечень олимпиад, дающих право преимущественного зачисления, которые Минобрнауки России утверждает ежегодно. Этот перечень достаточно велик, и он позволяет ребятам, которые имеют высокий уровень подготовки по отдельным предметам, принимать в них участие, стать призерами и победителями, и воспользоваться этими льготами. Преимущества в перечне отдается олимпиадам естественно-научного направления: математике, физике, химии, биологии, информатики. Олимпиад по гуманитарным предметам, конечно, в разы меньше. Это связано, в первую очередь, с необходимостью расширения инженерного образования для развития нашей экономики.
Как правило ребята, которые систематически участвуют в олимпиадах, становятся призерами хотя бы муниципального уровня олимпиады, получают достаточно высокие баллы на ЕГЭ, это из них, как правило, вырастают будущие 90- и 100-балльники. Олимпиадная школа, конкурсы – замечательная тренировка. Участвующие в них школьники знают, как правильно распределить время, умеют сконцентрироваться во время экзамена, «вытащить» из себя ту информацию, о которой в обычном состоянии они бы даже и не вспомнили.
— В каком направлении будет в дальнейшем совершенствоваться проведение ЕГЭ?
— Прежде всего, нужно определить, какие еще задачи, помимо обеспечения контроля за общим уровнем подготовки выпускников и механизмом равнодоступного поступления в вузы, решает ЕГЭ, тогда становится понятным, в каком направлении должно идти его совершенствование.
— Что изменилось в ЕГЭ – 2015?
— В школу вернулось сочинение, которое стало условием допуска к итоговой аттестации. По предварительным итогам уже написанного 3 декабря сочинения педагоги и школьники разных школ из разных регионов РФ отметили, что условия написания и критерии оценивания оказались вполне понятными и достижимыми. Вероятно, критерии постепенно станут более жесткими, потому что в этом году последний, пятый, критерий (грамотность) не являлся обязательным. Но мы же понимаем, что сочинение предполагает умение выражать свои мысли, предполагает хорошее владение русским языком, следовательно, правильной письменной речью. Поэтому грамотность должна стать основным (обязательным) критерием при оценке итогового сочинения.
Если рассматривать экзамен по русскому языку, он существенно изменился: отсутствует часть А, в которой были задания, предполагающие выбор ответа из предложенных; заданий стало меньше, но они требуют внимательного прочтения, хорошего знания теории и умения её на практике.
Экзамен по математике с этого года разделен на два уровня: базовый и профильный. На базовом уровне математику могут сдавать те, кому она нужна только для получения аттестата и не требуется для поступления в вуз, профильный экзамен по математике содержит более сложные задания. На базовом уровне экзамен оцениваться по 5-балльной системе, на профильном – по 100-балльной.
Уже в этом году принципиально меняется экзамен по иностранному языку. Он будет состоять из двух этапов: письменного и устного, причем они будут сдаваться в два разных дня. Участвовать в письменном этапе обязательно, в нем можно набрать до 80 баллов, а вот устную часть выпускник выбирает по желанию, за нее максимальное число баллов -20. Устный ответ будет записан и сохранен в базе данных, что позволит в случае апелляции прослушать ответ выпускника. Это все изменения в ЕГЭ-2015.
Будет ли введена устная часть по таким предметам, как литература, обществознание, история в следующем году, говорить пока нельзя. Вначале нужно проанализировать проведение экзамена по иностранному языку, его устной части, оценить, насколько система итоговой аттестации во всех регионах России готова к проведению этой части без нарушений.
Сегодня очень активно предлагается ввести обязательный экзамен по истории. Аргумент у представителей такого мнения весомый: мигранты для того, чтобы получить право работать в России, обязаны сдать экзамены по русскому языку и истории. Для граждан России вполне разумно было бы, если хотя бы на базовом уровне этот экзамен стал обязательным. Однако для того, чтобы вводить историю как обязательный предмет, мы должны поставить об этом в известность всех участников учебного процесса (и школьников и учителей) накануне начала обучения в 10 классе.
С 2020 года будут вводиться новые стандарты для среднего общего образования и выпускники, которые пройдут обучение по новым стандартам, должны будут обязательно сдавать экзамен по иностранному языку.
Самое главное для меня в плане совершенствования ЕГЭ – запуск центров независимого тестирования. Это значит, что у выпускника появляется право пересдавать экзамен, если его не устроил балл. Пока такую возможность получают лишь те, кто не справился с ЕГЭ по обязательным предметам, т.е. русскому языку и математике. Но пройдет еще 3–4 года, и ребята смогут пересдавать экзамены, если полученные баллы их не устроят, вплоть до того, что это можно будет делать несколько раз в год. Предполагается, что центры независимого тестирования будут платными. Но это будет способствовать повышению качества знаний у выпускников и позволит снизить напряжение, связанное, в первую очередь, с осознанием того, что исправить результаты можно лишь год спустя.
Чтобы обеспечить равные условия для всех, в 2016 году предполагается обеспечить каждому выпускнику возможность дважды пересдать ЕГЭ бесплатно.
Еще одна задача ЕГЭ – помочь в целом оценить качество нашего образования, узнать в целом, как вся Россия сдала математику, русский язык, физику, химию, географию. Конечно, делать выводы, основываясь только на этой оценке, неправильно, но в целом посмотреть, где «слабое звено» подготовки школьников, вполне возможно.
— Сейчас обсуждается вопрос, что помимо ЕГЭ при поступлении в вуз будет учитываться «портфолио ученика». Расскажите, что в него входит?
— В «портфолио» предполагается учитывать: предметные олимпиады, творческие художественные конкурсы, спортивные соревнования, нормы ГТО, участие в волонтерской деятельности. К сожалению, пока в «портфолио» нет предпрофессиональной практики. Эти показатели важны и нужны, но прежде чем выставлять баллы, нужно разработать прозрачную и понятную всем систему их начисления, т.е. разработать достаточно жесткие критерии. Выпускник должен знать перечень тех олимпиад и конкурсов, победа или получение призового места в которых поощряются, должен знать, на каких условиях получают баллы в случае участия в волонтерской деятельности, знать, сколько баллов будет начислено за аттестат с отличием. В вопросе введения «портфолио» очень важно, чтобы баллы были выставлены объективно.
— «Портфолио» школьника пока никак не регламентируется законодательно, планируется ли в будущем создать и принять документы, регламентирующие его вид?
— На сегодняшний день законодательно ни сочинение, ни «портфолио» не могут быть использованы для поступления в вузы. Учитываются только баллы ЕГЭ.
— А есть уже какое-то представление, как будет выглядеть «портфолио»: в электронном или бумажном виде?
— Думаю, что это должен быть документ, подобный сертификату, в котором очень прописаны те достижения, за которые человек получает определенные баллы. Мне кажется неправильным, если каждый вуз будет устанавливать свои собственные критерии оценки «портфолио» и сочинения, считаю, что подход должен быть единым. В таком единстве я вижу защиту интересов выпускника. Должна быть некая матрица составления такого «портфолио»: какие показатели в него включены и сколько баллов они дают.
Как только мы говорим слово «сертификат», предполагается, что «портфолио» будет создано в электронном виде, и внесено в единый реестр, чтобы такой электронный документ так же, как сертификат ЕГЭ, могла посмотреть приемная комиссия.
— Предполагается ли, что «портфолио» можно будет продолжить в университете?
— Сейчас об этом не идет речь, но мы наблюдаем, как некое подобие «портфолио» студенты собирают самостоятельно, когда серьезно задумываются о будущем трудоустройстве. При поступлении на работу они должны иметь набор неких документов, подтверждающих компетенции и профессиональную подготовку студента. Определенная форма «портфолио» могла бы стать основой для решения вопроса о заключении договора на обучение с будущим работодателем.
— Что бы вы могли пожелать нашим читателям в новом году?
— В нашей стране сегодня очень непростая экономическая и политическая ситуация, она касается всех граждан, и конечно, влияет на состояние системы образования. Как никогда важно объединять наши усилия, только вместе мы сможем добиться решения тех сложных задач, которые стоят перед каждым образовательным учреждением. Несмотря на созданные во всех учреждениях органы государственно-общественного управления, их работа нередко носит формальный характер. К сожалению, не всегда в школе созданы условия для откровенного диалога. Но от того, состоится такой диалог или нет, зависит атмосфера внутри коллектива, а это, на мой взгляд, самое дорогое, что есть у учреждения. Я хочу пожелать всем своим коллегам, чтобы в новом году они с удовольствием приходили на работу и получали удовлетворение и от высокого профессионального уровня, но и от общения со своими коллегами. Чтобы школа стала местом, куда вы идете поделиться своими проблемами и своими радостями. Хочу пожелать профессиональных и творческих успехов, здоровья, любви и благополучия в семье. Пусть рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.