Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, берет свое начало в далеком 2010 году. Начиная с 2012 года, Конкурс проводится по регламенту, утвержденному Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 марта 2010 г. N 217 ''Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями».
15.11.20189-10 ноября 2018 года на базе Дома правительства Московской области состоялась Всероссийская конференция «Итоги конкурса на получение денежного поощрения «Лучшие учителя» в 2018 году и перспективы его развития».
Программа Всероссийской конференции включала:
Мероприятия объединили представителей Министерства просвещения России, региональных органов управления образованием, экспертов, а также главных виновников торжества – учителей-победителей конкурса из разных регионов страны.
Участников приветствовали почетные гости – замдиректора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России Пилипенко Сергей Александрович и замминистра образования Московской области Каклюгина Ирина Александровна.
Большой интерес у слушателей также вызвали выступления представителей субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования и лучших учителей-победителей конкурса: Лаврентьевой Нины Семеновны, учителя математики, МБОУ «Гимназия» (г. Протвино, Московская область) и Лобанова Николая Александровича, учителя русского языка и литературы, МОУ школа-интернат (г.о. Жуковский, Московская область).
Все выступающие отметили актуальность проведения Конкурса на получение денежного поощрения «Лучшие учителя» в 2018 году. Ускорение темпов развития современного общества привело к значительной интенсификации инновационных процессов в сфере просвещения. Создавая новое в образовательном процессе, вводя новые технологии, прививая стремления к творчеству, познанию, современный учитель доносит до каждого ученика определённые знания и добивается высоких результатов. Только вдохновляя учеников на получение знаний, можно добиться лучших результатов. Как точно звучит высказывание В. Уорда: «Посредственный преподаватель излагает, хороший учитель - объясняет, выдающийся учитель - показывает, великий учитель - вдохновляет». Поощрение лучших педагогов способствует увеличению профессионального потенциала педагогов страны, мотивирует их к повышению педагогического мастерства - высокого и постоянно совершенствуемого искусства воспитания и обучения, которое доступно каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.
Представление результатов реализации Конкурса в субъектах Российской Федерации в 2018 году и награждение победителей прошло в торжественной обстановке. По итогам Конкурса победителями стали 1000 учителей из 85 субъектов Российской Федерации.
Участники конференции аплодисментами приветствовали учителей-победителей, специалистов высокой культуры, глубоко знающих свой предмет, в совершенстве владеющих методикой обучения и воспитания, использующих эффективные технологии учебно-воспитательного процесса.
В рамках первого дня Всероссийской конференции были успешно проведены 3 круглых стола, посвященные важным вопросам сферы образования. За круглым столом №1 обсуждались перспективы проведения Конкурса в 2019 году в рамках реализации единой модели и использования методических рекомендаций по проведению конкурса для членов конкурсных комиссий и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования. Модератором выступил Дождиков Антон Валентинович, эксперт в сфере образования, кандидат политических наук, АО «НИИАС».
Круглый стол №2 был посвящен проблемам и перспективам тьюторского сопровождения проведения Конкурса на региональном уровне. Модератор Чудинский Руслан Михайлович, доцент, заведующий лабораторией педагогических измерений ГБУ ДПО Воронежской области «Институт развития образования» акцентировал внимание слушателей на актуальности тьюторского сопровождения конкурса, обусловленной необходимостью координации структурных элементов конкурсной системы.
В рамках круглого стола №3 слушатели вместе с модератором Зарайской Татьяной Викторовной, руководителем проектов ООО «Верконт Сервис», дискутировали о возможностях использования опыта учителя-победителя в региональной системе общего образования и обсудили предложения по перспективным направлениям привлечения учителей-победителей к процессу модернизации и развития общего образования региона после окончания Конкурса.
В рамках второго дня Всероссийской конференции была организована площадка по обмену опытом, где учителя-победители представили свои авторские методические системы и провели 10 мастер-классов по совершенствованию технологий учебно-воспитательного процесса.
Наибольший отклик у слушателей вызвали мастер-классы Архаровой Натальи Петровны, учителя русского языка и литературы (МАОУ «Наро-Фоминская СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов», Московская область), Гракова Алексея Сергеевича, учителя физики (МБОУ «Лицей № 8» г.Сосновый Бор, Ленинградская область) и Шестаковой Натальи Васильевны, учителя начальных классов (МОУ «Гимназия №7, г. Лыткарино, Московская область).
Мастер-класс Архаровой Натальи Петровны «Урок как спектакль и спектакль как урок» был посвящен технологии театральной педагогики на уроках русского языка и литературы, которая является симбиозом работы по предмету, внеклассной и воспитательной работы с обучающимися и их родителями.
Рисунок 1 - Мастер-класс «Урок как спектакль и спектакль как урок»
Театральная педагогика создает максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы, помогает привить обучающимся общечеловеческие ценности. Спектакль предполагает изменение роли учителя. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике. Результаты работы Архаровой Натальи Петровны свидетельствуют о том, что ее авторская методика позволяет целостно развивать личность обучающихся с одновременным включением интеллекта, чувства и действия, помогает раскрывать таланты учеников, посредством диалога, развивает способность к обоюдному пониманию и уважению.
На мастер-классе «Через призму удивления» Гракова Алексея Сергеевича, учителя физики МБОУ «Лицей № 8» (г.Сосновый Бор, Ленинградская область) слушатели ознакомились с педагогикой удивления – особым направлением педагогики, описывающим систему методов и приемов обучения и воспитания, основанных на когнитивной эмоции удивления, и опирающимся на принципы природосообразности, активности, проблемности, свободы и творчества (рисунок 3).
Рисунок 2 - Мастер-класс «Через призму удивления»
Удивление как реакция на новое – это один из внутренних механизмов формирования устойчивой мотивации школьников к обучению. Об определяющей роли удивления в процессе обучения, о том, что «познание начинается с удивления» говорил еще Аристотель. Способность удивляться позволяет расширить горизонт видения и решать задачи на метапредметном уровне. Благодаря педагогическому таланту Алексея Сергеевича, удивление на уроках физики стало своего рода триггером для формирования у обучающихся внутренней положительной мотивации к обучению предмета. Авторская методика Гракова Алексея Сергеевича, используя удивление фактом, методом, обучающей средой и собственными силами, позволяет проводить занятия очень интересно и эмоционально, позволяет ученикам вместе с преподавателем пройти увлекательный путь от удивления и любопытства через интерес к познанию.
Особенностями работы с первоклассниками поделилась со слушателями на своем мастер-классе «Солнышко» Шестакова Наталья Васильевна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 7 (г. Лыткарино, Московская область).
Рисунок 3 - Шестакова Наталья Васильевна
Первоклассник – это человек, который еще хочет ходить в школу. Как следует организовать процесс обучения, чтобы превратить любопытство малыша в стойкий познавательный интерес школьника? Опытный педагог Шестакова Наталья Васильевна создает оптимальные условия, при которых адаптация к школьной жизни протекает наиболее успешно. Работая много лет в начальной школе, Наталья Васильевна наработала огромный опыт формирования стремления детей к учению, создания педагогически грамотной образовательной среды, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям первоклассников.
Каждый из проведенных мастер-классов содержал какую-то новую изюминку, в каждой презентации проявилась неведомая грань многообразного умения, именуемого мастерством. Учитель-мастер в совершенстве владеет современными методами преподавания. Учитель-мастер, обладая всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее эффективные, обеспечивающие достижение целей. Можно ли этому научиться? Опыт учителей-победителей показывает, что можно. Путь к этому нелегок, требует напряженной систематической работы. Этапы этого пути: наблюдение за работой мастеров, постоянное самообразование, изучение специальной литературы, внедрение в собственную практику новых методов преподавания, самоанализ. Слушатели мастер-классов высоко оценили практические результаты учителей-победителей и выразили благодарность.
Завершением работы Всероссийской конференции стали кофе-брейк и концертная программа.