Экспертно-аналитические материалы

Опыт аккредитации экспертов и экспертных организаций в Великобритании

Продолжается серия экспертно-аналитических статей цикла «Опыт аккредитации экспертов и экспертных организаций в контексте образовательных систем различных стран».

04.12.2014

Продолжается серия экспертно-аналитических статей цикла «Опыт аккредитации экспертов и экспертных организаций в контексте образовательных систем различных стран».

В Великобритании не существует единой обязательной государственной схемы полномочия – присуждать собственные степени и обучать тому, что они считают нужным для аккредитации образовательных программ. Вузы сами определяют необходимость в аккредитации. Некоторые программы профессионального образования аккредитуются профессиональными сообществами и ассоциациями по отраслям: например, юридическими, медицинскими, бухгалтерскими.

Вообще, вузы этой страны формально являются независимыми саморегулируемыми организациями, большинство которых частично финансируется правительством. То есть, они официально признаны государством, но не находятся в его собственности. Будучи однажды признанными, вузы получают воистину удивительные полномочия – присуждать собственные степени и обучать тому, что они считают нужным.

Но анархии в процедуре аккредитации нет. Большинство вузов получает финансирование со стороны государства, которое через свои финансовые комитеты оценивает качество образования, предоставляемое вузами. Есть качество – есть финансирование. А выполняет все процедуры оценивания Агентство гарантии качества.

Кроме того, образовательная система Великобритании характеризуется широким привлечением экспертов к проведению аккредитации образовательных организаций. Процесс оценки высшего образования постепенно сдвигается от организаций финансируемых правительством в сторону того, что можно назвать самооценкой образовательной организации.

Особенности системы аккредитации образовательных организаций в Великобритании следующие:

Процесс аккредитации экспертов и экспертных организаций  в Великобритании  рассмотрим на примере деятельности Агентства по гарантии качества высшего образования (QAA). Институциональные аудиты, которые организует QAA, являются необходимым условием для получения государственного финансирования.

Агентство гарантии качества высшего образования. QAA было основано в 1997 году как некоммерческая организация, учрежденная представительными органами британских вузов. В руководящий комитет QAA входят 6 независимых членов, 4 кандидата от вузовских представительных органов, 1 студент и независимый председатель. Агентство ведет деятельность на национальном уровне, однако следует учесть, что процессы гарантии качества в Англии, Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе несколько различаются.

Отметим, что персонал агентства насчитывает 130 человек. Источник бюджета агентства составляют добровольные взносы учреждений и контракты от финансовых органов. Формально вузы не обязаны делать отчисления в бюджет QAA, однако на практике без такого рода взносов они лишаются права на прохождение институционального аудита, который проводится агентством, а тем самым – возможности получить государственное финансирование.

Основным видом деятельности QAA на территории Англии является институциональный аудит, который вскоре планируется переименовать в «институциональную экспертизу».

А вот целями британской национальной системы гарантии качества являются:

Аккредитация проводится экспертной комиссией, которая состоит из пяти человек: четырех экспертов (аудиторов) и секретаря комиссии (представителя администрации вузов). Для внешней экспертизы вуза приглашаются эксперты из других учебных заведений. Это опытные, авторитетные специалисты, которые могут оценить уровень стандартов степеней в разных вузах, а также качество контроля достижений студентов. Кандидатуры экспертов выдвигаются вузами из числа представителей академического и административного состава, а также от студенческого контингента (в состав внешней комиссии входит один студент).

Вместе с тем, агентство гарантии качества высшего образования (QAA) в лице заместителя директора QAA и сотрудников осуществляют общее управление процессом аудита: координируют взаимодействие внешней комиссии и вуза, обеспечивают информационную и организационную поддержку аудиторской (экспертной) комиссии на первом этапе (брифинг-визит). Кроме того, в обязанности заместителя директора QAA входит редактирование проекта отчета экспертной комиссии на основании данных, полученных от каждого аудитора, а также наблюдение за дальнейшим ходом подготовки отчета до момента его публикации.

Особое внимание эксперты обращают на результаты внутривузовских экспертиз, на качество и стандарты исследовательских программ постдипломного образования, деятельность вуза по совершенствованию, а также на степень вовлеченности студентов в процессы гарантии качества и уровень развития в вузе информационных систем менеджмента качества.

Есть основания полагать, к сожалению, что степень вовлеченности студентов в процессы гарантии качества являются слабым звеном во многих вузах. В большинстве учебных заведений Великобритании разработано добротное программное обеспечение, есть очень хорошие информационные системы для сбора данных, но эти ресурсы не используются должным образом, вузы подчас просто не знают, «что со всем этим делать».

В ходе аудита эксперты изучают документацию, полученную от вуза (отчет о самообследовании) и процесс обучения студентов этого вуза. Заметим, что анализ добровольных письменных комментариев, которые студенты представляют в агентство о том, как их вуз проводил самообследование, прочно вошел в практику QAA. Нужно сказать, что с каждым годом повышается активность участия студентов в процессах гарантии качества. Кроме того, эксперты анализируют имеющиеся в их распоряжении опубликованные данные о качестве преподавания в данном вузе.

Работа экспертов включает в себя:

• подготовку и представление документации;

• брифинг-визит (первый визит информационно-инструктивного характера);

• написание промежуточного отчета секретарем аудиторской комиссии (между первым визитом аудиторов и непосредственно аудиторской проверкой), но промежуточный отчет оцениваемому вузу не предъявляется;

• подготовку отчета и приложения, содержащего детальное изложение хода аудита.

Перед проведением аудита все члены экспертных комиссий проходят специальную подготовку, причем QAA не разделяет студентов и профессионалов от образования на отдельные потоки, равно как и не делает различий в оплате их работы. В соответствии с циклом национальных аудитов, агентство организует три учебных сессии в год. Каждая длится, как правило, четыре-пять дней. Обучение очное, и агентство берет на себя все расходы экспертов на обучение, проезд и проживание. Аккредитация экспертов проходит по итогам обучения.

Кроме того, в Великобритании создана многоступенчатая система аккредитации университетов и их образовательных программ при главенствующей роли правительственной организации Quality Assurance Agency (QAA). Ряд британских вузов производит оценку образовательных программ других учебных заведений по согласованным с QAA критериям. Например, The Open University (OU) в 1992 году создал свою структуру — The Open University Validation Services (OUVS), которая занимается аккредитацией образовательных учреждений и ратификацией образовательных программ, в том числе за пределами Великобритании.

Требования OUVS для аккредитации образовательных учреждений следующие:

• создание соответствующей образовательной среды;

• независимость в реализации образовательных программ;

• эффективная организация академической активности;

• эффективная система гарантий качества;

• наличие интеллектуальной собственности;

• открытость для внешних рекомендаций;

• финансовая безопасность.

Отметим что, the Open University Validation Services производит следующие виды оценок:

диагностическую, определяющую способности и готовность к реализации образовательных программ, а также выявляющую возможные проблемы в обучении (интервью, тесты);

формирующую, изучающую элементы обратной связи как части образовательного процесса (задания, рефераты, рабочие тетради, семинары);

итоговую, оценивающую достижения или недостатки в отношении результатов учебного процесса (устные и письменные экзамены, проекты).

Основными принципы оценок OUVS заключаются в следующем:

• оценки должны быть открытыми, справедливыми, обоснованными и достоверными;

• оценки должны быть адресными по отношению к результатам процесса обучения;

• критерии, по которым производятся оценки, должны быть ясными для всех;

• академические оценки должны быть по возможности коллективными;

• результаты не являются предметом обсуждения вне организации, подвергающейся оценке;

• результаты регулярно подвергаются переоценке.

Аккредитация, проводимая The Open University Validation Services, имеет целью подтверждение следующих позиций:

• соответствие ресурсов организации (преподавательский состав, материальная база, информационные возможности, финансы) реализуемым образовательным программам;

• соответствие процедур внутренней системы гарантий качества образовательным стандартам;

• соблюдение прав студентов.

Наконец, основные критерии OUVS имеют следующие характерные черты:

• отсутствие количественных показателей;

• поощрение академической и исследовательской активности преподавателей в областях, соответствующих преподаваемым курсам;

• требования к системе гарантий качества образования, включая систематический мониторинг студенческой академической активности и ее результатов со стороны внутренних и внешних экзаменаторов, в том числе производственных экспертов.

В Великобритании существуют организации, аккредитующие учебные заведения по определенным дисциплинам, таким как строительство и другим техническим дисциплинам. Такая аккредитация признается организациями аналогичного уровня по всему миру и может потребоваться при устройстве на работу по данной специальности. Обучение в соответствии с квалификационными требованиями в Великобритании является ответственным процессом, и образовательные учреждения совместно со строительными организациями имеют все необходимые возможности для того, чтобы не только теоретически осветить материал, но и практически отработать необходимые профессиональные навыки на действующих объектах строительства либо на специальных стендах, находящихся на территории учебных заведений. Возможности учебных заведений осуществлять обучение оценивают эксперты CSkills.

Одним из серьезных преимуществ системы обучения на базе квалификационных требований CSkills является наличие единой электронной базы, в которую учебные заведения обязаны вносить данные по каждому лицу, прошедшему обучение с присуждением квалификации. Единая система значительно облегчает проверку подлинности документов, предоставляемых рабочими или подрядными организациями. Такая проверка может проходить, например, со стороны проверяющих органов в случае проведения расследований, а также со стороны страховых компаний или организаций-заказчиков.

Учебному заведению, заинтересованному в том, чтобы проводить обучение в соответствии с определенными квалификационными требованиями, разработанными CSkills, необходимо выполнить ряд обязательных условий. Прежде всего, учебное заведение, которое подает заявку на аккредитацию в CSkills, обязано находиться в специальном реестре учебных заведений Великобритании и, соответственно, иметь регистрационный номер. После подачи всех необходимых документов и оплаты регистрационного взноса между учебным заведением и CSkills согласовывается визит официального представителя CSkills, который проверяет учебное заведение на соответствие всем необходимым требованиям. Если выясняется, что на момент проверки учебное заведение не выполняет какие-либо требования, то для него составляется план мероприятий по устранению недостатков. Пока указанные недостатки не устранены, учебное заведение не имеет права даже регистрировать желающих обучаться, хотя начало занятий намечено на период после планируемой даты реализации плана мероприятий по устранению недостатков.

Если учебное заведение желает получить аккредитацию для обучения в соответствии с другими квалификационными требованиями, помимо тех, на обучение в соответствии с которыми оно уже аккредитовано, ему необходимо выполнить все дополнительные условия аккредитации, связанные с этими требованиями. В заключение отметим, что в Европе, благодаря Болонскому процессу, развивается система взаимного признания квалификаций и поддержка мобильности студентов. Шотландия одной из первых среди 45 стран вступила в этот процесс и на сегодняшний день гарантирует соответствие Шотландской системы взаимного признания зачетных единиц и квалификаций (SCQF) общей структуре квалификаций, разработанной для Европейского пространства высшего образования (European Higher Education Area, EHEA).