Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Личный кабинет
Экспертно-аналитические материалы

Оценка эффективности существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов и пути их усовершенствования

Сегодня оценка эффективности существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов и поиск путей их усовершенствования имеют первостепенное значение для развития российского образования.

28.02.2015

Сегодня оценка эффективности существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов и поиск путей их усовершенствования имеют первостепенное значение для развития российского образования. Во многом именно от результатов этой работы зависит дальнейшая продуктивность деятельности по поддержке начинающих учителей.

Все это особенно важно, если учитывать, что, несмотря на принимаемые в регионах меры, количество педагогов со стажем от 5 до 10 лет не растет, наоборот, наблюдается отток начинающих учителей. По некоторым данным, преподавать в школы идут не более четверти выпускников педагогических вузов.

Анализ данных из регионов России дал возможность определить следующие проблемы в сфере поддержки молодых педагогов:

- проблемы по проведению аттестации для начинающих учителей;

- вопросы разграничения полномочий органов местной власти при формировании кадровой политики в сфере образования;

- завышенные требования органов управления образованием к обновлению педагогических кадров, что мешает продолжить работу опытным учителям;

- проблема временного ресурса для подготовки молодых педагогов – при распределении  учебной нагрузки для педагогов не применяется дифференцированный подход с обеспечением дополнительного времени для поддержки начинающих учителей, для работы наставников, кураторов; 

- отсутствие оплаты работы наставников;

- невысокая зарплата молодых педагогов, что не только не привлекает молодых специалистов в школу, но также не дает учителям возможности участвовать в льготных программах, например, по ипотечному кредитованию;

- отсутствие нормативно оформленных подходов к аттестации педагогов и формированию оценки работы начинающих учителей и др.

Изучение российского и зарубежного опыта показало, что сегодня одно из эффективных условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов – это подготовка начинающих учителей в формате педагогической интернатуры. Кроме того, в государственной программе «Развитие образования на период 2013-2020 гг.» немалое внимание уделяется эффективному контракту с педагогами, призванному стать связующим инструментом между зарплатой учителя, качеством и итогом его работы.

Анализ также показал, что сегодня при подготовке молодых педагогов учитывается и принцип формирования структуры контрольных цифр приема по специальностям и различным направлениям подготовки с учетом прогноза потребности в педагогических кадрах. Приходящие на работу педагоги могут закрепить за собой рабочее место, но их педагогическая деятельность должна отвечать необходимым требованиям. Данные требования формируются не только исходя из потребностей образовательной организации, но также на основе актуальных тенденций развития экономики.

Реализуя мероприятия по повышению эффективности поддержки начинающих учителей, важно также опираться на данные исследований. Речь идет об исследованиях динамики профессионального интереса начинающих учителей в зависимости от периода работы, специфики школы, характеристик образовательной системы, а также особенностей работы педагога. Необходимо также учитывать ожидания работодателей и актуальные направления образования.

Получение регулярных данных исследований по этим и других вопросам позволит более эффективно подходить к разработке и реализации мероприятий по поддержке молодого поколения педагогов. Исследования также дают возможность получить представление о развитии ситуации в динамике, что особенно важно, когда речь идет о вопросах эффективности поддержки начинающих учителей, поскольку сегодня наблюдается дефицит молодых кадров в образовании. Такая ситуация требует принятия довольно быстрых мер, которые можно оперативно  корректировать с учетом результатов исследований и текущих тенденций развития образования.

Принимая во внимание приоритеты государственных программ развития образовательной сферы, а также имеющийся опыт поддержки начинающих педагогов,  можно выделить несколько направлений проведения исследований в сфере эффективности условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых учителей:

- анализ методов организации подготовки будущих учителей в  формате педагогической интернатуры – начинающие учителя могут получать поддержку более профессиональных коллег, что предусматривает подготовку и апробацию новых форм практики студентов-учителей в школах;

- подготовка на месте работы педагога, в том числе с наставником, трансляция опыта в процессе обучения будущих педагогов.

Учитывая, что повышение эффективности существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов, а также выработка путей их усовершенствования должны во многом опираться на анализ, полученный по итогам исследований сферы поддержки молодых учителей, особое внимание необходимо уделить проработке тематики исследовательских работ. Регулярные исследования будут способствовать повышению эффективности данных процессов и помогут сделать систему поддержки начинающих учителей более актуальной, продуктивной и гибкой.

В частности целесообразно проводить периодический анализ российского и  зарубежного опыта проведения стажировок молодых учителей. Это позволить выявить лучшие для внедрения в отечественную систему практики, а также проанализировать не только позитивные, но и негативные результаты внедрения тех или иных подходов, чтобы учесть это при реализации мер поддержки начинающих учителей.

Кроме того, для повышения эффективности мероприятий по поддержке молодых учителей необходимо проводить анализ нормативной базы педагогической интернатуры в различных регионах страны. Это даст возможность синхронизировать качественные изменения образовательной системы на региональном и федеральном уровнях.

Важно также обеспечить анализ подходов к организации аттестации начинающих учителей. При этом должны учитываться специфика профессионального интереса начинающих педагогов, а также характеристики работы, повышающие привлекательность профессии педагога. Чтобы данный анализ был более продуктивным, нужно подготовить систему форм учета показателей результативности этой работы.

Также потребуется исследование методической поддержки, наставничества и обучения на работе начинающих учителей. Это позволит сделать поддержку молодых учителей более продуктивной по примеру того, как данная работа с молодыми специалистами реализуется в различных отраслях экономики.

Для повышения эффективности системы поддержки молодых учителей актуален и анализ программ подготовки в интернатуре в педагогических вузах,  а также  соответствующего методического  обеспечения. При этом нужно учитывать особенности профессиональных компетенций начинающего учителя. Такое исследование также поможет выявить факторы профессиональной деятельности, помогающие сделать профессию учителя более привлекательной.

Анализ систем мотивации начинающих педагогов позволит сформировать карту предпочтений и главных ценностных ориентиров будущих специалистов. Это необходимо для построения продуктивной системы стимулов закрепления специалистов в образовательной сфере и мотивации их к карьерному росту.

Для улучшения работы по поддержке молодых учителей необходимо также систематизировать опыт работы профессиональных объединений молодых педагогов различных форм собственности, а также проанализировать, как сегодня в образовании работают механизмы частно-государственного партнерства. Этому поможет анализ работы таких объединений, обеспечивающих консультативную и методическую поддержку начинающим учителям.

Целесообразно провести и социологическое исследование, посвященное работе наставников начинающих учителей, которые занимаются программами их профессиональной адаптации. Такая работа может вестись на базе педагогических центров при вузах. Исследование позволит проанализировать лучший опыт наставников, который может быть использован для распространения.

Значимой составляющей повышения эффективности поддержки молодых учителей могут стать и мероприятия по результатам анализа теоретических подходов и практических рекомендаций к работе с дневниками профессионального самообразования.

Кроме того, важно провести исследование обеспеченности начинающих учителей информационными ресурсами. Речь идет не только о печатных, но также об электронных ресурсах для расширения знаний в области деятельности молодого педагога.

В деле повышения эффективности условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов, а также нахождения путей их усовершенствования большую роль играют и институты повышения квалификации. Именно поэтому целесообразен анализ опыта работы данных институтов с начинающими учителями, изучение вопросов формирования методических и ресурсных баз по вопросам адаптации нового поколения учителей.

Нельзя не отметить и необходимость анализа эффективных моделей  интеграции работы вуза и педагогического сообщества школы, что важно для обобщения и тиражирования позитивного опыта. 

Полезным для развития системы поддержки молодого поколения учителей будет и изучение работы  школ молодого педагога при образовательных организациях. Такие структуры передают педагогический опыт и занимаются вопросами адаптации начинающих учителей к школьным условиям работы. 

Стоит отметить и необходимость анализа финансово-экономического положения начинающих педагогов, поскольку зарплатный фактор сегодня – один из самых актуальных для привлечения нового поколения учителей в школы. Данный анализ даст возможность подготовить актуальные предложения по улучшению финансово-экономического положения молодых учителей с учетом самых разных моментов. В частности, требуется проанализировать имеющиеся преференции, премии, гранты для молодых учителей, изучить эффективность данных методов поддержки и выработать пути их улучшения.

На желание молодого учителя остаться работать в школе влияет не только зарплатный фактор, но также мотивация к профессиональному росту. Поэтому необходимо провести анализ организации конкурсов педагогического мастерства для начинающих учителей и изучить уровень вовлеченности нового поколения педагогов в эти конкурсы, что также поможет проанализировать их мотивацию к построению карьеры.

В этом плане актуальным будет и изучение динамики профессионального интереса начинающих учителей с учетом анализа постоянно меняющихся условий рынка труда. Это будет способствовать оценке условий формирования профессионального интереса начинающих учителей.

При совершенствовании существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов нужно учитывать и достижения информационных технологий, которые помогут сделать поддержку начинающих учителей более эффективной. Поэтому требуется также анализ используемых дистанционных форм взаимодействия наставников и молодых педагогов. Такой анализ позволит создать и внедрить продуктивные модели по организации дистанционных консультаций между опытными педагогами и начинающими учителями.

Полезными для развития системы поддержки нового поколения педагогов станут и обзоры методической, учебной литературы по адаптации начинающих педагогов к школьной работе. Данные обзоры пособий могут использоваться в работе наставников с молодыми учителями, а также при подготовке специалистов в педагогической интернатуре.

Таким образом, в настоящее время можно говорить о наличии массы возможностей для повышения эффективности существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов и  развитии предпосылок для их усовершенствования.

Адаптация начинающих учителей в школах должна проходить с продуктивной поддержкой наставников и школ. Главная роль в поддержке нового поколения учителей отводится образовательным организациям, которые занимаются подготовкой педагогов. Начинающим специалистам требуется поддержка профессиональных коллег, мотивация, а также методическая поддержка и финансовый стимул.

Однако большую роль должно играть и самообразование молодого педагога, его  заинтересованность в построении успешной карьеры и профессиональном росте. Пока же в России актуальна проблема недостаточной готовности молодых специалистов, выходящих из стен педагогических вузов, использовать системный подход к самостоятельной подготовке.

В целом, оценка эффективности существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов и изучение путей их усовершенствования показали, что в российской системе образования есть хорошие перспективы для развития поддержки начинающих учителей. Однако для повышения эффективности такой поддержки необходима системная работа, включающая не только деятельность наставников, реализацию специальных программ образовательных организаций, но и самообразование молодых учителей, а также корректировку образовательной политики в этой области с учетом актуальных данных исследований сферы поддержки нового поколения педагогов.