Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Экспертно-аналитические материалы

Электронное обучение в системе повышения квалификации педагогических работников по вопросам государственно-общественного управления образованием

Особое значение в управлении системой образования приобретает участие гражданских институтов общества: родителей, самих учащихся, небезразличных к проблемам образования представителей общественности. Взаимодействие общества, профессионалов-педагогов и управленцев позволяет учитывать все аспекты качества образования.

30.10.2015

Особое значение в управлении системой образования приобретает участие гражданских институтов общества: родителей, самих учащихся, небезразличных к проблемам образования представителей общественности. Взаимодействие общества, профессионалов-педагогов и управленцев позволяет учитывать все аспекты качества образования.

Активизация участия общественности в управлении образованием проявляется в формировании новых органов государственно-общественного управления, в расширении их функций и полномочий, что способствует обеспечению открытости образовательной сферы для широких слоев общества. В этой связи становление институтов общественного участия в управлении образованием становится приоритетной стратегической задачей развития системы образования Российской Федерации.

Государственно-общественное управление образованием: эффекты деятельности и векторы развития

Эффекты деятельности:

• Формирование понимания родителями своих прав,  задач и способов участия в общественном контроле и независимой оценке качества в образовании

• Формирование доверия между различными группами участников системы государственно-общественного управления (родители, педагоги, учащиеся, кооптированные члены, директора).

• Получение актуальных оценок проведения реформ «с мест», выявление зон успеха и неблагополучия

• Изменение отношения к реформам с негативно-критического на позитивно - конструктивное

• Усиление активности и вовлеченности общественности   в управление образовательными организациями.

• Структурирование и оформление содержательной, ответственной и заинтересованной образовательной общественности как равноправного партнера власти и профессионалов образования в управлении образованием.

• Рост компетентности и готовности общественных управляющих в области участия в управлении школой.

• Рост престижа общественного участия в управлении образованием.

• Рост влиятельности органов государственно-общественного управления в образовании.

Однако, несмотря на положительную практику по организации работы общественных органов их статус остаётся невысоким. Имеет место формальный подход к работе, в общественные структуры люди идут без особого желания, не всегда могут аргументировано отстоять свою точку зрения, отсутствует необходимый запас правых знаний. Актуальной задачей на ближайшую перспективу остается поддержка субъектной позиции родителей, педагогов, да и самих учащихся, организация их обучения, в том числе с привлечением широкой сети тьюторов по основам государственно-общественного управления образованием с числа обученных педагогов.

Фактор внедрения в систему повышения образования педагогических работников технологий электронного обучения

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Сегодняшняя модернизация системы повышения квалификации обусловлена новыми требованиями, вызовами и ожиданиями субъектов, определяющих ее существование – с одной стороны федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти, исполняющими, в том числе, функции учредителя в отношении к учреждениям повышения квалификации; а с другой стороны – потребителями программ и услуг системы повышения квалификации – работниками системы образования и бюджетной сферы в целом:

• новые ожидания учредителя: повышение мобильности образовательных;

• программ и услуг повышения квалификации, повышение эффективности расходования;

• бюджетных средств на повышение квалификации, повышение качества оказываемых услуг, увеличение числа потребителей программ и услуг повышения квалификации;

• новые ожидания потребителя услуг и программ повышения квалификации;

• комфортность и безопасность условий обучения, доступность и качество информационных ресурсов и сервисов, доступность и качество «сопутствующих услуг (проживание, питание, культурная составляющая образовательных программ и услуг повышения квалификации).

Развитие системы повышения квалификации во времена активного использования информационных, в том числе мобильных технологий, требует не только изменение структуры и содержания образовательных программ, но и  использование новых, современных  форм повышения квалификации. Одним из перспективных вариантов решения этой проблемы являются, прежде всего, инновационные формы повышения квалификации, основанные на использовании практико-ориентированных, дистанционных  подходов к обучению, которые показали свою эффективность в других отраслях, и могут быть широко использованы и в сфере дополнительного образования, удовлетворяя индивидуальные образовательные потребности педагогов, родителей.

Удовлетворить ожидания двух сторон сможет модель мобильного обучения, которая при полной поддержке Минобрнауки России получила мощный толчок к разработке и развитию в рамках данного проекта.

Проект «Внедрение открытых массовых дистанционных курсов в систему обучения педагогических работников общего образования по вопросам развития государственно-общественного управления образованием в условиях изменения законодательства в сфере образования».

Курс 1. «Развитие различных форм государственно-общественного управления образованием в условиях изменения правовых основ регулирования отношений в сфере образования» для педагогических работников дошкольного образования.

Курс 2. «Развитие различных форм государственно-общественного управления образованием в условиях изменения правовых основ регулирования отношений в сфере образования» для педагогов ступени начального общего образования.

Курс 3. «Развитие различных форм государственно-общественного управления образованием в условиях изменения правовых основ регулирования отношений в сфере образования» для педагогов ступеней основного и среднего общего образования.

Новизна, раскрытие темы ГОУО уже не только с позиций информационного просвещения педагогов, но и с позиций усиления практической значимости применимости в практической деятельности предлагаемых решений.

Анимационные обучающие ролики по актуальным темам организации образовательного процесса в системе общего образования, по нашему мнению, является мощным эффективным инструментом, готовым выйти в поле практического использования уже завтра.

(По результатам Государственного контракта от 20 августа 2015 года № 08.018.11.0021 на выполнение работ (оказание услуг) по проекту «Внедрение открытых массовых дистанционных курсов в систему обучения педагогических работников общего образования по вопросам развития государственно-общественного управления образованием в условиях изменения законодательства в сфере образования», e-mail: mail@prostoy.ru)