Статьи и обзоры

Влияние интерактивных образовательных технологий на профессиональную компетентность учителей

В ситуации происходящих в образовании изменений все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки.

30.10.2013

В ситуации происходящих в образовании изменений все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки. Реформа российского образования, осуществляемая в наши дни, ориентирована на создание условий конкурентоспособности современного педагога в информационном обществе. В тексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» прямо сказано: «Модернизация и инновационное развитие –  единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем…гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни…» [3]. Поэтому необходимо создать такую образовательную систему, которая позволяла бы современному педагогу всегда быть готовым к новым изменениям времени.

Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности учителя, носителя новейших знаний и технологий.

Однако анализ реальной школьной практики показывает, что не все педагоги готовы к решению новых задач, часть педагогов не готова занять субъектную позицию в обучении, так как она требует принятия на себя большей ответственности за результаты своего образования. Это объясняет тот факт, что инновационная деятельность часто встречает сопротивление со стороны учителей. Преподавателю легче действовать традиционно, на основе привычных стереотипов: самому объяснить весь материал, не давая возможности обучающимся проявить свои знания и опыт. В содержании образования сегодня меняется деятельность педагога и учащегося. Меняется и основная функция педагога: он из передатчика информации превращается в менеджера, где главное для него –  управлять процессом обучения. Меняется и назначение обучающегося: из приемника информации он превращается в партнера, сотрудника педагога, т. е. становится активной личностью. Значит, педагогу очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями, основанными на деятельностных формах познания. Сейчас уже очевидно, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми. Действительно, как показывает многолетний опыт работы в системе профессионального образования, обучение бывает эффективным и достигает хороших результатов, если учащиеся открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса; получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала; могут быть самими собой, не боятся выражать себя, допускать ошибки и могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности.

Практически все эти требования соблюдаются, если используются интерактивные технологии обучения, основанные на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения. Интерактивное обучение с каждым годом завоевывает всё больше сторонников в профессиональном образовании, широко используется в обучении педагогов. Это обусловлено характеристиками самих взрослых обучающихся, целями образования взрослых, ориентированных на переосмысление уже сложившейся системы знаний, умений, навыков, опыта, развитие критического, творческого мышления, интегрированного с чувственной сферой человека. Взрослые обучающиеся — активны, самостоятельны, склонны к самоуправлению, играют ведущую роль в реализации процесса обучения и в определении его основных параметров. У каждого взрослого обучающегося есть собственная система ценностей, свои ожидания относительно процесса обучения, личная мотивация, свой социальный контекст. Взрослые избирательно реагируют на педагогические воздействия, готовы сделать осознанный запрос по поводу содержания и способов своего обучения и взять за это на себя ответственность. При этом обучение не является для взрослого человека основной деятельностью, оно рассматривается им как средство для разрешения жизненных и профессиональных проблем. Все вышеперечисленные особенности взрослых обучающихся свидетельствуют о том, что обучение взрослых – очень сложный процесс, который должен быть организован особым образом, с использованием богатого опыта обучающихся как источника обучения; с широким применением активных и интерактивных технологий обучения, обеспечивающих максимальную самостоятельность и активность взрослых при обучении.

В обучении посредством интерактивных технологий преобладает партнерский, диалоговый стиль общения обучающихся и преподавателей. Как отмечают специалисты (И. В. Ильина, Г. Н. Подчалимова, Т. И. Шамова), характерными чертами обучения взрослых являются «сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуальности специалиста, предоставление ему необходимой свободы для принятия самостоятельных решений в вопросе своего обучения, выбора содержания и способов учения, сотворчество обучающихся и обучающих» [4]. Обучающиеся могут выступать как носители нового содержания образования для своих коллег и преподавателей. Все эти характеристики процесса обучения взрослых способствуют широкому применению интерактивных технологий, форм и методов обучения. Кроме того, интерактивное обучение обеспечивает создание атмосферы, снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность. Исследования показывают, что взрослый человек «держится» за свои ценности, жизненные и профессиональные стереотипы до тех пор, пока на деятельностном уровне не осознает необходимости и продуктивности отказа от некоторых из них. Интерактивное обучение способствует активизации передового опыта, обмену знаниями и опытом, становлению нового профессионального мышления, приобретению конструктивной позиции в отношении нововведений, пробуждению чувства нового, творческому подходу к использованию чужого опыта, формированию критической самооценки собственной практики. [1, 2].

Интерактивные технологии обеспечивают процесс обучения, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Кроме того, интерактивное обучение основано «на прямом взаимодействии обучаемых с учебным окружением, учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта» [6].

Интерактивное обучение позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Обучение на основе интерактивных технологий помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; решает информационную задачу, развивает общие учебные умения и навыки, то есть обеспечивает решение обучающих задач; обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивные технологии развивают группы необходимых умений:

Рисунок 1 – Умения, формируемые интерактивными технологиями

Владение интерактивными технологиями способствует созданию целостного представления о профессиональной компетентности, её динамике и месте в реальной деятельности, помогает адаптации имеющихся знаний к новым обстоятельствам, целям и задачам. В современном образовательном процессе используются такие интерактивные технологии, как игротренинги, кейс-технологии, активные лекции, творческие мастерские, мастер-классы, «круглые столы», дискуссии, проектные семинары, интеллект-карты, информационные лабиринты, различные виды анализа ситуаций, ролевые и деловые игры, имитирующие профессиональные ситуации. К числу наиболее распространенных в дополнительном профессиональном образовании интерактивных технологий обучения относят групповую работу, в том числе и в малых группах. Попадая в условия коллективного обучения, педагог участвует в процессе организованного саморазвития своих коллег, помогая им в анализе их личных профессиональных затруднений и потребностей. Тем самым создается возможность для реального профессионального взаимодействия, в ходе которого способность к профессиональному саморазвитию формируется как интериоризированная функция социального взаимодействия.

Использование интерактивных технологий требует от учителя переосмысления форм и методов работы. Новые технологии дают высокий эффект обучения тогда, когда они подкреплены передовыми методическими приемами, которые позволяют передавать знания и опыт новыми средствами, основанными на совместной деятельности всех участников образовательного процесса, обмене идеями, способами действия. В психологии и методике разработаны специальные приемы интерактивных технологий для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно. Наиболее часто встречаются: «Мозговой штурм», «Карусель», «Два, четыре — вместе», «Мозаика», «Междусобойчик», «Совместный проект», «Аквариум», «Синтез идей», «Микрофон», «Метод ПРЕСС», «Обучая — учусь», «Выбери позицию», «Живая линия», «Большой круг» и многие другие. Перечисленные приёмы способствуют активизации мысленной деятельности обучающихся, учитываются их потребности, привлекается их личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, создаётся ситуация диалога, включающая в работу каждого.

В заключение следует подчеркнуть, что активное внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению профессионального мастерства преподавателей.

Литература:

1. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем. дидактики: Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров общеобразоват. школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Под ред. М. Н. Скаткина. – М., 1982.

2. Змеев С. И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2002.

3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. Проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

4. Методы эффективного обучения взрослых: Учебно-методическое пособие / Автор, кол.: Е. А. Аксенова, Т. Ю. Базаров и др. – Москва-Берлин, 1999.

5. Образовательные технологии в вузе: учеб. Пособие/ И. В. Руденко, Г. В. Ахметжанова [и др.]. – Тольятти: ТГУ, 2011.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

7. Библиографическое описание: Корнеева Ж. А. Влияние интерактивных образовательных технологий на профессиональную компетентность учителей [Текст] / Ж. А. Корнеева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.).  – Пермь: Меркурий, 2013. — С. 124-127.

Источник