Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Личный кабинет
Экспертно-аналитические материалы

Анализ практической части организации деятельности учителей-предметников в условиях реализации моделей государственно-общественного управления образованием при организации целенаправленного взаимодействия образовательного сообщества и общественности

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (проект «Создание условий по распространению моделей государственно-общественного управления образованием, включающих учителей-предметников в процессы управления образовательной организацией») был проведен анализ практики организации деятельности учителей-предметников

05.06.2015

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (проект «Создание условий по распространению моделей государственно-общественного управления образованием, включающих учителей-предметников в процессы управления образовательной организацией») был проведен анализ практики организации деятельности учителей-предметников в условиях реализации моделей государственно-общественного управления образованием по 9 федеральным округам РФ на предмет  выявления того, как взаимодействуют социальные партнеры объединения учителей-предметников и образовательные организации (далее – ОО) в развитии учебно-материальной базы, информационного обеспечения социального партнерства, в освоении способностей, необходимых для работы с людьми, способностей понимать сложность всей организации в целом и место в ней конкретного исполнителя определённых функций, а также способности действовать в соответствии с целями и миссией организации.

Обеспечение взаимодействия консолидированных социальных партнеров - ассоциаций (объединений) учителей-предметников и образовательных организаций

Опытная модель государственно-общественного управления образовательной организацией в Воронежской областиЦентрального Федерального округа имеет свои особенности. Наиболее распространенная модель государственно-общественного управления образованием в Воронежской области структурирована таким образом, что ключевым, системообразующим звеном используемых элементов механизма государственно-общественного управления является Совет образовательной организации. Советы образовательных организаций инициируют проведение независимой экспертизы оценки качества обучения учащихся (гимназия им Кольцова, г. Воронеж), создают комиссии по профессиональной этике педагогов (средняя школа №55, г. Воронеж), принимают решение по вопросу охраны учреждения в рамках действующего законодательства Российской Федерации, принимают необходимые меры, ограждающие администрацию и педагогических работников от необоснованного вмешательства в их профессиональную деятельность, принимают участие в подготовке публичного доклада учреждения. Таким образом, перечень полномочий некоторых Советов указывает тесное взаимодействие социальных партнеров - ассоциаций (объединений) учителей-предметников и образовательных организацийс общественностью в рамках существующих моделей государственно-общественного управления образованием в Воронежской области.

В моделях государственного общественного управления образованием Северо-Западного федерального округа примером эффективной организации деятельности учителей-предметников в условиях реализации моделей государственно-общественного управления образованием при организации целенаправленного взаимодействия образовательного сообщества и общественности является практика Грязовецкого муниципального района.

В предложенной модели государственно-общественного управления новой структурой является Совет по развитию образования Грязовецкого муниципального района и Общественные органы управления образованием. В рамках модели предполагается деятельность районного методического Совета, в который входят руководители районных и межшкольных методических объединений учителей - предметников, руководители ОО и их заместители, руководители учебно-методических площадок, специалисты Управления образования и БУ «Центр обеспечения деятельности ОО» и районная конференция педагогических работников системы образования Грязовецкого муниципального района. Содержание деятельности модели обеспечивает взаимодействие консолидированных социальных партнеров - ассоциаций (объединений) учителей-предметников и образовательных организаций. Конференция педагогических работников обеспечивает осуществление самоуправленческих начал, развитию инициативы педагогических работников, реализации прав автономии образовательных учреждений в решении вопросов, способствующих организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности, расширению коллегиальных, демократических форм управления и воплощения в жизнь государственно-общественных принципов управления.

В Южном Федеральном округе данное направление эффективно реализуется в деятельности муниципальной системы образования г. Краснодара.

Реализация компонента структурно-функциональной модели общественно-государственного взаимодействия в процессе управления развитием муниципальной системы образования г. Краснодара направлена на формирование нормативной и методической базы для развития общественного участия в управлении образованием. Разработанные походы, и оказаная помощь 36 школам Прикубанского внутригородского округа по подготовке нормативной базы для участия родителей в управлении образовательным учреждением и Правила обращения граждан в Управление по делам образования г. Краснодара и Инструкции о порядке работы с обращениями граждан, разработанное Примерное положение о муниципальном государственно-общественном совете по развитию образования при Прикубанском внутригородском округе обеспечивает взаимодействие социальных партнеров - ассоциаций (объединений) учителей-предметников и образовательных организаций с общественностью.

Педагогическое самоуправление в системе государственно-общественного управления лицеем № 8 г. Ставрополя [6] представляет пример эффективного управления и повышения роли педагогических объединений. Составной частью общей системы школьного самоуправления является самоуправление педагогического коллектива. В систему органов самоуправления входят: педагогический совет (высший  орган  самоуправления педагогов в школе), методический совет, методические объединения учителей, малые педсоветы, творческие  проблемные микрогруппы, аттестационная и другие комиссии педагогов. Высшим органом педагогического самоуправления является педсовет-высший постоянно действующий орган самоуправления педагогического коллектива. Педагогический совет проходит в различных формах: открытая трибуна, мастер – классы, педсоветы с мотивационной и рефлексионной интеграцией.

Творческие проблемные микрогруппы учителей-предметников организуются для решения определенных тематических и проблемных задач. Они работают на основе Положения о творческих и проблемных микрогруппах, и создаются по инициативе педсовета, методического объединения, утверждаются приказом директора.

Большую работу в лицее проводит методический совет, который является коллективным профессиональным совещательным органом. В его состав входят наиболее квалифицированные, опытные, неравнодушные к своему делу, творчески работающие учителя, администрация.

Этот орган педагогического самоуправления координирует усилия всех подразделений школы. Он осуществляет непосредственное управление методической работой: организует работу по повышению научно-теоретического уровня и методического мастерства педагогов, анализирует  ход  и результаты опытно-экспериментальной работы, работает над совершенствованием учебно-воспитательного процесса.

На своих заседаниях Совет рассматривает и согласовывает экзаменационный материал, материал школьных олимпиад, предметное тематическое планирование, авторские программы. Членами Совета разработаны циклограмма и план работы педколлектива по обеспечению преемственности начальной и основной школ, комплексно-целевая программа «Одаренные дети», организуются методические недели Исследовательская работа Совета позволяет выявлять затруднения, недостатки в деятельности учителей, классных руководителей и вырабатывать программу регулирования и коррекции деятельности педколлектива.

Под руководством Совета в лицее работают предметные научно-методические объединения: учителей гуманитарного цикла, учителей естественного цикла, математического цикла, учителей начальных классов, учителей иностранного языка.

Повышение роли социальных партнеров - ассоциаций (объединений) учителей-предметников в развитии учебно-материальной базы на основе согласованных требований к материально-техническому и кадровому обеспечению образовательных программ, основанных на компетенциях

Развитие профессиональных сообществ в Приволжском ФО: сетевых сообществ учителей-предметников, сетевых центров повышения квалификации, ресурсных информационных центров обеспечивает научно-методическое сопровождение педагогов и распространение инновационного опыта школ и лучших учителей, служит стимулом в деятельности педагогов.

Примером эффективного взаимодействия социальных партнеров - ассоциаций (объединений) учителей-предметников и образовательных организаций является государственно – общественное управление в МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа», республика Марий Эл, которое представлено в рамках модели социального партнёрства, инициаторам которого является школа. В школе создан Совет, в который на равных партнёрских отношениях входят представители общественности- родители, руководители предприятий и организаций, социальные партнёры, которые предоставляют свои ресурсы для реализации интересных для них школьных проектов, что позволяет реализовывать ряд программ по взаимодействию учителей-предметников и образовательных организаций в развитии учебно-материальной базы  в рамках таких проектов: Программа по построению образовательного пространства в условиях непрерывного этноэкологического образования, программа «Ход конём» и программа «Бренд». Поиск социальных партнёров позволил расширить территорию социального взаимодействия и привлечь ряд организаций: Республиканский детско–юношеский центр «Роза ветров», Дом детского творчества п. Советский, МарГТУ, факультет лесного хозяйства и экологии, Министерство лесного хозяйства республики, Советское Лесничество, туристическая фирма «Верховой круиз» и др.

Также в Воронежской области популярными являются модели государственно-общественного управления образованием, системообразующим элементом которой является Общественный совет, функционирующий на муниципальном уровне в Аннинском, Терновском, Кантемировском, Новохоперском, Бобровском, Богучарском, Лискинском районах. Особенностью данной модели является отсутствие чёткой регламентированной структуры состава Общественного совета. Водних Общественных советах в составе основными членами являются председатели управляющих советов общеобразовательных учреждений, в других – представители общественных организаций, в-третьих – широко представлены дошкольные образовательные учреждения или учреждения дополнительного образования.

Общественный Совет ведет активную работу по поддержке и привлечению внимания общественности к проблемам образования, ежегодно проводится конкурс «Народный учитель Рамонского района», по итогам которого Общественный совет на основании положения осуществляет премирование лучших учителей - победителей конкурса.

Опыт организации деятельности учителей-предметников в образовательных организациях Ярославской области показывает, что модель, системообразующим звеном которой является Управляющий совет, отвечает принципам государственно-общественного управления и обеспечивает повышение роли объединений учителей-предметников в развитии учебно-материальной базы. Приоритеты деятельности управляющих советов в Ярославской области выстраиваются в следующей градации: контроль административных решений менеджмента ОО – участие в коллегиальных обсуждениях вопросов разработки образовательной программы и программ развития – консультативная помощь отдельных представителей родительской общественности в профильных для них вопросах (бизнес практика, юридическая помощь) – участие (по приглашению специалистов ОО) в образовательных событиях ОО – поддержка тех или иных инициатив через письменное согласие, голосование и т.п.

Следует признать наиболее успешными долгосрочные проекты ОО (3 и более лет), нацеленные на становление безопасной среды в сфере влияния ОО (дворы, спортивные площадки), акции экологического и просветительского характера (фестивали семейной книги, дни природы), творческой и общекультурной направленности (краеведческие экспедиции детей и взрослых, народные театры, музеи, хоры), спортивные праздники по месту жительства, смотры прикладных ремесел инициаторами и организаторами которых, в большинстве случаев выступают учителя-предметники.

Успешность развития системы образования в Северо-Западном федеральном округе следует определена разработкойстратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020гг. «Петербургская Школа 2020» Стратегическое направление «Открытая школа» включает потенциальные ресурсы, которые может использовать система образования Санкт-Петербурга в целях реализации государственных задач и общественного запроса на развитие качества образования. Разработка Концепции развития ГОУ образования в Санкт-Петербурге связано с построением новой образовательной среды с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного партнерства; разработкой новых технологических моделей развития образования за счет взаимодействия с бизнесом, наукой, искусством, политикой; развитием форм общественного участия в управлении образованием и поддержкой общественно-педагогической инициативы. Концепция создает условия для эффективного взаимодействия субъектов государственных, образовательных и общественных структур, обеспечивающих соблюдение интересов человека, общества и государства в сфере образования.

Повышение роли социальных партнеров - ассоциаций (объединений) учителей-предметников в развитии учебно-материальной базы на основе согласованных требований к материально-техническому и кадровому обеспечению образовательных программ достигается посредством учреждения общественной организации «Организация родительской общественности школы». В Устав Организации родительской общественности внесены задачи, связанные с:

• содействием образовательной деятельности;

• укреплением материально-технической базы школы;

• представлением интересов членов Организации, учащихся и учителей-предметников в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями;

• участием в определении порядка премирования работников и учащихся школы за успехи образовательной деятельности;

• осуществлением мероприятий, направленных на поддержку и развитие деятельности школы;

• обобщением и распространением передового отечественного и зарубежного опыта государственно-общественного соуправления образованием;

• направлением оказания организационно-методической помощи коллективам родителей классов.

Широко известен опыт социального партнерства образовательных организаций Советского округа г. Омска с холдинговой промышленной компанией «Акция», в результате которого разработано и реализовано восемь социально значимых проектов, инициатором которых выступила сама компания. Наиболее яркими являлись «Учитель XXI века», акции «Победа» (к 60-летию Победы), «Школьный ремонт», «Мое образование – национальный проект». Инициируя проекты, компания предъявляет заказ на качество образования, как заинтересованный в притоке квалифицированных рабочих кадров социальный партнер, повышая роль профессиональных объединений учителей в развитии учебно-материальной базы. Участие в конкурсах учителей-предметников подтверждает результативность мероприятий гражданских институтов.

Анализ практики ГУО в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского района выявил работу 20 Управляющих советов, в состав которых входят представители родительской общественности, социума, педагоги, учащиеся, представители сельских поселений, депутаты Думы Ханты-Мансийского района, участковые уполномоченные полиции. Повышение роли объединений учителей позволяет влиять на решения о критериях стимулирующей части в новой системе оплаты труда, о поощрении талантливых и демонстрирующих высокие достижения педагогов, руководителей образовательных учреждений и др. В соответствии с действующим законодательством в общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского района реализуются различные модели государственно-общественного управления на уровне общего образования. Функционирует муниципальный общественный совет по развитию общего образования Ханты-Мансийского района (утверждён  Постановлением Главы Ханты-Мансийского района от 24.10.2011 № 6 «О муниципальном общественном совете по развитию  общего образования Ханты-Мансийского района»).На заседаниях Совета, в которых принимают участие педагоги-предметники, рассматриваются вопросы состояния финансово-хозяйственной самостоятельности ОО района, привлечения государственно-частного партнёрства по вопросам общего образования, системы трудового воспитания подростков и молодёжи на территории Ханты-Мансийского района, реализации совместных инициатив с учреждениями социальной сферы.

Активное участие учителей в составе муниципального общественного совета по развитию общего образования Ханты-Мансийского района способствует:

• информированию общественности об основных результатах деятельности (на сходах граждан в 25 населённых пунктах);

• увеличению степени участия представителей Управляющих советов общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского района в проведении государственной итоговой аттестации в качестве общественных наблюдателей (составляет 100%);

• взаимодействию Управляющих советов с общественными и религиозными организациями в реализации концепции духовно-нравственного воспитания;

• реализацию системы образования в части развития технического образования.

Развитие информационного обеспечения социального партнерства в целях повышения доступности образования; освоения технических умений (способность использовать знания, методы, технику и оборудование, необходимые для выполнения специфических заданий)

Анализ взаимодействия Общественного фонда и образовательного учреждения на примере работы ГБОУ РМЭ «ЛицейМегатех» и Общественного фонда поддержки и развития лицея Мегатех (Приволжский ФО) демонстрирует положительные результаты работы учителей-предметников в развитии информационного обеспечения социального партнерства и освоения технических умений. Сотрудниками Лицея - творческими энтузиастами-учителями-были созданы концептуальные основы всех направлений работы Лицея, Программа развития лицея, вэб - сайт лицея, атрибутика и концепция воспитательной работы, материальная база Лицея.

Заслуживает внимания опыт совместной деятельности Управляющего совета ГБОУ Республики Марий Эл «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т. В.». С целью развития информационного обеспечения социального партнерства в целях повышения доступности образования учителя предметники сотрудничают с представителями СМИ, разрабатывая и принимая участие в телевизионных проектах «Ни пуха или пробный экзамен», «Обыкновенное чудо», способствуя освещению в СМИ мероприятий гимназии. Совместная деятельность учителей гимназии с представителями общественности способствует формированию способности понимать структуру образовательной организации в целом и место в ней конкретного исполнителя определённых функций, а также способности действовать в соответствии с целями и миссией организации

Реализация перечисленных выше направлений осуществляется в рамках развития государственно-общественного управления образованием в региональной системе образования Ярославской области. Управляющие советы ОО Ярославской области выполняют такие задачи как:

• создание сети образовательных организаций – модельных площадок, позволяющих проводить экспериментальную работу, оценку эффективности новых технологий государственно-общественного управления и обучение (повышение квалификации) работников образования;

• осуществление обучения (повышения квалификации) работников образования с привлечением ведущих российских ученых,

• проведение научно-практических конференций, материалы которых должны дать описания эффективного опыта государственно-общественного управления;

• широкое освещение деятельности стажировочной площадки, модельных площадок и эффективного опыта государственно-общественного управления в СМИ;

• осуществление закупок оборудования, необходимого для деятельности стажировочной площадки и проведения обучения работников образования;

• организация методической, технической, информационной и организационной поддержки внедрения эффективных моделей государственно-общественного управления образованием [7].

В рамках развития государственно-общественного управления образованием в региональной системе образования Ярославской области, в рамках федерального проекта «Создание федеральной сети подготовки участников органов общественно-государственного управления» в 2010 году 27 представителей общеобразовательных учреждений города прошли обучение по модульному учебному курсу «Обучение общественных управляющих». Обучение осуществляла региональная группа тьюторов, в состав которой вошли директора и заместители директоров школ города, в которых Управляющие советы действуют не первый год и имеют результаты.

Современная система управления образованием Крымского Федерального округа изменяется по нескольким направлениям, среди которых следует выделить одно существенное изменение, характеризующее переход к государственно-общественному управлению образованием Крымского Федерального округа, - создание негосударственных структур, расширяющих возможности государственных (и муниципальных) школ в выборе путей своего ресурсного обеспечения (центры образовательных технологий, ресурсные центры, фонды и другие структуры по поддержке образовательных инициатив и т.п.).

Анализ практической части организации деятельности учителей-предметников в условиях реализации моделей государственно-общественного управления образованием при организации целенаправленного взаимодействия образовательного сообщества и общественности показал, что на локальном уровне внедрение и развитие управляющих советов образовательных организаций или профессиональных общественных организаций, связаны с проблемами отсутствия реального наделения правами и полномочиями. Не всегда руководители образовательных организаций понимают пользу коллегиальных органов управления образованием и используют ресурсы учителей-предметников в управлении образовательной организацией.

В рамках проведенного анализа материалов, находящихся в открытом доступе в сети Интернет по 9 Федеральным округам, выделены основные причины отсутствия результатов, подтверждающих организацию деятельности учителей-предметников в условиях реализации моделей государственно-общественного управления образованием. Рассмотренные примеры относятся к практическим материалам, определяющим базу настоящего опыта в период последних 5-10 лет.

Практический опыт субъектов Российской Федерации подтверждает отсутствие актуальной нормативно-правовой базы, включающей изменения в системе государственно-общественных отношений в сфере образования после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, а также актуальность обучения руководителей и лидеров различных форм общественного соуправления основам современного государственно-общественного управления в новых условиях.

Поэтому в целях активизации распространения моделей государственно-общественного управления на всей территории Российской Федерации целесообразно обеспечить проведение комплекса мероприятий, способствующих повышению эффективности работы учителей-предметников в роли полноправных участников государственно-общественного управления образованием.

Козырева Елена Юрьевна, ООО «МИК», .