Экспертно-аналитические материалы

Опыт аккредитации экспертов и экспертных организаций в контексте образовательной системы Франции

Продолжаем серию экспертно-аналитических статей цикла «Опыт аккредитации экспертов и экспертных организаций в контексте образовательных систем различных стран»

18.11.2014

Продолжаем серию экспертно-аналитических статей цикла «Опыт аккредитации экспертов и экспертных организаций в контексте образовательных систем различных стран»

Среди всего многообразия систем оценки качества высшего образования, сложившихся в различных странах, можно условно выделить три модели: «английскую», «французскую» и «американскую». В основе первой модели — «английской» — лежит внутренняя самооценка вузовского академического сообщества. Эта модель функционирует, прежде всего, в Великобритании и странах Латинской Америки.

Вторая модель — «французская» — реализуется в тех странах, где имеются соответствующие государственные структуры, регулирующие развитие высшей школы. В частности, такая модель используется во Франции, скандинавских странах, Чехии, Латвии, Эстонии и других странах, где государственные органы формулируют цели оценки, определяют наиболее важные аспекты оценки, принимают решение в организации учебного процесса. Эта модель основана на проведении внешней оценки вуза посредством лицензирования, аттестации, аккредитации.

В Европе существуют два поколения аккредитации. Рассмотрим первое поколение, которое зародилось в 80-х годах во Франции с целью защитить качество высшего образования и сохранить некоторый контроль над вузами, после получения ими права на автономию. Для этой аккредитации характерны следующие качества:

С началом Болонского процесса в Европе начали быстро распространяться механизмы аккредитации. Особенность аккредитации как механизма обеспечения качества состоит в том, что базируется не на критериях, а на стандартах. Считается, что она в большей степени нацелена на достижение прозрачности и подотчетности, так как результатом аккредитации является присуждение вузу знака качества.

Следует подчеркнуть, что образовательная система Франции характеризуется значительным участием органов государственной власти в аккредитации образовательных программ, экспертов и экспертных организаций, участвующих в процессе аккредитации.

А вот особенностями системы аккредитации образовательных организаций во Франции являются:

1. Существенный контроль в организации и осуществлении аккредитационной деятельности со стороны государства.

2. Основные вопросы, связанные с аккредитацией образовательных организаций, решает Генеральная инспекция по образованию и науке (IGAENR), которая осуществляет инспекцию государственных услуг в сфере образования, и Генеральная инспекция образования (IGEN), которая занимается контролем качества высшего образования во Франции.

3. Генеральная инспекция по образованию и науке (IGAENR) и Генеральная инспекция образования (IGEN) находится в подчинении Президента и Министерства национального образования, которому направляется отчет о своей работе и о положении дел в сфере высшей школы по результатам обследования деятельности образовательных организаций.

4. Во Франции результаты университетских проверок и оценок широко публикуются и дают возможность не только государству, но и обществу судить об академическом уровне того или иного высшего учебного заведения

5. По результатам аккредитации те высшие школы, которые получили высокие оценки своей деятельности, имеют право выдавать особые дипломы, которые признаются во всех европейских странах.

6. В последние годы в системе аккредитации наблюдаются тенденции перехода от оценки, первоначально построенной на принципах централизации, к процессу самооценки образовательной организации.

В настоящее время, все большее число экспертов, изучающих проблему оценки качества высшего образования, склоняются к тому, что системы оценки, организованные самими университетами, это наиболее прогрессивные формы саморегуляции. А одним из механизмов, гарантирующих непрерывность совершенствования качества образования, является налаживание в университете эффективной схемы управленческих действий, которые устанавливают и поддерживают связи между следующими основными процессами: оценка — программа улучшения — реализация — оценка (так называемая «петля качества»). В данном контексте основной функцией оценивания становится не столько фиксация наличного состояния системы, сколько определение стратегии улучшения ее качества. А вузу требуется показать, что результаты оценки были использованы в качестве основы для постоянного самосовершенствования.

Так, при проведении самообследования высшей школы важным является выбор методов и средств сбора и оценки деятельности вуза. Среди наиболее используемых методов сбора данных можно выделить: опросы, интервью студентов и потенциальных работодателей, оценка работы преподавателей. А также, успеваемость студентов, обзоры учебных программ и изучение деятельности выпускников.

Во Франции аккредитация университетов и престижных школ осуществляется Национальным Комитетом по оценке качества, учрежденным законом от 24 января 1984 года. Этот закон дал административную, педагогическую, научную и финансовую автономию университетам.

В своей деятельности Комитет не зависит непосредственно от Министерства образования и других правительственных структур. Члены Комитета назначаются президентом страны, которому представляются отчеты по аккредитации.

Главной особенностью деятельности Комитета является то, что он занимается оценкой вуза в целом, а не его подразделений, учебных программ и соответствием уровня педагогической и научной квалификации персонала установленным требованиям.

Также, комитет систематически привлекает для проверки каждого вуза большое число экспертов, в том числе иностранных. Его задачей является регулярная (раз четыре года) оценка высших учебных заведений, находящихся в ведении Министерства образования и, в некоторых случаях, в ведении других министерств. Как правило, оценка вуза длится около года.

Обратим внимание на то, что комитет самостоятельно вырабатывает критерии оценки. Он принимает во внимание мнения экспертных групп, представляющих ту или иную дисциплину. При выработке критериев оценки профессионально ориентированного образования он прислушивается к мнению экспертов из социально-экономической среды. Итогом оценки становится публикация объемного доклада. На основании этого доклада, а также на основании оценок, выносимых контролирующими органами Генеральной Инспекцией по вопросам национального образования и научных исследований или Счетной палатой между вузом, государством и национальным Центром научных исследований заключается четырехлетний контракт, оговаривающий условия финансирования вуза и его обязательства.

Следует подчеркнуть, что эксперты ЮНЕСКО считают необходимостью для каждого государства создания такой системы аккредитации, которая могла бы привести к достижению хотя бы минимальной степени сопоставимости уровней образования и качества подготовки выпускников вузов. Поэтому критерий любой системы аккредитации (заметим, что понятие "сертификации", даже в отношении образовательных профессиональных программ, отсутствует) должны быть прозрачными, релевантными, надежными, действенными в течение длительного времени и позволят получить ответы на следующие вопросы:

Рассмотрим деятельность Международного центра педагогических исследований CIEP, город Севр, (Франция). Созданный в 1945 году и ставший с 1987 года государственным учреждением национального уровня, Международный центр педагогических исследований CIEP получил признание во Франции и за рубежом благодаря своей компетентности в области экспертизы, образования, оценки знаний, а также благодаря работе научной мысли в сфере международного сотрудничества в образовании.

Это государственное учреждение, подведомственное министерству образования и тесно связанное с многочисленными партнерами: французскими государственными и частными организациями, а также с крупными международными инвесторами.

Два главных направления деятельности Международного центра педагогических исследований: способствовать признанию ценности французских экспертных знаний за рубежом, участвовать в мероприятиях по повышению привлекательности Франции и по приданию ее системе образования международного характера.

Две сферы деятельности Центра: образование (общее, профессиональное и высшее образование, признание дипломов) и языки (французский язык, иностранные языки). А также сертификация и оценка.

Для проведения своих мероприятий Международный центр педагогических исследований CIEP опирается на сеть французских и международных экспертов и партнеров, а также на знания и опыт своих 240 сотрудников.

Для поддержки проводимых мероприятий Центр располагает научно-информационными структурами: службой приема иностранных делегаций, центром документальных ресурсов и журналом под названием «Севрский международный образовательный журнал» (Rеvueinternationaled’educationdeSevres). В качестве центра международных семинаров, CIEP принимает и организует коллоквиумы и конференции, посвященные современным проблемам образования.

Процесс аккредитации экспертов и экспертных организаций во Франции рассмотрим на примере деятельности Генеральной инспекции образования (IGEN), которая занимается контролем качества образования во Франции, и Генеральной инспекцией по образованию и науке (IGAENR), которая осуществляет инспекцию государственных услуг в сфере образования.

Генеральная инспекция образования (IGEN) является инспекционной службой, которая отчитывается перед Министерством национального образования Франции.

Генеральная инспекция по образованию и науке (IGAENR) входит в структуру Министерства высшего образования и научных исследований, выполняя функции сертификации и контроля качества высшего образования во Франции.

Также, наряду с IGEN и IGAENR во Франции действуют международные аккредитационные и экспертные организации.

Целью деятельности Генеральной инспекции образования (IGEN) является контроль качества предоставляемых образовательных услуг, подготовка и аккредитация экспертов для проведения мониторинга и аккредитации образовательных организаций.

А целью деятельности Генеральной инспекции по образованию и науке (IGAENR) - сертификация и контроль качества высшего образования во Франции.

IGAENR осуществляет контроль образовательной деятельности и научных исследований, проводит сбор информации, консультации, осуществляет оценку деятельности образовательных организаций, в том числе в вопросах управления и использования финансовых средств, в том числе государственных, выделяемых организациям, работающим в сфере образования и научных исследований.

В состав IGEN входят около 160 чиновников во главе с деканом. Он назначается приказом министра образования.

IGEN назначает комиссии для проведения всесторонней инспекции и аккредитации образовательной организации. Каждая комиссия возглавляется куратором и включает в себя представителя проверяемой образовательной организации.

Эксперты IGAENR выбираются из числа руководителей образовательных организаций, гражданских администраторов, работников секретариатов образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций. Руководитель  IGAENR назначается сроком на пять лет.

IGEN входит в структуру Министерства национального образования и имеет достаточно широкие полномочия в части сбора информации, консультирования и оценки образовательных организаций.

Эксперты IGEN утверждаются Министром образования на конкретные должности по проведению соответствующих экспертиз. Экспертом IGEN могут быть старшие преподаватели и профессора образовательных организаций. IGEN возглавляется Генеральным инспектором по образованию.

Отметим, что в компетенцию экспертов входят:

проверка и оценка персонала управления Министерства национального образования;

разработка и реализация учебных программ, в том числе в подготовительных классах, в процессе анализа и распространения образовательных практик;

участие в формировании кадровой политики и повышения квалификации работников образования;

проведение проверок в местных органах власти, которые курируют деятельность образовательных организаций.

Эксперты IGAENR утверждаются на должность Министром Министерства высшего образования и научных исследований. В их функции входит аудит деятельности образовательных организаций, контроль за уровнем подготовки и компетенций работников, которые участвуют в управлении персоналом образовательных организаций, ими предлагаются рекомендации по формированию кадровой политики, подготовки и оценки деятельности  образовательной организации. 

В заключение отметим, что на Берлинской конференции 2003 года аккредитация была признана в качестве необходимого параметра деятельности систем обеспечения качества. Реформа повысила значимость системы аккредитации. Это не только признание со стороны государства права вуза на выдачу национальных дипломов, но и признание права вуза самостоятельно определять содержание образования по всем направлениям, ведущим к получению национальных дипломов. Система аккредитации стала гарантом обеспечения академической свободы вузов и сохранения «национальной рамки» дипломов.