Заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов рассказал «Газете.Ru» про образование в Крыму после присоединения к России: как будут учиться крымские школьники, почему будут закрыты филиалы украинских вузов и каким образом санкции могут дать толчок российскому образованию. По словам Каганова, на смену образовательных стандартов уже потрачены миллиарды рублей.
04.09.2014Заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов рассказал «Газете.Ru» про образование в Крыму после присоединения к России: как будут учиться крымские школьники, почему будут закрыты филиалы украинских вузов и каким образом санкции могут дать толчок российскому образованию. По словам Каганова, на смену образовательных стандартов уже потрачены миллиарды рублей.
– В чем было отличие между программами в российских школах и школах в Крыму?
– Что касается Крымского полуострова, то здесь традиционно уровень образования был выше, чем в большинстве регионов Украины. Достаточно много ребят приезжали сюда учиться. Но это мое личное впечатление: как-то специально уровень образования в Крыму мы раньше, естественно, не отслеживали. Вместе с тем оказалось, что крымские педагоги всегда внимательно следили за изменениями в российском образовании и пытались использовать наши лучшие подходы. Кроме того, уровень дополнительного образования в регионе нас приятно удивил: пожалуй, многие наработки крымчан могут стать примером и для лучших наших центров дополнительного образования. Например, широко известная Малая академия наук, Дворец детства и юношества в Севастополе, клуб юных моряков.
В то же время, пока российское образование уже четвертый год поэтапно внедряло новые образовательные стандарты, образование Украины развивалось в прежней парадигме. В инфраструктурной составляющей ощущалось явное недофинансирование. Требуются огромные ресурсы для ремонта, реконструкции, создания новых образовательных учреждений. Различия, конечно же, есть, но они преодолимы.
– Как будет происходить переход на российские федеральные государственные стандарты?
– Как я уже отмечал, наша начальная школа поэтапно, класс за классом переходила на новые образовательные стандарты. Но в Крыму и Севастополе нам придется сразу с первого по четвертый класс начать новый год по новым программам. Это, конечно, связано с серьезными трудностями, особенно для учителей второго, третьего и четвертого класса. Но другого варианта просто нет. Крымские педагоги все лето проходили переквалификацию. Их обучение будет проходить и дальше, в течение всего учебного года. Мы также рассчитываем на помощь педагогов из шефских школ России, которые будут советовать, делиться практическим опытом.
– Можно объяснить механизм перехода программ по математике, истории, литературе? Ведь раньше преподавалась история Украины, а теперь будет история России?
– Если в двух словах, то дело обстоит примерно так: каждый учитель формирует свою программу обучения на основе примерных программ, рекомендованных органами управления образования Республики Крым и города Севастополя, которые в свою очередь учитывают рекомендации Минобрнауки России. Каждый ученик и педагог получат новые учебники, а учителя также методические рекомендации и доступ к дистанционным образовательным ресурсам.
Что касается математики, то она, как говорится, и в Африке математика. Больших принципиальных отличий в методике преподавания пока не выявлено, тем более корни у нас общие – советская математическая школа. А вот программы по истории, литературе, русскому языку, обществознанию существенно отличаются.
Но на то он и учитель, чтобы учить. Думаю, какие-то темы, которые в российской школе изучались в предшествующих классах, крымским школьникам придется изучать дополнительно. Впрочем, разве у нас сейчас дети в девятом классе знают все, что они учили в шестом-седьмом классе? Но не будем забегать вперед – жизнь покажет. Уверен, что каждый из учеников и, конечно, система образования в целом только выиграют.
– Как будет вестись преподавание русского языка в крымских школах?
– Так же, как в любом другом регионе Российской Федерации. Хочу отметить, что практически все население Крымского полуострова говорит на русском языке не хуже, чем в любом другом регионе Российской Федерации.
– Как крымские школьники будут сдавать ЕГЭ через год? Ведь они находятся не в равных условиях с остальными российскими школьниками из-за того, что их программы поменяются.
– Кто готов – будут сдавать точно так же, как и во всех российских регионах.
– Будет ли ЕГЭ для крымских школьников в следующем году обязателен?
– Для крымчан и севастопольцев это будет в порядке добровольного решения. Высокие баллы ЕГЭ всем дают право поступать в самые престижные учебные заведения. Те же, кто выберет другой путь, будут поступать, как и в этом году – по упрощенной схеме. Но, разумеется, это уже будут вузы не первой десятки. Впрочем, в будущем наиболее талантливые студенты смогут перевестись на более престижные программы.
Севастополь. Выпускники Нахимовского военно-морского училища перед сдачей единого государственного экзамена
Севастополь. Выпускники Нахимовского военно-морского училища перед сдачей единого государственного экзамена
– Какие основные трудности были при подготовке Крыма к новому учебному году?
– Все, что происходит и произойдет до начала учебного года, – уникально. Никогда прежде нам не приходилось за такой короткий срок приводить в порядок инфраструктуру образования, обеспечивать сотни школ учебниками, готовить абсолютно всех преподавателей, формировать необходимую нормативную базу.
Это трудно, но не сделать этого было нельзя. И мы сделали. Вместе с правительством и работниками образования Крыма и Севастополя, при поддержке педагогов и населения, при ответственной работе издателей, институтов.
– Как проходила переподготовка учителей?
– В качестве оператора программы был выбран Федеральный институт развития образования. Под его руководством были приглашены лучшие преподаватели, в том числе из регионов России. По четкому графику были сформированы группы учителей. Мы со всех сторон слышали только положительные отзывы. В начале сентября мы готовим также повышение квалификации всех без исключения руководителей образовательных учреждений. Это важно, ведь роль руководителя в российской системе иная, чем в украинском образовании, – у нас больше полномочий и, следовательно, ответственности, выше требования к управленческим компетенциям.
– Сколько крымских учителей уволились после того, как Крым был присоединен к России? Были ли учителя, недовольные присоединением Крыма?
– Мне подобные факты неизвестны. Возможно, кто-то поменял место жительства и работу: у всех свои семейные обстоятельства, но абсолютное большинство готовится к новому учебному году. Тем более что зарплаты учителей Крыма и Севастополя поэтапно повышаются. Существует дорожная карта по повышению зарплат учителей. Она должна быть не меньше средней по региону, поэтому мы будем ее поднимать. К настоящему времени зарплаты крымских педагогов уже увеличились на четверть.
– А какие раньше были?
– Разные, в том числе и, если переводить на наши деньги, 4–6 тыс. руб.
– Сколько было потрачено денежных средств на то, чтобы Крым и Севастополь перешли на российские стандарты образования? На что конкретно они пошли?
– Счет идет на миллиарды рублей. Часть средств уже направлена в том числе на развитие инфраструктуры, на повышение зарплаты работникам образования. Например, только на повышение квалификации было направлено почти полмиллиарда рублей. В образование нужно вкладываться. Только тогда оно даст эффект.
– Расскажите про высшее образование в Крыму.
– Распоряжение о создании Крымского федерального университета уже подписано. В ближайшее время также будет создан и Севастопольский технический университет. КФУ вберет в себя семь вузов и семь научных организаций. На развитие этой образовательной организации в 2015–2019 годах уже выделено 5 млрд руб. То же самое будет и с Севастопольским техническим университетом – он также будет создан на базе семи университетов, и в этом случае будут предоставлены денежные средства в размере 2,5 млрд руб. Сейчас в Крыму порядка 18 тыс. студентов. Я думаю, их распределение будет таким: в Крымском федеральном университете – 12–15 тыс. учащихся, в Севастопольском – 5–7 тыс.
При этом часть филиалов вузов, чьими учредителями являются другие страны, в числе которых и Украина, прекратят свое существование. Качество образования там вызывает много вопросов.
Никто их, конечно, насильно закрывать не будет, но и финансово поддерживать тоже. Студенты при этом будут переведены в федеральный и технический университеты.
– То есть филиалы всех украинских вузов в Крыму будут закрыты?
– Я просто не вижу возможности их существования. Смотрите: их же кто-то должен финансировать, там кто-то должен учиться. Если ничего этого нет, то как вуз будет работать? Кроме того, у нас высшие учебные заведения могут вести свою деятельность, когда у них есть лицензия, аккредитация. В ином случае образовательная организация не сможет работать. К тому же у нас на территории России нет филиалов зарубежных вузов, нашим законодательством просто не предусмотрена возможность их существования. Поэтому профессора и студенты должны будут перейти в создаваемые федеральный и технический университеты.
– А что будет с русскими школами в Киеве? Вы как-то поддерживаете с ними отношения?
– Школа при российском посольстве продолжит работать. Вообще, конечно же, русские школы в украинской столице были всегда, и преподавание там велось на русском языке. Хочется, чтобы эти образовательные организации продолжили работу, но полную картину мы сможем увидеть только к 1 сентября. Это важно, ведь все-таки русский язык широко используется на Украине. Но сейчас по поводу русских школ в Киеве нам контактировать просто не с кем.
– Что будет с программой по развитию русского языка за рубежом?
– Такая программа тем более нужна в существующей политической обстановке. Ведь все, что происходит, происходит в том числе потому, что раньше никто не продвигал русскую культуру. Этим надо заниматься больше. Вот, например, с сентября запускается программа открытого образования: можно будет изучать русский язык на специальном портале под брендом «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина».
– А контакты Минобрнауки РФ с иностранными партнерами не были прерваны из-за политических событий?
– Могу сказать, что мои контакты, наоборот, укрепились. На самом деле все наши западные партнеры стесняются официально заявлять свою позицию, но в ходе рабочих встреч однозначно выказывают готовность продолжать сотрудничество. Недавно я был в Испании на подписании соглашения по усыновлению, и у меня были встречи с тремя министрами. Так вот: все они хотят продолжать совместную работу!
Ведь на самом деле большая политика и те слова, которые сказаны, чтобы понравится заокеанским коллегам, – это одно, а реалии жизни – совсем другое. Поэтому никакой изоляции мы не чувствуем. Все ректоры вузов, которые должны были приехать на Глобальный университетский саммит в апреле, приехали. Все дети, включая ребят с Украины, которые должны участвовать в олимпиадах, также приезжали. Так что ничего, кроме количества встреч на высоком уровне, не поменялось.
– Чем закончилась ситуация в Башкирии, где местный замминистра образования выпустил распоряжение проверить школьников и студентов из западных областей Украины, чтобы они не совершали провокаций?
– Здесь человек просто допустил ляпсус. Я думаю, что коллеги из Башкортостана взвесят уровень его компетенции с возможностью занимать такой высокий пост. Мне кажется, на данный момент ситуация исчерпана, мы свою позицию заявили. Надеюсь, башкирский случай обратит внимание чиновников самых разных уровней на вопрос составления документов и однозначности их содержания. Распоряжение Владимира Аристархова, конечно же, было дезавуировано.
– Затронут ли санкции каким-то образом образование Крыма? И в принципе образование?
– Санкции в первую очередь бьют по экономике. Но на сегодняшний день нет опасений, что это скажется на наших планах. Нет никаких посылов, что сократится финансирование образования. Возможно, будет сложнее рассчитывать на развитие каких-либо направлений, но кардинальных изменений не будет. Возможно, даже наоборот: поскольку будет развиваться импортозамещение, отечественная экономика получит мощный стимул к развитию – и у людей появится хорошая мотивация получать высокий уровень образования, чтобы впоследствии быть востребованными в своей стране. Я не говорю, что санкции – это хорошо, но пока говорить о каких-то ухудшениях нет оснований.