Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Экспертно-аналитические материалы

Анализ практик по расширению общественного участия в управлении образованием

В условиях осуществления набирающих темпы и расширяющих масштабы процессов модернизации российской системы образования в качестве одной из важнейших предпосылок успешности этих процессов все более активно выступает расширение и развитие общественного участия в управлении образованием, в реализации основных направлений его модернизации.

14.11.2015

В условиях осуществления набирающих темпы и расширяющих масштабы процессов модернизации российской системы образования в качестве одной из важнейших предпосылок успешности этих процессов все более активно выступает расширение и развитие общественного участия в управлении образованием, в реализации основных направлений его модернизации.

Развитие образования в условиях модернизации обусловило необходимость обеспечения, во-первых, открытости образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, перехода от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия.

В итоге все эти факторы и условия ориентируют государство и общество на организацию государственно-общественного управления образованием, его демократизацию и гуманизацию.

Внедрение инноваций в образовательных организациях в рамках государственно-общественного управления образованием сегодня становится не просто желаемым, но и обязательным условием для успешной и эффективной деятельности школ. Однако чтобы грамотно определить потенциал и спрогнозировать результат изменений необходимо привлечение общественности. Именно такая практика привлечения общественности к оценке внедрения инноваций  реализуется в лицее №144 Санкт-Петербурга.

Инновационные процессы, происходящие в современном образовании, по всей сути носят проблемный характер. Всякое начинание трудно и противоречиво. Мир меняется, а вместе с ним изменяется  и образование, если не по своей сути и назначению, то в качестве системы и социальной сферы.

Социокультурная ситуация в современной России характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. Нововведение в образовании одновременно являются и результатом и эффективным способом, и средством развития образовательных организаций и общества в целом.

В связи с вышесказанным нужно повышать внимание к проектированию инноваций на уровне школ, более широко использовать общественную экспертизу, уверены в ГБОУ лицей №144 Санкт-Петербурга.

Именно с учетом этого принципа ведется работа Попечительского Совета лицея, что позволяет повысить эффективность работы образовательной организации, в том числе в рамках государственно-общественного управления образованием.

Успешность такого подхода была отмечена на Всероссийском конкурсе лучших практик в сфере государственно-общественного управления образованием (ГОУО), где ГБОУ лицей №144 (Санкт-Петербург) стал победителем в номинации «Лучшая практика работы Попечительского Совета образовательной организации».

Данный Конкурс проводился в рамках проекта «Распространение лучших практик в области государственно-общественного управления образованием на региональном и муниципальном уровне» в целях активизации и популяризации деятельности органов государственно-общественного управления образованием (ГОУО).  Мероприятие проводилось ООО «Консалтинг и менеджмент» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации. 

Модель практики по оценке эффективности деятельности лицея Попечительским Советом образовательной организации, разработанная в ГБОУ СОШ №144 Калининского района Санкт-Петербурга, предполагает внедрение системы самообследования с применением инструментария самооценки.

При разработке технологии внедрения инновационного продукта учитывались принципы согласованности между школьными стратегиями и практикой в сферах, признаваемых и осознаваемых местным сообществом, которое заинтересовано в качестве работы образовательной организации.

Технологичность процесса по оценке эффективности деятельности образовательной организации обеспечивают Концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге, Программа развития лицея №144 на 2011-2015 годы с перспективой до 2020 года, а также локальные нормативно-правовые акты.

Инновационный аспект опыта лицея заключается в том, что в систему оценки эффективности деятельности образовательной организации активно включаются органы ГОУО.

В лицее созданы условия для работы органов внутришкольного самоуправления. Особое место в системе государственно-общественного управления образованием лицея отводится Попечительскому Совету.

Попечительский Совет лицея участвует совместно с администрацией школы в выработке стратегии развития образовательной организации, контролирует реализацию программ образования и использования бюджетных средств, связи с общественностью.

Попечительский Совет содействует объединению усилий организаций и граждан в осуществлении финансовой, материальной и иных видов поддержки лицея. В том числе, содействует формированию финансового фонда лицея, совершенствованию его материально-технической базы, а также улучшению условий деятельности обучающихся и труда работников. Он участвует в формировании заказа на виды и уровни образовательных услуг, предлагаемых обучающимся, в независимой оценке эффективности деятельности, организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий, а также развитию международных связей школы. Кроме того Попечительский Совет лицея содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательной организации и оказывает помощь нематериального характера (интеллектуального, правового, культурного, информационного и т.п.).

Сферами наиболее эффективного сотрудничества попечителей и педагогов школы являются: софинансирование образовательной деятельности, контроль эффективности образования, внеклассная и внешкольная воспитательная работа, обсуждение проблем содержания образования, формулирование социального заказа, решение проблем «трудных» детей или детей, нуждающихся в поддержке, представительство школы перед государственными органами, сотрудничество с фондами и иными финансовыми организациями.

Как отмечает директор лицея №144 Санкт-Петербурга Вера Князева, опыт показывает, что на рынке образовательных услуг выигрывают школы, которые сформировали структуры ГОУО и обеспечивают открытость образовательной системы – постоянную внешнюю оценку, «взгляд со стороны» и активно участвуют в развитии и решении проблем образовательной организации. Попечительский Совет лицея ежегодно представляет публичные доклады о своей деятельности, а также отчёты по результатам участия в оценке эффективности деятельности лицея наряду с другими участниками: педагогическим советом, общешкольным родительским комитетом, ученическим советом.

Инновационные практики Попечительского Совета по оценке эффективности деятельности образовательной организации, представляемые лицеем No144 Калининского района Санкт-Петербурга, особенно актуальны в современных условиях развития образования.

Организация деятельности

В Попечительский Совет лицея могут войти родители учащихся, но не все, а лишь подготовленные к подобной деятельности. По приглашению членов Попечительского Совета в его состав могут быть включены представители организаций, объединений, граждан, оказывающих образовательной организации постоянную финансовую, материальную, правовую, организационную, информационную и иную помощь.

Для организации деятельности Попечительского Совета в лицее созданы комиссии: финансовая, учебно-воспитательная, по организации социального партнерства и международному сотрудничеству, культурно-массовая, по организации здоровьесбережения учащихся, по связям с общественностью и исполнительными органами государственной власти, ревизионная. Заседания Попечительского Совета проводятся не реже 4 раз в год.

За период работы в лицее Попечительского Совета с его подачи или при его участии в школе принято 79 нормативных документов. В их числе Программы развития и образовательные программы лицея. А также положения о системах оценки качества образования, эффективности деятельности классных коллективов, о комиссии по урегулированию споров и применению к учащимся мер дисциплинарного взыскания, о проведении конкурсов.

Оценка эффективности

Целью инновационной практики Попечительского Совета по оценке эффективности образовательной организации в условиях развития государственно-общественного управления образованием является обеспечение стратегии развития лицея как самообучающейся организации

В число основных задач инновационной практики Попечительского Совета входят: разработка технологии по оценке эффективности деятельности и её применение в системе деятельности Совета, обеспечение эффективного скоординированного партнёрства всех участников образовательных отношений, заинтересованных в результатах образования, по оценке эффективности деятельности образовательной организации. А также подготовка рекомендаций по внедрению технологии оценки эффективности деятельности школы в условиях ГОУО.

Реализации Попечительским Советом практики по оценке эффективности деятельности лицея осуществлялась в три этапа.

На первом этапе – в 2012-2013 годах были разработаны и приняты документы Попечительского Совета по оценке эффективности деятельности образовательной организации, согласованы мероприятия, отработана модель оценки.

На втором этапе, в 2013-2015 годах – велось внедрение разработанных практик, мониторинг и корректировка.

На третьем этапе в 2015 году – произведен анализ результатов, оценка эффективности, организация обсуждений по результатам реализации и отработка продолжений.

Для организации инновационной практики ГОУО по оценке эффективности деятельности образовательной организации Попечительский Совет использует определённый алгоритм.

В качестве первого шага формируются организационные структуры Попечительского Совета для проведения оценки эффективности – проводятся организационные мероприятия, определяются цели и задачи, для достижения которых будут использоваться результаты оценки эффективности деятельности.

Затем утверждаются показатели и критерии исследовательской оценки эффективности – определяются структурные блоки, показатели и критерии оценки. План оценки обычно состоит из пяти частей: описание программы анализа данных, цель оценивания, сроки оценки, бюджет. Готовится перечень исследуемых материалов, диагностических методик, эксперты осваивают технологии оценки эффективности деятельности лицея.

На следующем этапе оценивается эффективность деятельности лицея. Эту работу выполняют эксперты, которым администрация оказывает максимальное содействие. Экспертиза традиционно предусматривает собеседование с руководителем образовательной организации, его заместителями, которые могут представить свое видение особенностей школы, состояния и перспектив развития, раскрыть особенности общественного заказа, учитываемые при построении образовательного процесса. Экспертная комиссия в ряде случаев может проводить анкетирование родителей и учащихся. При этом не должны нарушаться правила проведения такого рода опросов. Конфиденциальная информация, получаемая по анонимным анкетам, должна поступать напрямую в комиссию, ни сотрудники школы, ни члены Попечительского Совета не могут претендовать на ее предварительную расшифровку, хотя получить разъяснение по отдельным вопросам возможно. Еще одной задачей является обеспечение прозрачности и открытости экспертизы. Вмешательство членов Попечительского Совета в работу экспертной комиссии нежелательно.

По результатам экспертизы готовится аналитический отчёт. Он предназначен для больших общественных групп, а не только для представителей администрации или профессионального сообщества. Отлаженный процесс исследований и представление их результатов в отчетах способствует формированию представления о значении образования для развития конкретных школ и учащихся. Регулярная подготовка и публикация отчетов позволяет провести оценку выбранной политики и мотивирует школьные коллективы к улучшению своей работы. Общественный анализ работы школ помогает ответить на вопросы: в чем проблемы и факторы успеха, что происходит в школе, что помогает ей достигать прогресса и другие.

Готовый отчет оформляется и тиражируется, по его итогам готовится презентация с результатами оценки для представления общественности.

Результативность

В результате внедрения данной инновационной практики работы Попечительского Совета лицея №144 можно отметить повышение эффективности деятельности школы за три последних года, расширение форм сотрудничества с органами управления и местным сообществом. В практику деятельности Попечительского Совета внедрены региональные модели и технологии ГОУО. Также расширился спектр социальных инициатив по благоустройству и материально-техническому оснащению образовательного процесса, повысилась информационная открытость лицея, увеличилась доля внебюджетных средств в структуре бюджета лицея.

Все это только подтверждает перспективность внедрения инновационных практик в сфере государственно-общественного управления образованием в образовательных организациях.

(по материалам ГК от 11 ноября 2014 года № 08.018.11.0096 на выполнение работ (оказание услуг) по проекту «Распространение лучших практик в области государственно-общественного управления образованием на региональном и муниципальном уровне», Исполнитель - ООО «Консалтинг и менеджмент»)