Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Личный кабинет
Экспертно-аналитические материалы

Предпосылки возникновения механизмов и процессов организации взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, семейных детских садов

За довольно короткий срок в системе дошкольного образования изменилось очень многое: появилось большое количество разных видов дошкольных организация, программ, образовательных технологий, изменились дети и родители, развивающая среда, в дошкольных образовательных организациях работают психологи и педагоги дополнительного образования, развивается инклюзивное образование, поставлена задача реализации равного доступа к образованию и повышения качества образования.

23.09.2014

За довольно короткий срок в системе дошкольного образования изменилось очень многое: появилось большое количество разных видов дошкольных организация, программ, образовательных технологий, изменились дети и родители, развивающая среда, в дошкольных образовательных организациях работают психологи и педагоги дополнительного образования, развивается инклюзивное образование, поставлена задача реализации равного доступа к образованию и повышения качества образования.

Серьезной проблемой развития дошкольного образования в Российской Федерации является значительная нехватка дошкольных образовательных организаций.

Охват детей дошкольного возраста различными формами дошкольного образования от рождения до 7 лет составляет 53,3%, в возрасте от 1 года до 7 лет - 63,1 %, от 3-х до 7 лет – 79,3%. При этом 366 тыс. детей не обеспечены местами в детских салах – это очередь. А с учетом демографических прогнозов, на 1 января 2016 года, в дошкольных образовательных организациях необходимо ввести дополнительно 1 млн.200 тыс. мест.

По каждому региону сегодня составлены планы мероприятий по решению задачи ликвидации очередности в дошкольные образовательные организации. В соответствии с этими планами будет создано 755 тыс. дополнительных мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Из них 398 – за счет строительства и реконструкции, а остальные – за счет использования вариативных форм дошкольного образования.

В 2013 году субъектам Российской Федерации из федерального бюджета выделяются субсидии на модернизацию систем дошкольного образования. На эти цели предусмотрено 50 млр.рублей.

Дефицит мест в дошкольных образовательных организациях сдерживает раннее развитие детей, не позволяет получить качественное дошкольное образование, а также ограничивает возможности занятости  родителей и соответственно доходы семей с детьми дошкольного возраста.

В силу существующих бюджетных ограничений в настоящее время данная проблема не может быть решена только силами государства.

Очевидно, что развитие негосударственных форм образовательных организаций  является одним из путей повышения доступности для населения услуг дошкольного образования, а также - повышения эффективности и качества услуг  в сфере  дошкольного образования.

 В настоящее время негосударственный сектор дошкольного образования в России развит незначительно. Следует обратить внимание, что данные о количестве негосударственных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, численности воспитанников таких учреждений существенно разнятся.

Необходимость развития частного сектора  в сфере дошкольного образования признается на государственном уровне. Основные приоритеты и задачи по развитию взаимодействия государственного и частного сектора  в сфере дошкольного образования закреплены в стратегических документах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Так, в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года поставлена задача: «уделить особое внимание дошкольным учреждениям, в том числе поддержать создание частных учреждений подобного рода…, повсеместно открывать надомные, малокомплектные детские сады, группы продлённого дня, а значит, предоставить родителям возможность выбора дошкольного учреждения».

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» закреплено достижение к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Указом Президента Российской Федерации  от 1 июня 2012 года    № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» в качестве одной из мер, направленной на обеспечение доступности и качества образования, закреплено обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, а также развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор.

В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы увеличение роли негосударственного сектора в предоставлении услуг дошкольного и дополнительного образования детей закреплено в качестве одного из направлений развития образования. Решение задачи по ликвидации очереди на зачисление детей в дошкольные образовательные организации и обеспечению к 2016 году стопроцентной доступности дошкольного образования (для детей в возрасте от 3 до 7 лет) будет обеспечено за счет строительства современных зданий дошкольных организаций, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства, и развития вариативных форм дошкольного образования (частные, семейные и корпоративные детские сады).

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» оказывается содействие гражданам в получении дошкольного образования в негосударственных образовательных организациях. Финансовое обеспечение осуществляется за счет бюджетных средств и предоставляется в размере, соответствующем нормативам финансового обеспечения государственных и муниципальных образовательных дошкольных организаций. А также, впервые дошкольное образование закреплено в качестве одного из уровней образования. Помимо образовательной деятельности и воспитания, введено понятие «присмотр и уход за детьми», которое включает комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Устанавливаются равные условия бюджетного финансирования для государственных, муниципальных и негосударственных дошкольных учреждений. В соответствии с Федеральным законом финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации посредством предоставления субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Для обеспечения современного качества дошкольного образования, в том числе и в частных организациях разработан федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования. Реализация данного стандарта позволит обеспечить равные условия получения качественного дошкольного образования для каждого ребенка вне зависимости от вида дошкольных образовательных организаций, режима его функционирования и формы собственности.

Используя ресурсные возможности каждой образовательной организации, необходимо изыскать возможность заниматься образованием и воспитанием детей по заказу родителей, привлекая всех штатных специалистов, участие которых необходимо в полноценном, психологически обоснованном, педагогически качественном, разностороннем развитии личности каждого ребенка.