Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Экспертно-аналитические материалы

Организационное обеспечение модели аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для оценки качества образования и сертификации профессиональных квалификаций

Модель аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для оценки качества образования и сертификации профессиональных квалификаций на данный момент находится еще в состоянии становления и развития системы оценки качества образования.

25.08.2015

Модель аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для оценки качества образования и сертификации профессиональных квалификаций на данный момент находится еще в состоянии становления и развития системы оценки качества образования. Наиболее сложным при этом является интеграции результатов оценки качества профессионального образования, осуществляемой работодателями, в систему государственного контроля качества образования. Если бы такая интеграция состоялась, в развитии системы оценки можно достичь значительных результатов.

Сегодня вопросы привлечения экспертов и экспертных организаций к оценке качества образования и сертификации профессиональных квалификаций приобретают принципиальный характер. Это обусловлено принятием соответствующих нормативно-правовых актов, в том числе и по вопросам аккредитации.

В настоящее время на территории  Российской Федерации ведутся следующие реестры экспертов:

1. Реестр аккредитованных лиц

2. Реестр экспертов по аккредитации

3. Реестр экспертных организаций

4. Реестр технических экспертов

Реестр аккредитованных лиц включает в себя информацию о физических и юридических лицах:

• экспертах, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы;

 экспертных организациях, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы:

Реестр ведется аккредитационными органами на электронных носителях на русском языке путем внесения в реестр реестровых записей.

Открытая часть реестра размещается на официальном сайте Рособрнадзора в разделе «Государственная аккредитация».

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 20.05.2014 № 556 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы» открытая часть реестра содержит следующие сведения:

об экспертах:

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата и номер распорядительного акта аккредитационного органа об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта;

в) срок действия аккредитации эксперта;

г) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперту установлены полномочия для проведения аккредитационной экспертизы;

д) сведения о прекращении полномочий эксперта.

об экспертных организациях:

а) полное и сокращенное  наименования организации и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

б) дата и номер распорядительного акта аккредитационного органа об аккредитации экспертной организации;

в) срок действия аккредитации экспертной организации;

г) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых экспертной организации установлены полномочия для проведения аккредитационной экспертизы;

д) сведения о прекращении полномочий экспертной организации.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.

Эксперт — физическое лицо, имеющее необходимую квалификацию в области заявленных для государственной аккредитации образовательных программ, включенное в реестр экспертов и экспертных организаций.

В соответствии со статьей 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» аккредитационный орган осуществляет аккредитацию экспертов и ведение на электронных носителях реестра экспертов. Реестр размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети «Интернет».

На основании документов, представленных претендентом, и результатов квалификационного экзамена претендента аккредитационная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта по проведению аккредитационной экспертизы (с указанием уровня образования, укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования));

б) об отказе в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта по проведению аккредитационной экспертизы. Повторное рассмотрение вопроса об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта проводится по заявлению претендента не ранее чем через один год после отказа в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта.

В соответствии с решением комиссии аккредитационный орган не позднее 30 рабочих дней со дня приема заявления издает распорядительный акт об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта или об отказе в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта.

Распорядительный акт аккредитационного органа о прекращении полномочий эксперта издается в течение трех рабочих дней со дня принятия комиссией соответствующего решения.

Распорядительный акт об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта или о прекращении полномочий эксперта является основанием для включения сведений в реестр.

Полномочия физического лица в качестве эксперта устанавливаются сроком на 3 года.

Порядок ведения такого реестра утвержден приказом Минобрнауки России от 20.05.2014 № 556 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы».

Реестр экспертов, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы, ведется аккредитационными органами на электронных носителях на русском языке путем внесения в реестр реестровых записей.

Реестр состоит из двух разделов:

1) сведения об экспертах, являющиеся открытыми и общедоступными для ознакомления с ними физических и юридических лиц на официальном сайте аккредитационного органа в сети «Интернет» (открытая часть реестра);

2) сведения об экспертах, являющиеся закрытыми для ознакомления с ними физических и юридических лиц и являющиеся доступными для определенного аккредитационным органом круга лиц (закрытая часть реестра).

Открытая часть реестра содержит следующие сведения об экспертах:

а) фамилия, имя, отчество ;

б) дата и номер распорядительного акта аккредитационного органа об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта;

в) срок действия аккредитации эксперта;

г) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперту установлены полномочия для проведения аккредитационной экспертизы;

д) сведения о прекращении полномочий эксперта.

Закрытая часть реестра содержит следующие сведения об экспертах:

а) наименование субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирован по месту жительства или месту пребывания эксперт;

б) номер телефона, а также номер факса и адрес электронной почты (при наличии);

в) наличие формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;

г) текущее место работы, занимаемая должность;

д) сведения о проведенных экспертом аккредитационных экспертизах (при наличии), заполняемые по форме, устанавливаемой аккредитационным органом.

В настоящее время в реестре экспертов, опубликованном на сайте Рособрнадзора, внесено 2246 записей об аккредитованных экспертах.

Сведения вносятся в реестр в течение трех рабочих дней со дня издания распорядительного акта аккредитационного органа об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта или о прекращении полномочий эксперта.

Включение сведений в реестр осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны и персональных данных.

К проведению аккредитационной экспертизы наряду с экспертами, являющиеся физическими лицами, могут привлекаться и экспертные организации, соответствующие установленным требованиям и имеющие аккредитацию аккредитационного органа.

Экспертная организация — юридическое лицо, соответствующее установленным Минобрнауки России требованиям, включенное в реестр экспертов и экспертных организаций.

Под техническими экспертами понимаются эксперты научно-технической сферы. Технические эксперты могут привлекаться для оценки качества образования и сертификации профессиональных квалификаций.

Федеральный реестр экспертов научно-технической сферы формируется в целях повышения эффективности управленческих решений, принимаемых Минобрнауки России, за счет широкого использования научного и практического потенциала ведущих ученых и специалистов при проведении экспертно-аналитических исследований по их обоснованию. Федеральный реестр экспертов предназначен для создания и организации работы экспертного сообщества по ключевым вопросам развития научно-технологического комплекса Российской Федерации.

Основная задача Федерального реестра экспертов научно-технической сферы — привлечение ведущих ученых и специалистов для проведения объективных и компетентных экспертно-аналитических исследований в интересах формирования и реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и инновационных проектов и программ федерального, регионального и отраслевого уровней, а также по другим актуальным вопросам развития научно-технологического комплекса Российской Федерации.

Федеральный реестр экспертов формируется, ведется и актуализируется Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Научно-исследовательский институт — Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» (ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ).

На текущий момент в Федеральным реестре аккредитовано 3910 экспертов.

В рамках работа над проектом «Разработка и внедрение модели аккредитации экспертов и экспертных организаций для включения в реестр экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для оценки качества образования и сертификации профессиональных квалификаций» были подготовлены методические рекомендации по организационному обеспечению модели аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для оценки качества образования и сертификации профессиональных квалификаций.

Рекомендуется, чтоб эксперты, привлекаемые к оценке качества образования и сертификации профессиональных квалификаций, были аккредитованы аккредитационным органом.

Порядок аккредитации экспертов установлен приказом Минобрнауки России от 20.05.2014 № 556 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы».

Аккредитация экспертов осуществляется аккредитационными органами в соответствии с квалификационными требованиями (требованиями), установленными Министерством образования и науки Российской Федерации.

Выполняются 2 вида аккредитации:

 аккредитация в целях установления полномочий физического лица в качестве эксперта;

• аккредитация в целях установления полномочий юридического лица в качестве экспертной организации.

Предложения по организационно-техническому и информационно-аналитическому сопровождению экспертных работ и подготовки материалов по результатам работы экспертной группы

В настоящее время работа экспертных групп является весьма трудоемкой и составление отчетов по проведению аккредитационной экспертизы является сложной задачей. Так например, «Методические рекомендации по проведению аккредитационной экспертизы в отношении основных образовательных программ» имеют объем 175 страниц, большая часть из которых являются таблицами и формами, заполняемыми экспертами в ходе аккредитационной экспертизы.

Кроме того такого рода рекомендации достаточно часто подвергаются существенному пересмотру, что затрудняет как самоподготовку, так и подготовку экспертов к визиту в образовательные организации.

В связи с этим можно сделать следующие предложения по организационно-техническому и информационно-аналитическому сопровождению экспертных работ и подготовки материалов по результатам работы экспертной группы:

  включение в состав экспертной группы технического специалиста, которые не будет участвовать в подготовке экспертного заключения. Его задачей являются технические и методические вопросы по заполнению документов экспертов. Технический специалист должен быть знаком с методикой проведения экспертизы, формой и содержанием отчетных документов;

  разработка электронных форм, предлагаемых экспертам для заполнения, на основе которых могут быть сгенерированы в автоматизированном режиме отчетные документы по результатам аккредитационной экспертизы. Данные электронные формы могут быть частично заполнены соответствующими сведениями об аккредитуемой образовательной программе из информационной системы аккредитационного органа (например, код и наименование программы, полное наименование образовательной организации).

При выполнении организационно-технического и информационно-аналитического сопровождения экспертных работ и подготовки материалов по результатам работы экспертной группы предлагается реализация следующих принципов:

• принципа соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии, подразумевающего строгое выполнение все работ с утвержденными административными регламентами и должностными инструкциями сотрудников;

• принципа разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям означает строгое соблюдение «Методических рекомендаций по проведению аккредитационной экспертизы в отношении основных образовательных программ»;

• принципа формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающего однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;

• принципа обезличенности выполнения работниками своих функций означает соблюдение экспертами объективности и беспристрастности при проведении аккредитационной экспертизы в соответствии с заданием аккредитационного органа;

• принципа квалификационного отбора в строгом соответствии с квалификационными требованиями, то есть аккредитация экспертов в соответствии с квалификационными требованиями и номинация экспертов в экспертные группы в соответствии с порядком отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, утвержденными приказом Минобрнауки России от 20.05.2014 № 556 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы».

Для совершенствования информационного и организационно-технического сопровождения аккредитации экспертов и экспертных организаций предлагается реализация следующих возможностей:

• проведение квалификационного экзамена в устной и письменной форме с использованием дистанционных технологий (в режиме видеоконференции), что позволит сократить транспортные расходы претендентов;

• использование тестирования не только при проведении квалификационного экзамена, но и с целью самоподготовки претендентов;

• организация опроса образовательных организаций об оценке работы эксперта при проведении аккредитационной экспертизы и учет результатов при принятии решения об аккредитации экспертов.

Для создания системы подготовки экспертов необходимой квалификации для оценки качества образования и сертификации профессиональных квалификаций необходимо вести реестр аккредитованных экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для оценки качества образования и сертификации профессиональных квалификаций.