Экспертно-аналитические материалы

Предпосылки к проведению сравнительного межрегионального анализа в сфере образования

Важнейшим элементом экономической политики на современном этапе является развитие человеческого потенциала в первую очередь, становление на региональном уровне эффективных систем здравоохранения и образования, в особенности профессионального, формирование комфортной среды обитания, способной удерживать и привлекать в регион квалифицированные кадры.

05.05.2015

Важнейшим элементом экономической политики на современном этапе является развитие человеческого потенциала в первую очередь, становление на региональном уровне эффективных систем здравоохранения и образования, в особенности профессионального, формирование комфортной среды обитания, способной удерживать и привлекать в регион квалифицированные кадры. Уровень и темпы развития территорий неразрывно связаны с обеспеченностью региональной экономики высококвалифицированными кадрами, способными быстро адаптироваться к требованиям экономической системы и рынка труда. Решение проблемы подготовки работников, обладающих подобными характеристиками, всё более смещается в сторону управления региональной системой образования и ее взаимодействия с производственным сектором. Образовательная политика имеет ключевое значение в блоке социально-экономической политики региона (страны), поскольку образование является важнейшим инструментом вертикальной мобильности, используя который люди находят свое место на рынке труда, поднимаются по статусной лестнице, достигают материального благосостояния. Кроме того, качественное образование, рассчитанное на перспективу, решает стоящую перед страной и регионами проблему вхождения в экономику знаний, основанную на инновациях. Образовательная политика определяется на государственном уровне, но может быть дополнена и изменена в пределах полномочий в регионах. Региональная образовательная политика в современных условиях ориентирована главным образом на решение таких задач как: обеспечение доступа к образованию, удовлетворяющего образовательные потребности населения региона; обеспечение равенства доступа к образованию для всего населения на всех уровнях образования; повышение качества образования и достижение его соответствия запросам населения. Основная задача властей всех уровней – повышать результативность своих действий и эффективность использования ресурсов.

Решение проблемы повышения эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации возможно только путем внедрения современных финансово-экономических моделей управления, часть из которых апробирована в рамках реализации приоритетных национальных проектов. Помимо этого требует изменения подход к предоставлению помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Основной задачей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является формирование эффективных региональных систем управления образованием. Достижение данной задачи возможно, прежде всего, путем введения современных методов управления, направленных на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, а именно:

• снижение неэффективных текущих расходов;

• повышение заработной платы работников бюджетной сферы;

• повышение доступности и качества предоставляемых услуг;

• увеличение расходов на основные средства в целях создания необходимой инфраструктуры.

Для повышения эффективности внедрения новых процедур и механизмов в систему образования в рамках реализации Постановлений Правительства Российской Федерации необходимо осуществлять на федеральном и региональном уровнях мониторинг реализуемых мероприятий с целью выявления показателей эффективности региональных систем образования и проводить сравнительную оценку этих показателей в разрезе субъектов Российской Федерации. Данная работа повысит эффективность взаимодействия руководителей органов управления образованием в субъектах Российской Федерации и поможет организовать оперативное взаимодействие по текущим вопросам с органами исполнительной власти в сфере образования субъектов Российской Федерации.

Система оценки эффективности является гибким инструментом управления и совершенствуется с учетом актуальных требований социально-экономического развития. Низкая эффективность использования бюджетных средств является следствием формирования бюджета от достигнутого, умноженного на коэффициент инфляции. Бюджетные учреждения оказываются заинтересованы в увеличении затрат в первую очередь за счет роста численности работающих и увеличения накладных расходов, а не за счет повышения эффективного использования ресурсов и возможностей. При этом, даже несмотря на фактический рост расходов на оплату труда работников социальной сферы, соотношение заработной платы ряда отраслей бюджетной сферы к заработной плате в экономике ниже, чем было в 90-е годы прошлого столетия. Проводимая в регионах работа по оптимизации бюджетных расходов в отрасли, прежде всею за счет внедрения современных финансово-экономических моделей управления в образовании, по результатам Аналитического доклада об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации привела к снижению доли неэффективных расходов по общему образованию. В то же время удовлетворенность населения качеством образовательных услуг тоже оставляет желать лучшего, так как  более трети опрошенного населения не удовлетворены качеством общего образования.

Внедрение современных методов управления должно быть признано в качестве общегосударственной задачи, реализуемой совместно с федеральными, региональными и муниципальными органами власти. В целях стимулирования внедрения эффективных методов управления на региональном уровне необходимо обеспечить:

• взаимосвязь предоставления межбюджетных трансфертов (субсидий) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с достижением показателей социально-экономического развития регионов и проведением институциональных реформ;

• координацию оценки эффективности деятельности региональных органов власти с отраслевыми системами оценки органов власти субъектов Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, в том числе путем интеграции отраслевых рейтингов и оценок в единую систему;

• ежегодное проведение оценки эффективности деятельности с поощрением субъектов Российской Федерации, достигших наилучших значений показателей эффективности;

• распространение лучшей практики регионального управления, включая успешное проведение институциональных преобразований и улучшение качества жизни населения.

Влияние органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на уровень и темпы экономического развития регионов заключается в первую очередь в создании условий и стимулов для привлечения инвестиций, формировании необходимой инфраструктуры, создании условий для снижения безработицы и административных барьеров. В то же время необходим учет региональных особенностей при определении эффективности деятельности. Базовая цель региональной политики – обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни. Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предусматривает ориентир на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов.

В условиях федеративного государства и самостоятельности местного самоуправления, с учетом масштабов территории страны для решения указанных задач  приоритетным направлением региональной политики должны стать разработка и внедрение системы мер, обеспечивающих мотивацию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти к наращиванию собственного экономического потенциала соответствующих территорий. Предоставляемая за счет вышестоящих бюджетов финансовая и иная материальная поддержка регионам и муниципальным образованиям как инструмент региональной политики должна предусматривать ее предоставление на условиях, стимулирующих экономическое развитие отстающих субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Одновременно важной задачей является сохранение условий для динамичного развития лидирующих, с точки зрения экономического развития, территорий. Отсутствие законодательно установленных единых принципов предоставления субсидий из вышестоящих бюджетов приводит к тому, что указанный вид трансфертов предоставляется исходя из различных методологических подходов, без должной координации, нередко без учета объективной потребности территории в дополнительном финансировании сферы образования в том числе, а также уровня бюджетной обеспеченности и соответственно способности территории самостоятельно за счет собственных доходов обеспечить финансирование расходных обязательств территории. Указанные факторы существенно снижают эффективность этого важнейшего инструмента региональной политики. Применение на федеральном уровне иных инструментов влияния на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, включая федеральные целевые программы, Инвестиционный фонд, особые экономические зоны, венчурное финансирование, осуществляется без должной координации, в отсутствие четких приоритетов региональной экономики, на поддержку развития которых необходимо направить действие указанных инструментов.

Это существенно препятствует проведению эффективной региональной политики, дестимулирует органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления к наращиванию собственных доходов и развитию территорий, не позволяет решить задачи сокращения межрегиональных различий в уровне обеспеченности граждан бюджетными услугами и поступательного социально-экономического развития регионов. Как следствие, нарастает дисбаланс в социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации, который в рамках действующей системы управления региональным развитием компенсируется наращиванием объема межбюджетных трансфертов.

Несмотря на возрастание объемов финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета базовая задача региональной политики – сокращение различий социально-экономического состояния субъектов Российской Федерации  так и не решена. 

Это приводит к фактической дифференциации социальных и экономических прав граждан в зависимости от места жительства. При этом если следствием отставания в социально-экономическом развитии территории является относительно низкий уровень материального благополучия граждан, объема и качества предоставляемых публичных услуг и, как следствие, массовая миграция из депрессивных регионов, возникновение межнациональных конфликтов, то чрезмерная концентрация экономического, прежде всего, промышленного потенциала приводит к ухудшению среды обитания для жителей соответствующих территорий.

Вопросы оценки и повышения эффективности применения организационно-экономических механизмов управления системой образования на уровне региона требуют дополнительных исследований, что предопределило цель и задачи данного анализа – изучение существующих отечественных и международных подходов статистики образования и оценки межрегиональной дифференциации показателей эффективности региональных систем образования с целью формирования системы оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации, позволяющей обеспечить оценку эффективности проектов по модернизации региональных программ общего образования в контексте новых стратегических ориентиров развития страны.

Научно-исследовательский технический университет «Московский институт стали  и сплавов», Буртная В.В., v.burtnaya@bk.ru